Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 70
Размер файла: 475 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»

против этой неуступчивой и неколебимой веры.
     К  примеру,  практически  все  биологи  считают биологическую  эволюцию
явлением природы. Может  быть  немало споров  --  они  идут постоянно  -- по
поводу механизма эволюции, но никто не оспаривает самого факта. Точно так же
мы, иногда  не вполне  разбираясь  в автомобильном  двигателе,  тем не менее
уверены, что, если  машина в  порядке, она обязательно двинется с места, как
только мы  повернем  ключ  зажигания и нажмем на газ. Тем не  менее миллионы
людей всеми силами противятся самой  идее  биологической эволюции,  при том,
что  они  знают очень  мало или вовсе ничего не  знают  о  доказательствах в
пользу  оной,  как  и  о  содержащемся в  ней  рациональном зерне.  Для  них
достаточно, что Библия утверждает: было так-то и так-то. И точка.
     Хорошо, но  тогда  что же  говорит Библия и  что --  наука? В  чем  они
сходятся, если сходятся вообще? И в чем нет?
     Об этом книга, которую вы держите в руках.
     Она ничего не оспаривает и ничего не пытается доказать. Она не вступает
ни  в  какую полемику. Попытаемся просто строка  за строкой,  даже  слово за
словом  разобрать  стихи  Библии,  рассмотреть  их содержание и  значение  и
сравнить  с  научными взглядами,  которые  имеют отношение  к тому или иному
отрывку.
     Предметом рассмотрения  служит отнюдь не вся  Библия. Ибо главная арена
споров  лежит  в самом начале Писания --  это первые  одиннадцать глав книги
Бытие.
     В  целом Библия  --  это жизнеописание  легендарного  Аврама  (ближе  к
старости  его  стали  называть  Авраамом) и  его  потомков;  однако в первых
одиннадцати главах книги Бытие содержится краткий обзор более ранних событий
--  от  сотворения  Вселенной до рождения  Аврама  примерно  в  2000 году до
рождества Христова.
     Как утверждают те, кто  изучал Библию особенно тщательно, представление
об  этом   периоде   первобытной  истории  базируется  на  двух  документах:
"J-документе и P-документе. (В  русской литературе -- "Яхвист"  и "Жреческий
кодекс" соответственно. Далее приняты эти обозначения.)
     "Яхвист" --  более  древний и содержит легенды, имевшие  хождение среди
людей, населявших Израиль  и Иудею. Тексты, возможно, были записаны и обрели
тот вид, в котором дошли до нас, ранее 700 года до нашей эры, когда Ассирия,
располагавшаяся  в междуречье  Тигра  и Евфрата,  была самым  могущественным
царством Западной Азии.
     Задолго  до  того, как оно достигло могущества, культура  Двуречья  уже
занимала доминирующее  положение в  Западной Азии (она восходит  еще к  3400
году до нашей  эры, когда жившие там шумеры изобрели  письменность). Легенды
шумеров,  их  воззрения на  сотворение  Вселенной  и  раннюю  историю  Земли
распространились среди всех  окружающих  народов,  оказав  на них сильнейшее
влияние, подобно тому как сегодня распространились повсюду западные теории о
происхождении Вселенной и ранней истории Земли.
     "Жреческий кодекс" -- более  позднего происхождения, он был составлен в
те времена, когда народ Иудеи (евреи) находился в вавилонском плену  (VI век
до  нашей  эры).  В  ту пору  доминирующими племенами  данного региона  были
халдеи,  столицей  им  служил  Вавилон, таким  образом,  "Жреческий  кодекс"
обобщил  халдейские, или вавилонские, воззрения  на космическую  историю. За
ними, в  свою очередь,  стояла мысль почти  трех  тысячелетий, восходившая к
шумерам.
     Оба документа  были  с почтительностью  соединены в  один труд,  причем
редакторы особенно  заботились о том, чтобы  нанести как можно  меньший урон
обоим источникам. Первые одиннадцать глав книги Бытие обрели современный вид
к тому времени, когда евреи вернулись в Иерусалим после вавилонского плена.
     Влияние   культуры   Двуречья    заметно   во    всех    этих   главах,
шумерско-ассирийско-вавилонская нить видна совершенно отчетливо. В  этом нет
ничего плохого. Люди,  населявшие  в ту  пору Двуречье, были  самым развитым
народом земного шара. Они ближе всех подошли к  тому, что  мы  ныне называем
наукой, опередив все прочие цивилизации -- египетскую, индийскую, китайскую,
критскую, и держали  первенство в течение трех тысяч  лет --  с  изобретения
письменности до того времени, когда Библия обрела современный вид.
     Более  того, авторы  и  редакторы Библии  были вдумчивыми  людьми.  Они
критически  заимствовали данные из  различных  источников,  отбирая  то, что
считали  правильным,   и   отбрасывая   то,   что   казалось   нелепым   или
малопоучительным. Они трудились в поте лица, стремясь создать нечто в высшей
степени разумное  и  полезное,  и  замечательно  в  том преуспели.  В  мире,
предшествовавшем  открытиям   современной   науки,   не  существовало  столь
рациональной и воодушевляющей версии первобытной истории.
     Однако  человечество  движется  вперед.  Каждое  последующее  поколение
больше узнает, чем  предыдущее,  и делает  свои выводы.  Если в предложенной
книгой Бытие  версии первобытной истории недостает истины -- с  точки зрения
современной науки, то виноваты ни в коем случае не авторы Библии: они выжали
все,  что  могли,  из доступного им  материала.  Дать  им  все, что мы знаем
сегодня,  и можно не  сомневаться -- они  написали бы всю историю совершенно
по-другому.
     Теперь, когда все необходимые предуведомления сделаны, перейдем к самой
книге Бытие и начнем перелистывать ее страница за страницей.



Первая книга Моисея, именуемая книгой Бытие

Глава 1.

     1.  Традиция  приписывает авторство  первых  пяти книг Моисею. Судя  по
тому,  что сообщают книги Библии  -- со второй по пятую включительно,-- этот
народный  герой освободил израильтян от  рабства фараона. Современные ученые
считают,  что это по меньшей  мере  безосновательно -- первые книги не могут
быть  творением  одного  человека,  тем  более  Моисея.  Скорее  всего,  они
представляют собой тщательно  составленную компиляцию  материала, собранного
из различных источников.
     Однако  надо  заметить,  что  теория  множественного  авторства  Библии
родилась только в XIX столетии.
     Когда в  1611 году английский король  Яков I поручил 52 ученым  создать
английский  перевод  Библии  для нужд  англоязычных протестантов,  никто  не
ставил под сомнение традицию, провозглашавшую Моисея автором Пятикнижия. Это
и  есть  Авторизованный  перевод  (то  есть авторизованный  королем -- в его
ипостаси  главы  англиканской церкви).  Обычно  ее кратко  называют  Библией
короля Якова. Именно ее я использую при написании этой книги, поскольку даже
сегодня она  остается главной Библией практически для всех  людей, говорящих

Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Азимов Айзек, В начале