Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 70
Размер файла: 475 Кб
Страницы: «« « 18   19   20   21   22   23   24   25   26  27   28   29   30   31   32   33   34   35   36  » »»

проигрываем, и наступает смерть...
     Все    неодушевленные    объекты,    встретившись    с    препятствием,
останавливаются. В основном причиной  остановки служат сопротивление воздуха
и трение, они  вызывают увеличение энтропии, которое неодушевленные предметы
погасить не в состоянии. Их движение стопорится и окончательно "умирает".
     В  тех случаях,  когда  энтропию  можно не  принимать в расчет, никакой
усталости  не наблюдается  и  действие  продолжается  бесконечно.  Некоторые
элементарные  частицы, предоставленные самим себе  (протон, электрон, фотон,
нейтрино и другие), постоянно  находятся в состоянии движения.  Определенные
комбинации их  могут образовывать стабильные атомы,  которые в  свою очередь
соединяются в стабильные  комбинации  атомов --  молекулы.  Те,  если на них
никак не воздействовать, тоже практически вечны.
     Можно развить  схему рассуждений дальше. И Земля и планеты, не встречая
сопротивления,  будут бесконечно  обращаться  вокруг Солнца  (в  стародавние
времена  полагали, что  это ангелы постоянно "подкручивают" завод вселенских
часов...). То  же самое  справедливо  и  в  отношении Солнца,  обращающегося
вокруг ядра Галактики.
     Итак,  у нас есть все  основания сделать одно важное заключение:  любые
изменения, происходящие  с неодушевленными предметами во  Вселенной во время
процесса ее возникновения  и  дальнейшей  эволюции,  протекают  с неизбежным
ростом энтропии. Поэтому говорить о какой-то "усталости" неживой природы нет
оснований: Вселенная  утомляется от увеличения энтропии в той же мере, что и
стекающая отвесно вниз вода.
     3.  И благословил Бог седьмой день, и освятил  его, ибо в оный почил от
всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
     62. Освященный седьмой день -- это еврейский "шаббат",  ныне называемый
субботой.
     Иными   словами,   в  первое  воскресенье  господь  сотворил  свет,   в
понедельник -- небеса, во вторник -- сушу и покрывавшую ее растительность;
     среда  ознаменовалась  созданием  небесных  тел,  четверг --  животных,
морских  и  воздушных;  пятницу бог посвятил животным  суши  и  человеку.  В
субботу он решил отдохнуть.
     Из текста "Жреческого кодекса" ясно следует:
     суббота   была   утверждена   всевышним   во  время   сотворения  мира,
следовательно,  до начала записанной человеческой истории.  Однако  в прямом
противоречии с  этим находятся данные науки, позволяющие предположить, что в
период,   предшествовавший  вавилонскому  плену  (времена   судей  и   царей
Израилевых), суббота не пользовалась каким-то особенным вниманием со стороны
верующих. Только во времена плена  и особенно после него "шаббат" становится
первостепенным днем недели: о нем особо сказано в десяти заповедях. Какая же
связь дня "шаббат" с вавилонянами?
     По-еврейски "шаббат" значит "прекратить, остановиться" -- термин вполне
соответствует  отдыху  после  напряженной  работы.  Простой  ежедневный  сон
необходим, тот, кто нашел время выспаться, передохнуть, добьется большего на
протяжении следующего рабочего  дня.  Вполне естественно  распространить это
правило и на большие промежутки времени, например на неделю.
     Но откуда  взять этот выходной?  Должен ли он  наступать регулярно  или
только от случая к случаю? И если принять первое, то с каким интервалом?
     В те  ранние  периоды человеческой истории, когда жили большими семьями
(и никак иначе), счет  дням велся, исходя из обстоятельств или с соизволения
главы   семьи.  По  мере   развития  и  усложнения  человеческого   общества
потребовалось как-то  регламентировать и  выходные:  нельзя было  допустить,
чтобы  совместный  труд  терял эффективность  от  такого разнобоя. Наилучшим
способом привести все  в  порядок  в  те  времена  было связать  выходные  с
религией.
     Более  4000  лет назад разработали лунный  календарь народы, населявшие
Междуречье. К появлению новой луны, отмечавшему наступление  нового  месяца,
был приурочен  религиозный праздник, и, естественно,  другие фазы Луны также
не  прошли незамеченными. Впервые словом  "шаббат" ("саббату"  --  на  языке
древней аккадской цивилизации, распространившей  свое влияние  на территорию
Междуречья  в третьем тысячелетии до новой эры) был назван  день полнолуния.
Слово  перешло  к  жителям  соседних  земель,  и  до  вавилонского  плена  в
израильском  государстве  полная  Луна (шаббат) и новолуние  отмечались  как
равнозначные по важности события.
     Так,  когда женщина собирается идти к чудотворцу-пророку Елисею просить
об оживлении мертвого  сына, муж говорит ей: "...Зачем  тебе ехать  к  нему?
сегодня  не  новомесячие и не  суббота" (4 Цар.  4: 23).  Однако  во времена
пленения  вавилоняне  отмечали  также  и  промежуточные  фазы  Луны:  первую
четверть  и  третью.  Эти  четыре  фазы  появляются  на небе  с  интервалом,
приблизительно соответствующим  неделе, и само английское слово week  (Woche
по-немецки) происходит от старого тевтонского Wechsel ("изменение").
     Действительность, конечно, оказалась сложнее. Каждая  новая лунная фаза
наступает  через 7,4  суток, и для сохранения привязки  к лунному  календарю
потребуется существенная корректировка всей схемы расчета. Некоторые  недели
должны  стать семидневными, другие  будут состоять из восьми  дней.  На  это
древние  составители календаря не пошли, а  поступили  так: решено было  все
недели считать  семидневными,  после чего всякая  связь  с фазами  Луны была
потеряна.
     Виновницей произведенного  беспорядка  (с точки зрения верующих) вновь,
вероятнее всего,  оказалась магическая "семерка".  Правда, на  сей раз магия
цифр была  связана с  конкретными знаниями древних вавилонян,  ибо  означала
семь известных в те времена "планет":  Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс,
Юпитер, Сатурн. С  точки зрения астрологии вполне разумно  было закрепить за
каждой  планетой  один  день   недели  (а  он,  в  свою  очередь,  снабжался
собственным   небесным   богом-патроном).   Восьмой   день   оставался    бы
незаполненным, обделенным, и этого, конечно, нельзя было допустить.
     Итак, возникла стабильная  неделя, состоявшая из семи дней. Один из них
был  отдан  под  религиозный  праздник,  работать в  него  не  полагалось, а
предписано было отправлять религиозные ритуалы. Кроме того, вполне вероятно,
что работа в этот день заведомо считалась обреченной на неудачу.
     Но  все,  о  чем  пока шла  речь,  касалось  Вавилона.  Находившиеся  в
вавилонском  плену евреи,  наблюдая  наступление еженедельных выходных, и не
подумали  смириться  с их политеистическим  оправданием. Оставалось одно  --
выработать свое собственное.
     Создатели  "Жреческого  кодекса"  нашли   способ  включить  выходной  в
господен  график работ по сотворению мира:  шесть дней  напряженного  труда,
затем  день  отдыха.  Так  вавилонская  неделя-семидневка  получала  могучее
"высшее"  обоснование. (Это  объяснение выбора магической семерки куда проще
греческой выдумки с "совершенными числами".)
     Возвратившись из вавилонского плена, евреи установили свой наиважнейший

Страницы: «« « 18   19   20   21   22   23   24   25   26  27   28   29   30   31   32   33   34   35   36  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Азимов Айзек, В начале