Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Бертран же Ж. - Этика перераспределения

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 28
Размер файла: 178 Кб
Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»

организаторов.
Я бесконечно благодарен за советы и дружескую помощь, оказанную мне при
подготовке книги к изданию. Право же, моя скромная работа не заслужила
такого внимания.
Мистер и миссис Патрик Бэри взяли на себя труд исправить неточности формы,
но, безусловно, они были не в силах устранить шероховатости моего стиля,
неизбежные при использовании иностранного языка. Д-р Рональд Ф. Хендерсон,
проф. Илай Девонс (Манчестер) и проф. Милтон Фридман (Чикаго) прочли
корректуру этой книги с целью исправления возможных экономических ошибок,
а проф. Уиллмор Кендал (Иель) предоставил свои замечания с точки зрения
политолога.
С моей стороны было бы неблагодарностью за их щедрую помощь возлагать на
них какую бы то ни было ответственность за мои взгляды или возможные
ошибки.
Я надеюсь, читатель поймет, что это небольшое эссе ни в коей мере не
претендует на то, чтобы внести вклад в грандиозную дискуссию о путях
перераспределения доходов; это скорее попытка привлечь внимание к
некоторым важным моментам, которым в этой дискуссии обычно не уделяется
достаточно внимания. Ведь вклад в развитие цивилизации невозможно
правильно оценить только через размер национального дохода.
Бертран де Жувенель
9 мая 1951 г.



Введение
Работа Бертрана де Жувенеля в области этики перераспределения, прежде
всего, отличается тем, что основное внимание в ней уделяется нравственной
стороне перераспределения, а не его влиянию на трудовую мотивацию. Иначе
говоря, критика де Жувенеля представляет собой вызов основным ценностям
теории перераспределения. Она совершенно не связана с инструментальной или
утилитарной оценкой последствий политики перераспределения. Де Жувенеля
интересует влияние перераспределения на личную свободу и культуру, а не
его воздействие на производительность.
Это исследование важно еще по одной причине: в нем тщательно проводятся
различия между теорией перераспределения и другими, внешне сходными,
доктринами. Так, например, автор ясно показывает, чем эта теория
отличается от аграрного эгалитаризма, который ставит своей целью
уравнивание ресурса -- земли, -- но не стремится к контролю за
распределением ее продукта. Очень важно подчеркнуть, что теория
перераспределения не тождественна социализму. Теория перераспределения
принесла много вреда современной цивилизации, но она не разрушила ее.
Социализм же характеризуется подавлением частной собственности в условиях
новой общинной нравственной солидарности и несовместим с современным
обществом. Если он и может существовать, то только в монастырях, где все
материальное с презрением отвергается, или в небольших, простых или даже
примитивных сообществах -- этот аспект хорошо понял Руссо, но не смог
понять Маркс.
Де Жувенель проводит еще одну фундаментальную границу внутри самой теории
перераспределения. Современная теория перераспределения включает в себя
два совершенно различных элемента: веру в то, что правительство должно
играть главную роль в борьбе с бедностью, и в то, что экономическое
неравенство есть несправедливость и зло. Вера в эти два положения привела
ко все возрастающей убежденности в том, что правительство должно нести
ответственность за повышение жизненного уровня народа. Когда к требованию,
чтобы правительство обеспечивало определенный минимальный жизненный
уровень, ниже которого никто не должен опускаться, добавляется предложение
установить верхний уровень, выше которого никто не должен подниматься,
делается еще один шаг в направлении эгалитарного перераспределения.
Де Жувенель показывает, что эти предложения поборников равноправия
опираются на формально правильные алгебраические выкладки. Однако эти
рассуждения основаны на идее об убывающей предельной полезности дохода,
идее, которую автор язвительно критикует, показывая непреодолимые
препятствия к получению надежных результатов при сравнении степеней личной
удовлетворенности людей. Де Жувенель мог бы также отметить, что даже если
было бы возможно проводить сравнения полезности для разных людей,
осуществление перераспределения в соответствии с маржиналистскими
принципами привело бы к нравственно порочным результатам. Это могло бы
вызвать перераспределение ресурсов от самых убогих (скажем, от
депрессивного паралитика) к тем людям -- главным образом находящимся
где-то в середине шкалы доходов и со средними природными данными, --
которые могут получить наибольшее удовлетворение от этих ресурсов. Надо
сказать, что сторонники равенства совсем не желают такого результата, но
он с неумолимостью следует из маржиналистской аргументации защитников
перераспределения.
Критика этического аспекта перераспределения, осуществленная де Жувенелем,
характеризуется силой и многоаспектностью. Он делает важное эмпирическое
замечание, когда говорит, что ресурсы, необходимые для обеспечения
прожиточного минимума, нельзя получить только, или хотя бы в основном, за
счет налогообложения богатых. Эти ресурсы должны быть изъяты у
представителей средних классов, которые одновременно являются и
получателями в схемах перераспределения доходов. Это очень важный момент в
работах де Жувенеля. Его положение о том, что результат политики
перераспределения доходов чрезвычайно неоднозначен и порой производит
обратный эффект, аналогичный эффекту регрессивного налогообложения, уже
получило свое историческое подтверждение. Он отмечает далее, что политика
перераспределения всегда связана с дискриминацией меньшинств, поскольку
она неминуемо должна быть направлена на удовлетворение предпочтений и
интересов большинства -- это отмечал также и Хайек.
Политика перераспределения критикуется де Жувенелем также и за разрушение
чувства личной ответственности. Это происходит путем передачи индивидами
государству полномочий по принятию жизненно важных решений. Удовлетворяя
жизненно необходимые потребности индивида, государство оставляет ему
возможность принимать решения только относительно расходования его
карманных денег. Кроме того, политика перераспределения ставит семью в
более бесправное положение по сравнению с юридическими лицами, например,
корпорациями. Это происходит в основном путем предоставления фирмам
налоговых преимуществ, в которых отказано семье. Высокая ставка
налогообложения, неизбежная при государственной политике
перераспределении, также имеет нежелательные последствия: сокращается

Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Бертран же Ж., Этика перераспределения