Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Богданов А. - Очерки организационной науки

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 93
Размер файла: 602 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»

   Ясно, что "провести" железную дорогу означает весь организационный
процесс, который сюда относится, как видно из того, что и слово
"построить" употребляется здесь так же естественно; но "произвести" или
"организовать" звучало бы весьма непривычно, хотя идею выражало бы не
менее точно, а весь особый характер процесса был бы достаточно указан
дополнением - "железную дорогу". Для продуктов применяются также нередко
выражения "изготовить", "приготовить", "выполнить" и т. д. Но, кроме того,
в более узких отраслях то же самое понятие выражается массой специальных
глаголов: платье, например, "сшить", - при чем подразумевается отнюдь не
только механический акт шитья, но весь сложный организационный процесс, в
котором это только одна из операций; оружие "выковать", картину
"нарисовать", книгу "написать" и пр. Еще целый ряд слов относится к
идеологическим актам того же рода, напр., "создать" художественное
произведение, "сочинить" трактат или учебник, роман или пьесу, "изобрести"
   аппарат (с оттенком - организовать впервые), "открыть" закон
(организация фактов в связь определенной схемы). Иногда обозначение
берется из области понятий противоположного характера, относящихся к
дезорганизации: "разбить лагерь", "разбить сад" - в смысле именно
организовать, с надлежащим распределением в пространстве. Самый общий
термин человеческой практики - "делать" - означает одновременно и
организовать, и дезорганизовать.
   Стихийные организационные процессы выражаются частью теми же словами,
частью особыми, в разных научных отраслях различными. Таковы
физико-химические термины "образовывание", "формирование", биологические
термины "приспособление", "развитие", применяемые со многими, изменчивыми
оттенками смысла. В психологии организационные процессы чаще всего
называются "ассоциативными". В общественных науках преобладают термины
строительного дела ("строение общества", "устраивать предприятие" и т.
п.); но там же, без заметного различия с ними, употребляется слово
"организовать"; оно собственно относится к сфере техники и по-гречески
значит - "снабжать инструментами".
   Конечно, большинство понятий не так множественно выражаются словами; но
все же колоссальные лишние затраты энергии в развитии речи, а особенно в
усвоении языка людьми, вполне очевидны. Между тем специализация порождает
еще иное противоречие: при расхождении отраслей одни и те же слова
приобретают в них разный смысл; а при их соприкосновениях потом отсюда
получаются смешения и путаница. Пример - научный термин "конкуренция". В
политической экономии он означает рыночную борьбу продавцов из-за сбыта их
товара, или покупателей из-за его приобретения, когда нет соответствия
между спросом и предложением; это - борьба на основе общественной связи,
борьба, маскирующая собою сотрудничество между членами общества,
работающими объективно не на себя, а на социальное целое. В биологии тот
же термин означает жизненную борьбу между организмами из-за питания,
количество которого в природе для них ограниченно; так растения в лесу
тянутся ветвями и листьями к солнечному свету, главному источнику своей
энергии, а корнями как можно дальше в почве, откуда извлекается вода и
необходимые соли, при чем заглушают друг друга; это совершенно иные
отношения, но, благодаря общему названию, они часто не различаются; и их
смешение стало теоретической основою целой школы "дарвинистов-социологов",
переносящих на социальную жизнь понятие биологической борьбы.
   Специализация порождала сама по себе расхождение методов: живя
обособленной жизнью, отдельные отрасли развивали их в разные стороны. А
поскольку общие методы сохранялись или даже независимо возникали в них,
специальный язык скрывал это от сознания людей, мешая экономии опыта,
заставляя усваивать одно и то же под разными именами; а в других случаях
он же вредил необходимой точности путем расхождения смысла одних и тех же
терминов. Отсюда лишние растраты социальной энергии, которые с прогрессом
специализации возрастают, все более ослабляя положительное ее значение.
   Расхождение опыта и методов разных отраслей ведет к сужению кругозора
специалистов и подрыву организационного творчества. Располагая, по
отдельности, лишь ничтожной частью накопленных в обществе приемов и точек
зрения, не имея возможности выбирать из них и комбинировать их наилучшим
образом, специалисты не справляются с непрерывно накопляемым материалом,
не в силах стройно и целостно организовать его. Получается нагромождение
материала во все более сыром виде, нередко подавляющее количеством.
Усвоение делается все труднее и вынуждает дальнейшее дробление отраслей на
еще более мелкие, с новым сужением кругозора и т. д. Это давно было
замечено передовыми учеными и мыслителями, которые и вели борьбу против
"цеховой узости", главным образом в области науки.
   Но дробление не было абсолютным; с самого начала имелась и иная
тенденция, которая долго не была заметна благодаря сравнительной слабости,
но все время пробивала себе путь и особенно усилилась с прошлого века.
Общение между отраслями все-таки было, и методы одних проникали в другие,
часто вызывая в них целые революции. И в технике, и в науке ряд величайших
открытий, едва ли не большинство их, сводились именно к перенесению
методов за пределы тех областей, где они первоначально были выработаны.
   Так пользование паровыми двигателями переходило из одних отраслей
производства в другие, всюду порождая огромный рост производительности
труда; в транспорте, напр., оно стало широко применяться лишь через
десятки лет после того, как преобразовало значительную часть индустрии.
Затем в развитии паровых машин большим шагом вперед явилось применение
турбинного устройства, давно известного в водяной технике (простейшая
турбина, это - игрушка, называемая Сегнеровым колесом). Дальнейший, еще
более крупный шаг был сделан введением "взрывного"
   принципа, сотни лет уже овладевшего техникой войны и разрушения.
Двигатели, построенные на этой основе, отличаются гигантской силой при
малом объеме и весе; они завоевали для человечества воздушный океан.
   В технике добывания благородных металлов, ювелирного дела и
приготовления лекарств развивались методы точного взвешивания. Лавуазье,
применив их последовательно в химии, произвел в ней огромный научный
переворот. Практические принципы машинного производства, научно
оформленные физиками, превратились в термодинамику и затем в общую
энергетику; на ней основано все новейшее объединение физико-химических
наук. Астрономия была преобразована принципами механики; физиологию
сделали точной наукою методы физики и химии. Психология глубоко изменяет
свой характер благодаря методам физиологии и общей биологии, тоже вносящим
в нее научную точность.
   Перенесение методов вполне объективно и непреложно доказывает
возможность их развития к единству, к монизму организационного опыта. Но
этот вывод не укладывается в сознании специалиста, как и вообще в

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Богданов А., Очерки организационной науки