Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 70
Размер файла: 475 Кб
Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  » »»

-- поработал случай, и все.
     Но  как только  мы переходим к  сравнению интенсивности излучения обоих
светил, вопрос "что больше?" сразу снимается. Солнце испускает  света  в 465
тысяч раз больше, чем "самая яркая" Луна.
     Причина яснее ясного: Солнце -- горячее тело и светит само, Луна только
отражает ничтожную часть солнечного света.
     35. Солнцу  приданы функции  дневного  управляющего.  Вспомним, однако,
что,  согласно библейскому описанию,  день  и ночь были сотворены и наречены
так в первый же день. Рассеянный первосвет предположительно сиял в небесах в
определенные  промежутки времени и не сиял  в другие-- стало  быть, "день" и
"ночь" существовали и до сотворения Солнца!
     Однако,  с  тех  пор  как  оно  возникло,  свет  прибывал  и  убывал  в
зависимости  от  местонахождения светила, и с  его  закатом вовсе исчезал. В
этом смысле Солнце "правит" днем.
     С точки зрения науки  рассеянный свет,  "включающийся"  периодически,--
это  вообще нечто  малопонятное.  Да и  Солнце, если  разобраться, не  может
"править" днем, поскольку само есть  день. Иначе  говоря, день -- это просто
фиксация нашего  местонахождения вблизи  источника света, мощностью  равного
Солнцу. Не станет Солнца, и понятие "день" потеряет всякий смысл.
     36.  Меньшее  светило  -- Луна -- правит ночью. По  крайней мере, когда
ночь  лунная, сомнений  в  притязаниях  Луны  на  роль  "управительницы"  не
возникает.  Однако  видимые  перемещения нашей  космической соседки никак не
связаны с видимым же движением  Солнца: в любой  момент  времени  Луна может
находиться в небе и вместе с Солнцем, и в отсутствие его.
     Тем не менее яркости Солнца достаточно, чтобы затмить Луну, и в дневное
время мы ее не видим. За исключением одной-двух ночей в  течение каждых 29--
30 суток,  когда  Луна оказывается  слишком  близко к  Солнцу  (не говоря  о
действительно редких  случаях, когда  она проходит  перед его  диском), Луну
ночью  всегда можно наблюдать.  Даже когда наблюдение  ограничено всего лишь
краткими периодами  -- сразу после заката или перед самым рассветом. И когда
бы  она  ни  появилась в ночном  небе, она окажется  самым заметным небесным
объектом в эти часы.
     Луна привлекает внимание еще и  своей непохожестью на Солнце. Не всегда
она является нашему  взору в виде сверкающего  диска,  чаще видна лишь часть
его-- так называемые "фазы". Луна меняется от ночи к ночи. Сначала тоненький
серпик, показавшийся в предзакатный час, потом, утолщаясь, серп превращается
в полный светящийся круг,  высоко вознесшийся в полночном небе, а  далее все
происходит в  обратном порядке. После завершения каждого цикла Луна проходит
за Солнцем с запада на восток, начиная новый цикл. Кстати, чем ярче и полнее
Луна,  тем дольше  она проводит на  ночном  небе;  в этом  смысле полнолуние
означает и возможность наблюдения "царицы ночи" всю ночь напролет.
     Итак,  вполне  веские  основания  связывать  Луну  с ночной  порой,  но
подспудно не мешает помнить, что она столько же  времени проводит на  небе в
дневные часы.
     Что  касается  фаз Луны, то  они,  естественно, легли  в основу  многих
календарей,  в которых счет месяцам  идет  с  новолуния (точнее,  с  первого
появления тонкого серпа  в послезакатное время). Так поступили и вавилоняне,
а от них обычай перешел к евреям и грекам.
     37. О сотворении звезд  Библия  говорит  как бы мимоходом,  словно  это
какие-то несущественные  дополнения  к генеральному плану.  Не упомянуть  их
было  нельзя, но лишь подчеркнув,  что они  суть создания господня, лишенные
какой бы то ни было собственной "божественности", и только. Звезды не играли
существенной  роли  ни  в  качестве  светильников,  ни как основа календаря,
потому  их и  почтили  всего одним словом.  Видимые  как  звезды планеты  --
Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн -- не удостоились и этого.
     Авторы  "Жреческого кодекса"  дают ясно понять, что Земля старше любого
из небесных тел. Землю бог вычленил  из Хаоса, сотворил сушу, растительность
-- все это  на третий  день; небесные тела  -- за один присест -- только  на
четвертый.
     В  этом  вопросе  научные   представления  снова  круто  расходятся   с
библейскими.
     Солнечная  система формировалась из пылевого первооблака таким образом,
что  все  ее части  возникли почти одновременно. Солнце, Земля, Луна  и  все
планеты,  а также  их  спутники,  астероиды и кометы  --  ровесники, им всем
минуло около 4 6 миллиарда лет. Нет никаких научных оснований считать  Землю
старше других.
     Иное  дело звезды. Их  возраст существенно разнится, и  многие  гораздо
старше Земли  и  Солнца.  Некоторые, вероятно, столь же  древни,  как и сама
Вселенная, ибо  возникли  сразу после Большого  Взрыва.  А  раз так, то они,
возможно, втрое старше Солнца и Земли.
     17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
     18. и управлять  днем и ночью, и отделять свет от тьмы.  И  увидел Бог,
что это хорошо.
     19. И был вечер, и было утро: день четвертый.
     20. И сказал Бог:  да  произведет  вода пресмыкающихся, душу  живую;  и
птицы да полетят над землею, по тверди небесной. (И стало так.)
     38.  Теперь, когда все неживое убранство небес и  Земли на месте, самое
время приступать к выполнению завершающей части работ -- сотворению жизни.
     Она тоже  создавалась  в  несколько этапов,  причем  движение  было  от
периферии к центру мироздания --  человеку. В буквальном смысле: поскольку в
будущем  человеку  предполагалось  отдать во владения сушу,  господь  первым
делом позаботился о тех жизненных формах, которыми собирался заселить воду и
воздух.
     Начал  он  с морских созданий. "Пресмыкающиеся" (в оригинале the moving
creature,  то есть просто "движущиеся", -- значит уже не  растительные виды,
созданные на третий день и неспособные произвольно менять место, где пустили
корни.
     39.   Специально  оговорено:  пресмыкающиеся   --   "души   живые";   о
растительности ничего подобного сказано не было. Более чем ясное указание на
то что, по  мнению создателей "Жреческого кодекса", растительная жизнь  -- и
не жизнь  вовсе  и  мир  растений существовал  до появления  каких-либо форм
жизни. Собственно говоря, ее бог начал творить лишь на пятый день.
     Наука придерживается  иного мнения. Жизнь  теплилась в морских глубинах
еще  до  того, как  животные заселили сушу  (пока формальное  соответствие с
библейской  версией  сотворения),  но,  в  прямом  противоречии  с  авторами
"Жреческого  кодекса",  растения -- живые  организмы -- также существовали в
океане до "колонизации" суши.
     Вот как это происходило. Приблизительно 3 миллиарда лет назад океан уже
кишел  жизнью,  в  то  время  как  суща  пребывала  в  абсолютно  стерильном
состоянии. Самыми  примитивными  формами жизни  были крошечные,  размером  с

Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Азимов Айзек, В начале