Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Богданов А. - Очерки организационной науки

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 93
Размер файла: 602 Кб
Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»

организовать мир и человечество для себя, по-своему. Это - результат
отдельности, обособленности организующих сил, - результат того, что не
достигнуто еще их единство, их общая, стройная организация. Это - борьба
организационных форм.
   Итак, вывод подтверждается: все интересы человечества -
организационные. А отсюда следует: не может и не должно быть иной точки
зрения на жизнь и мир, кроме организационной. И если это еще не сознается,
то только потому, что мышление людей до сих пор не выбилось вполне из
оболочек фетишизма, окутавших его на пути развития.
 
 
   II.
 
 
   Хорошо, пусть так: мы, люди, организаторы природы, себя самих, своего
опыта, свою практику, познание, художественное творчество мы будем
рассматривать с организационной точки зрения. Но стихийная природа, разве
она - организатор?
   Разве не будет наивным субъективизмом или поэтической фантазией
применять к ее событиям и действиям ту же точку зрения?
   Да, конечно, природа - великий первый организатор; и сам человек - лишь
одно из ее организационных произведений. Простейшая из живых клеток,
видимая только при тысячных увеличениях, по сложности и совершенству
организации далеко превосходит все, что удается организовать человеку. Он
- ученик природы и пока еще очень слабый.
   Но если явления жизни можно исследовать и понимать как организационные
процессы, не имеется ли кроме них обширной области "неорганического" мира,
мертвой природы, которая не организована? Да, жизнь есть маленькая часть
вселенной, теряющаяся в океане бесконечности; но не-живое,
"не-органическое" не значит - неорганизованное. Это старое заблуждение до
последнего времени царило над мыслью человечества как раз вследствие
организаторской ее слабости; оно приходит к концу.
   Наука теперь разрушает непереходимые границы между живой и мертвой
природою, заполняет пропасть между ними. Мир кристаллов обнаружил
типические свойства организованных тел, которые раньше считались
исключительно характеризующими царство жизни: кристалл в насыщенном
растворе поддерживает свою форму путем "обмена веществ"; он восстановляет
ее повреждения, как бы "залечивая рану"; при известных условиях
пересыщения он "размножается", и т. д. А связи царства кристаллов с
остальной неорганической природой таковы, что не может быть и речи о
принципиальных, безусловных различиях. Среди жидкостей есть образования,
так называемые "текучие кристаллы", которые обладают большинством
кристаллических свойств. А якобы "живые кристаллы" Леманна, получаемые при
известных температурах из параазооксикоричнево-этилового эфира, способны
не только размножаться делением и "копулировать", т.-е. сливаться попарно,
но также и питаться и расти, воспринимая вещество внутрь себя, и двигаться
наподобие амеб:
   все существенные особенности, какими обычно определяются низшие
одноклеточные организмы.
   Впрочем, и простая капля росы на листе травы в пересыщенной паром
атмосфере растет и размножается путем деления. А ее поверхностный слой,
физически аналогичный упругой пленке, "охраняет" ее форму подобно тонким
упругим оболочкам многих живых клеток, напр., бактерий.
   Было бы странно считать "не организованными" стройные, титанически
устойчивые, в мириадах веков оформившиеся системы солнц с их планетами. Но
для современной теории таково же, по своему типу, строение каждого атома,
с его поражающей устойчивостью, основанной на неизмеримо-быстрых,
циклически-замкнутых движениях его элементов.
   Полная неорганизованность - понятие без смысла. Это, в сущности, то же,
что голое небытие. В ней надо принять отсутствие всякой связи; но то, в
чем нет никакой связи, не может представлять никакого сопротивления нашему
усилию; а только в сопротивлении мы узнаем о бытии вещей; следовательно,
для нас тут нет никакого бытия. И мыслить абсолютную бессвязность можно
только словесно, никакого реального, живого представления в эти слова
вложить нельзя, потому что абсолютно бессвязное представление вовсе не
есть представление и вообще - ничто.
 
   Даже мнимая пустота мирового пространства - мировой эфир - не лишена
низшей, элементарной организованности: и она обладает сопротивлением; лишь
с ограниченной скоростью движение проникает через нее; а когда возрастает
скорость движущегося тела, тогда, согласно идеям современной механики,
растет и это сопротивление, сначала с неуловимой медленностью, потом все
быстрее; и на пределе, равном скорости света, оно становится совершенно
непреодолимо - бесконечно велико.
   Так, исходя из фактов опыта и идей современной науки, мы неизбежно
приходим к единственно целостному, единственно монистическому пониманию
вселенной. Она выступает перед нами, как беспредельно развертывающаяся
ткань форм разных типов и ступеней организованности, от неизвестных нам
элементов эфира до человеческих коллективов и звездных систем. Все эти
формы, в их взаимных сплетениях и взаимной борьбе, в их постоянных
изменениях, образуют мировой организационный процесс, неограниченно
дробящийся в своих частях, непрерывный и неразрывный в своем целом.
 
 
   II. Единство организационных методов.
 
 
   Такова организационная точка зрения. Она совершенно проста и в простоте
своей непреложна. Что же она дает нам, какие пути раскрывает?
   Было бы мало пользы для практики и теории, если бы дело свелось к
философскому положению: "все есть организация". Для практики и для теории
нужны и важны методы. Вывод по отношению к ним ясен: "все методы суть
организационные". Отсюда задача: понять и изучить все и всякие методы, как
организационные. Это может быть большим шагом вперед, но при одном
условии: чтобы организационные методы поддавались научному обобщению.
   Если бы организационные методы в одной области были одни, в другой -
другие, совершенно с ними несходные, в третьей - третьи, напр., в
организации вещей, т.-е. технике, не имеющие ничего общего с методами
организации людей, т.-е.
   экономики, или организации опыта, т.-е. мира идей, - то овладеть ими

Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Богданов А., Очерки организационной науки