Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Богданов А. - Очерки организационной науки

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 93
Размер файла: 602 Кб
Страницы: 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  » »»

А. Богданов.
 
 
                       ОЧЕРКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ НАУКИ.
 
                     Что такое организационная наука.

                 I. Единство организационной точки зрения.
 
 
   I.
 
 
   Во всей борьбе человечества со стихиями его задача - власть над
природою. Власть - отношение организатора к организуемому. Человечество
шаг за шагом приобретает, завоевывает ее; это значит, оно шаг за шагом
организует мир, - организует для себя, в своих интересах. Таков смысл и
содержание его векового труда.
   Природа сопротивляется ему, стихийно, слепо, со страшною силою своей
темной, хаотической, но бесчисленной и бесконечной армии элементов. Чтобы
победить ее, человечество должно организоваться само в могучую армию. И
оно организуется в ряду веков, образуя трудовые коллективы, от маленьких
родовых общин первобытной эпохи до современного сотрудничества сотен
миллионов людей, ими еще неосознанного, но вполне реального.
   Если бы человечество организовало мир для себя только теми силами и
средствами, которыми обладает от природы, оно не имело бы преимущества
перед другими живыми существами, которые тоже борются за себя с остальной
природой. В своем труде оно пользуется орудиями, которые берет из той же
внешней природы. Это - основа его побед, то, что давало и дает ему
возрастающее превосходство над самыми сильными и грозными гигантами
стихийной жизни, что выделяет его из ее царства.
   Но не менее, а еще более трудная задача для человечества - организовать
себя, свои усилия, свои активности, в отдельной личности и в коллективе. В
сложности человеческого организма и общества скрыты стихийные силы, слепые
и противоречиво сталкивающиеся, порою грозные и разрушительные, как силы
природы, темной матери человечества. Судьба сделала нас свидетелями самого
истребительного, самого чудовищного в своей грандиозности взрыва этих сил;
но о них ясно говорит и вся история, цепь веков, залитая огнем и кровью,
полная ужасов голода, изнурительного труда и бессилия миллионов рядом с
паразитической роскошью и жестоким господством немногих. Самоорганизация
человечества есть борьба с его внутренней стихийностью, биологической и
социальною; в ней орудия не менее необходимы для него, чем в борьбе со
внешней природою, конечно, иные - орудия организации. С великим трудом и
великими жертвами человечество вырабатывало их.
   Первым таким орудием явилось слово. Посредством слова организуется
всякое сознательное сотрудничество людей: призыв к работе, в виде просьбы
или приказания объединяющий сотрудников; распределение между ними роли в
труде; указание последовательности и связи их действий, ободрение к
работе, концентрирующее их силы; предостережение там, где начинается
несогласованность; остановка работы, перегруппировка, перемена направления
усилий - все это выполняется в словесной форме. Гигантские коллективы
создаются силою слова, гигантские коллективы управляются ею. Люди XX века
видели, как властное слово ничтожнейшей личности направляло миллионы людей
в невиданный ад железа и динамита, на убийство и гибель. Недаром древнее
мышление, глубокое в своей наивности, породило миф о сотворении мира
словом, верило в безграничную власть слова над стихиями: воды и горы, бури
и грозы, болезни и смерть должны были повиноваться тому, кто знал и
произносил надлежащее слово... Организующая сила орудия была
фетишизирована и обобщена на весь мир; но она не ускользала от
примитивного сознания, как большей частью ускользает от современного.
   Другое орудие, более сложное и тонкое, это - идея. Идея всегда является
организационной схемой, выступает ли в виде технического правила, или
научного знания, или художественной концепции, выражена ли словами, или
иными знаками, или образами искусства. Идея техническая прямо и очевидно
координирует трудовые усилия людей; научная - делает то же самое лишь
более косвенно и в более широком масштабе, как орудие высшего порядка,
чему яркая иллюстрация - научная техника нашей эпохи; идея художественная
служит живым средством сплочения коллектива в единстве восприятия,
чувства, настроения, - воспитывает единицу для ее жизни в обществе,
подготовляя организационные элементы коллектива, вводя их в его внутренний
строй. Древнее мышление смутно сознавало организационную роль идей, видя в
них руководящие указания свыше; новейшее в большинстве случаев утратило и
это сознание.
   Третье орудие - социальные нормы. Все они - обычай, право, мораль,
приличия - устанавливают и оформливают отношения людей в коллективе,
закрепляют их связи. И эти нормы конкретное сознание патриархальных времен
понимало как заветы предков или повеления богов, фетишизированных
родоначальников, устраивающие коллективную жизнь; а новейшее отвлеченное
мышление, не проникая в социально-организационную природу этих норм,
искало их основ в душевных переживаниях отдельной личности.
   Откуда же человечество берет такие орудия, как речь, идеи, нормы? Не из
внешней природы, как орудия материальные, а из своей собственной, - из
своих активностей и переживаний, из своего опыта. Все это - продукты
организации опыта, выполняемой человечеством в ходе тысячелетий. Слово -
не пустой звук, а социальный кристалл представлений и стремлений,
передаваемых в коллективе от человека к человеку; и таковы же другие,
более сложные формы идеологии.
   В общей схеме перед нами развернулось все содержание жизни
человечества, и теперь можно подвести итоги. Старый учитель научного
социализма, Энгельс, выразил их формулой: производство людей, производство
вещей, производство идей.
   В термине "производство" скрыто понятие организующего действия. И мы
сделаем формулу точнее: организация внешних сил природы, организация
человеческих сил, организация опыта.
   Что же оказалось? У человечества нет иной деятельности, кроме
организационной, нет иных задач, кроме организационных.
   Как, разве мы не видим на каждом шагу разрушительной работы,
дезорганизационных задач? Да, но это - частный случай той же тенденции.
Если общество, классы, группы разрушительно сталкиваются, дезорганизуя
друг друга, то именно потому, что каждый такой коллектив стремится

Страницы: 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Богданов А., Очерки организационной науки