|
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 70 Размер файла: 475 Кб Страницы: «« « 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 » »» проигрываем, и наступает смерть...
Все неодушевленные объекты, встретившись с препятствием,
останавливаются. В основном причиной остановки служат сопротивление воздуха
и трение, они вызывают увеличение энтропии, которое неодушевленные предметы
погасить не в состоянии. Их движение стопорится и окончательно "умирает".
В тех случаях, когда энтропию можно не принимать в расчет, никакой
усталости не наблюдается и действие продолжается бесконечно. Некоторые
элементарные частицы, предоставленные самим себе (протон, электрон, фотон,
нейтрино и другие), постоянно находятся в состоянии движения. Определенные
комбинации их могут образовывать стабильные атомы, которые в свою очередь
соединяются в стабильные комбинации атомов -- молекулы. Те, если на них
никак не воздействовать, тоже практически вечны.
Можно развить схему рассуждений дальше. И Земля и планеты, не встречая
сопротивления, будут бесконечно обращаться вокруг Солнца (в стародавние
времена полагали, что это ангелы постоянно "подкручивают" завод вселенских
часов...). То же самое справедливо и в отношении Солнца, обращающегося
вокруг ядра Галактики.
Итак, у нас есть все основания сделать одно важное заключение: любые
изменения, происходящие с неодушевленными предметами во Вселенной во время
процесса ее возникновения и дальнейшей эволюции, протекают с неизбежным
ростом энтропии. Поэтому говорить о какой-то "усталости" неживой природы нет
оснований: Вселенная утомляется от увеличения энтропии в той же мере, что и
стекающая отвесно вниз вода.
3. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от
всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
62. Освященный седьмой день -- это еврейский "шаббат", ныне называемый
субботой.
Иными словами, в первое воскресенье господь сотворил свет, в
понедельник -- небеса, во вторник -- сушу и покрывавшую ее растительность;
среда ознаменовалась созданием небесных тел, четверг -- животных,
морских и воздушных; пятницу бог посвятил животным суши и человеку. В
субботу он решил отдохнуть.
Из текста "Жреческого кодекса" ясно следует:
суббота была утверждена всевышним во время сотворения мира,
следовательно, до начала записанной человеческой истории. Однако в прямом
противоречии с этим находятся данные науки, позволяющие предположить, что в
период, предшествовавший вавилонскому плену (времена судей и царей
Израилевых), суббота не пользовалась каким-то особенным вниманием со стороны
верующих. Только во времена плена и особенно после него "шаббат" становится
первостепенным днем недели: о нем особо сказано в десяти заповедях. Какая же
связь дня "шаббат" с вавилонянами?
По-еврейски "шаббат" значит "прекратить, остановиться" -- термин вполне
соответствует отдыху после напряженной работы. Простой ежедневный сон
необходим, тот, кто нашел время выспаться, передохнуть, добьется большего на
протяжении следующего рабочего дня. Вполне естественно распространить это
правило и на большие промежутки времени, например на неделю.
Но откуда взять этот выходной? Должен ли он наступать регулярно или
только от случая к случаю? И если принять первое, то с каким интервалом?
В те ранние периоды человеческой истории, когда жили большими семьями
(и никак иначе), счет дням велся, исходя из обстоятельств или с соизволения
главы семьи. По мере развития и усложнения человеческого общества
потребовалось как-то регламентировать и выходные: нельзя было допустить,
чтобы совместный труд терял эффективность от такого разнобоя. Наилучшим
способом привести все в порядок в те времена было связать выходные с
религией.
Более 4000 лет назад разработали лунный календарь народы, населявшие
Междуречье. К появлению новой луны, отмечавшему наступление нового месяца,
был приурочен религиозный праздник, и, естественно, другие фазы Луны также
не прошли незамеченными. Впервые словом "шаббат" ("саббату" -- на языке
древней аккадской цивилизации, распространившей свое влияние на территорию
Междуречья в третьем тысячелетии до новой эры) был назван день полнолуния.
Слово перешло к жителям соседних земель, и до вавилонского плена в
израильском государстве полная Луна (шаббат) и новолуние отмечались как
равнозначные по важности события.
Так, когда женщина собирается идти к чудотворцу-пророку Елисею просить
об оживлении мертвого сына, муж говорит ей: "...Зачем тебе ехать к нему?
сегодня не новомесячие и не суббота" (4 Цар. 4: 23). Однако во времена
пленения вавилоняне отмечали также и промежуточные фазы Луны: первую
четверть и третью. Эти четыре фазы появляются на небе с интервалом,
приблизительно соответствующим неделе, и само английское слово week (Woche
по-немецки) происходит от старого тевтонского Wechsel ("изменение").
Действительность, конечно, оказалась сложнее. Каждая новая лунная фаза
наступает через 7,4 суток, и для сохранения привязки к лунному календарю
потребуется существенная корректировка всей схемы расчета. Некоторые недели
должны стать семидневными, другие будут состоять из восьми дней. На это
древние составители календаря не пошли, а поступили так: решено было все
недели считать семидневными, после чего всякая связь с фазами Луны была
потеряна.
Виновницей произведенного беспорядка (с точки зрения верующих) вновь,
вероятнее всего, оказалась магическая "семерка". Правда, на сей раз магия
цифр была связана с конкретными знаниями древних вавилонян, ибо означала
семь известных в те времена "планет": Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс,
Юпитер, Сатурн. С точки зрения астрологии вполне разумно было закрепить за
каждой планетой один день недели (а он, в свою очередь, снабжался
собственным небесным богом-патроном). Восьмой день оставался бы
незаполненным, обделенным, и этого, конечно, нельзя было допустить.
Итак, возникла стабильная неделя, состоявшая из семи дней. Один из них
был отдан под религиозный праздник, работать в него не полагалось, а
предписано было отправлять религиозные ритуалы. Кроме того, вполне вероятно,
что работа в этот день заведомо считалась обреченной на неудачу.
Но все, о чем пока шла речь, касалось Вавилона. Находившиеся в
вавилонском плену евреи, наблюдая наступление еженедельных выходных, и не
подумали смириться с их политеистическим оправданием. Оставалось одно --
выработать свое собственное.
Создатели "Жреческого кодекса" нашли способ включить выходной в
господен график работ по сотворению мира: шесть дней напряженного труда,
затем день отдыха. Так вавилонская неделя-семидневка получала могучее
"высшее" обоснование. (Это объяснение выбора магической семерки куда проще
греческой выдумки с "совершенными числами".)
Возвратившись из вавилонского плена, евреи установили свой наиважнейший
Страницы: «« « 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |