Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 70
Размер файла: 475 Кб
Страницы: «« « 55   56   57   58   59   60   61   62   63  64   65   66   67   68   69   70  »

     337. Герар  лежал на юге  Ханаана, примерно  в 240 километрах к  югу от
Сидона и в тридцати километрах от берега моря.
     338. Газа лежала на таком же расстоянии к  югу от Сидона, как  и Герар,
но  располагалась  на  побережье. Другими словами,  судя  по  данному  здесь
описанию, протяженность Ханаана с  севера на юг -- всего 240 километров. Это
немного по современным меркам, но вполне достаточно для эпохи,  когда люди в
основном передвигались пешком.
     339. Итак, протяженность Ханаана в направлении  север--  юг определена.
Далее следует определить протяженность в направлении запад-- восток.
     Содом,  Гоморра,  Адма  и Цевоим располагались  в  юго-восточной  части
Ханаана. Точное местоположение их неизвестно, потому что эти пункты в давние
времена исчезли с лица земли в  результате какого-то бедствия (оно описано в
девятнадцатой  главе   книги  Бытие).  Предположительно,   указанные  города
существовали  в районе Мертвого  моря. Некоторые  исследователи считают, что
именно воды  Мертвого  моря,  продвинувшегося  на  юг,  их  и  поглотили,  и
случилось  это  в  результате  наводнения,   вызванного  землетрясением  или
извержением   вулкана.  Крупный  природный  катаклизм   вполне  мог  навеять
библейскую легенду о разрушении городов.
     Если мы допустим, что Содом располагался где-то к югу от Мертвого моря,
тогда широтная протяженность Ханаана от Газы до Содома составит примерно сто
километров.
     340. Лаша упоминается в Библии только в этом месте, и местоположение ее
неизвестно.  Возможно,  однако,  что  имеется  в виду  город  Лаши,  позднее
получивший  имя Дан,-- он располагался примерно в  сорока трех  километрах к
юго-востоку от Сидона.
     Если это так, то  Ханаан,  судя по  данному описанию, представлял собой
территорию прямоугольных очертаний на юго-восточном  побережье  Средиземного
моря,  площадь  которой   составляла  приблизительно   двадцать  пять  тысяч
квадратных километров.
     20. Это сыны Хамовы,  по племенам  их,  по  языкам их,  в землях  их, в
народах их.
     21.  Были дети и у  Сима, отца  всех  сынов  Еверовых,  старшего  брата
Иафетова.
     341. С родословными Иафета  и Хама покончено, и теперь "табель народов"
принимается за Сима.
     342.   Сим   здесь   изображен   как   предок   Евера,   эпонимического
родоначальника всех евреев, в том числе и израильтян.
     343. Особо подчеркивается, что Сим был старшим братом.
     22. Сыны Сима: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд, Арам (и Каинан)
     344. Елам (Элам) -- это древнее государство, располагавшееся у северной
оконечности Персидского залива, к востоку от Тигра. Оно известно с шумерских
времен.  В течение  всей  ассирийской  эпохи  успешно  соперничало  со всеми
претендентами на господство в Двуречье.
     345. Ассур  --  это,  разумеется, Ассирия.  В  данном  месте "Жреческий
кодекс"  изображает  эпонимического  предка   ассирийцев  потомком  Сима.  С
лингвистической точки  зрения  это  более  точно, чем  ассоциировать  его  с
Нимродом,  которого "Яхвист"  -- одиннадцатью  стихами  ранее  --  изображал
потомком Хама.
     346. Неясно, что обозначает имя Арфаксад. Это единственное имя в данном
стихе,  которое не отождествляется  с конкретным народом,  и единственный из
пяти  сыновей Сима,  который является прямым предком израильтян. (Начиная  с
Сифа,  это  первый случай, когда предок  израильтян  представлен  не старшим
сыном в семье. Арфаксад -- третий сын.)
     347.  Луд  обычно ассоциируют с Лидией,  но Лидия, как  уже  говорилось
двадцать  стихов  назад, отождествляется  с  Магогом, к  тому же  правильнее
предположить, что лидийцы должны вести свой род от  Иафета, а не от Сима. Но
кого тогда олицетворяет Луд? Это загадка...
     348.  Арам --  это  эпонимический  предок  арамейцев, которые  пришли с
севера Аравийского  полуострова  примерно в  1100 году до  нашей эры. Набеги
этого  племени  на  время   ослабили  Ассирию,  уже   испытавшую  взлет  при
Тукулти-Нинурта  I. В  конечном  итоге  арамеи  осели к  северу от  Ханаана,
образовав там государство.  Ныне  оно  хорошо  известно под греческим именем
"Сирия".
     23. Сыны Арама: Уц, Хул, Гефер и Маш.
     349. Четыре сына Арама  олицетворяют, вероятно, четыре арамейских рода,
области или города, но что в точности означает каждый из них, пока еще никто
не смог убедительно показать.
     24. Арфаксад родил (Каинана, Каинан родил) Салу, Сала родил Евера.
     350. В этом стихе запечатлена родословная израильских племен.
     25. У Евера родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни его
земля разделена; имя брату его: Иоктан.
     351. Имя Фалек (в латинской транскрипции-- "Пелег") сходно  с еврейским
словом  "палаг", означающим  "разделять",  и данное  здесь объяснение имени,
скорее  всего, вклад  народной  этимологии,  не прибавивший  стиху  ясности.
Впрочем, возможно, здесь заложен намек  на легенду, которая будет изложена в
следующей главе.
     352.  Именно  Фалек,  а  не  Иоктан  считается  прямым  родоначальником
израильтян. Поэтому потомки Иоктана перечислены в последующих стихах, с  тем
чтобы больше к ним не возвращаться.
     26. Иоктан родил Алмодада, Шалефа, Хацармавефа, Иераха,
     27. Гадорама, Узала, Диклу,
     28. Овала, Авимаила, Шеву,
     29. Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья Иоктана.
     353.   Перечисленные    тринадцать   сыновей    Иоктана   олицетворяют,
по-видимому,  тринадцать  связанных  друг  с  другом племен  или, во  всяком
случае, группировку из тринадцати племен, объединенных языковым и культурным
родством.  Бытует  мнение,  что  имена сыновей  Иоктана  воплощают  названия
племен, обитавших в Южной Аравии.
     30. Поселения их были от Мети до Сефара, горы восточной.
     354.  Ни  Меша,  ни  Сефар  больше  нигде  в   Библии  не  упоминаются.
Местоположение их неизвестно.
     31.  Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в  землях  их, по
народам их.
     32. Вот племена сынов Ноевых,  по родословию их,  в  народах их. От них
распространились народы на земле после потопа.



Глава 11.


Страницы: «« « 55   56   57   58   59   60   61   62   63  64   65   66   67   68   69   70  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Азимов Айзек, В начале