Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Богданов А. - Очерки организационной науки

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 93
Размер файла: 602 Кб
Страницы: «« « 4   5   6   7   8   9   10   11   12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  » »»

технику, - а именно преодолевается, теряет свои вредные стороны, перестает
быть сетью перегородок между людьми, перестает суживать их кругозор и
ограничивать их общение, их взаимное понимание"   Что касается возникшей из разделения труда общественной анархии,
конкуренции, борьбы человека против человека, то и она по мере развития
рабочего класса утрачивает свое разъединяющее влияние на него, потому что
в его среде она на деле устраняется. Товарищеская связь в работе, общность
интересов по отношению к капиталу порождают сплочение пролетариата в
различные классовые организации, которые шаг за шагом, с колебаниями, но
неизбежно ведут его к объединению в мировой коллектив.
   Рабочий класс осуществляет дело организации вещей в своем труде,
организации своих коллективно-человеческих сил в своей социальной борьбе.
Опыт той и другой области ему приходится связывать в свою особую идеологию
- организацию идей.
   Таким образом сама жизнь делает его организатором универсального типа,
а всеорганизационную точку зрения - естественной и даже необходимой для
него тенденцией.
   Это сказывается и в том, как легко освобождается рабочий-специалист от
цеховых предрассудков профессии, и в том, как жадно стремятся передовые
пролетарии к знанию энциклопедическому, а не узко-специальному, и в том,
как охотно усваивают они во всех областях наиболее монистические идеи и
теории. Но это не значит, чтобы новая точка зрения, выступая в массе
частных проявлений, могла, во всем ее гигантском захвате, легко и быстро
осознаться, оформиться до конца. Сам индустриальный пролетариат лишь
постепенно складывается в новый социальный тип, перевоспитываясь силою
жизненных отношений, в которые попал сравнительно недавно. Идеология -
вообще самая консервативная сторона социальной природы; выработка нового
быта, нового миропонимания, новой культуры - наиболее трудное дело в жизни
класса.
   Великий социальный кризис последних лет должен явиться самым мощным
толчком к осознанию и оформлению всеорганизационной точки зрения. Обе
части кризиса - мировая война и вышедшая из нее мировая революция -
различными путями ведут рабочий класс в этом направлении.
   Мировая война сама по себе явилась величайшей организационной школой,
вызвала беспримерное напряжение организационных способностей всякой
личности, всякого коллектива, прямо или косвенно в ней участвовавшего,
дала им невиданный по богатству организационный опыт. Этот опыт отличается
и исключительно строгой постановкою задачи, которую приходится решать во
что бы то ни стало или погибать, и всесторонностью задачи. В военной
обстановке приходится одновременно и совместно, в одной связи,
организовать и человеческие силы, и все наличные материальные средства, и
даже идеологию военного коллектива, - то, что называют его "духом". Притом
все эти три стороны выступают практически как равноправные; их элементы на
каждом шагу организационно заменяются одни другими. Недостаток, напр., в
людях возмещается то усилением технических средств истребления, то
идеологическим сплочением людей - поднятием духа военного коллектива путем
одушевляющих и разъяснительных речей, приказов: недостаток технических
средств уравновешивается пополнением человеческого материала, и т. под.
Единство организационной точки зрения навязывается с величайшей силою и
вызывает острую потребность в единстве организационных методов.
   Война была первой фазою великого организационного кризиса; она вызвала
вторую фазу - революцию. Рабочий класс революция не только заставила
спешно и напряженно организовать свои силы, - она поставила его в
небывалое положение: по крайней мере, в некоторых странах она принудила
его взять в свои руки организацию общественной жизни в ее целом. Это
положение, безразлично, временное оно или окончательное, изменило для
рабочего класса масштаб организационной задачи из ограниченного в
универсальный. Чем резче противоречие между характером задачи и
неоформленностью организационного опыта, его навыков и методов у рабочего
класса, тем ярче выступает необходимость оформления всего этого, тем
насущнее потребность во всеобщей организационной науке.
   Так создались все жизненные предпосылки этой науки. Долгим и трудным
путем шло к ней человечество. Она есть наука общечеловеческая в высшем и
самом полном значении этого слова. Ее идея исключалась для старых классов
дробностью их бытия, разрозненностью и односторонностью их опыта. Когда
силы истории выдвинули новый класс в новой, объединительной позиции, тогда
для этой идеи настало время воплощения в жизнь, где она явится предтечей и
могучим орудием реальной организации человечества в единый коллектив.
   Основные понятия и методы.
 
 
   A. Организованность и дезорганизованность.
 
 
   I.
 
 
   Первые попытки точно определить, что такое организация, привели к идее
целесообразности. Понятие организации относилось тогда, конечно, только к
живым существам, и исходным пунктом исследования брался отдельный организм.
   Целесообразное устройство разных его частей и целесообразная их связь
не только были очевидны, но при дальнейшем исследовании этот их характер
выступал все полнее и глубже, поражал своим совершенством.
   Идея целесообразности заключает в себе идею цели. Организм, организация
имеют свою "цель" и "сообразно" ей устроены. Но цель предполагает кого-то,
кто ее ставит и реализует, существо сознательно-активное, устроителя,
организатора. Кто же именно поставил организму человека, животного,
растения те цели, которые достигаются в его жизненных функциях? Кто
устроил органы и ткани сообразно этим функциям? Эта вполне естественная
для обыденного мышления постановка вопроса немедленно лишала исследование
всякой научности, направляла усилия мысли в области метафизики и религии,
приводила к понятию личного творца, бога. И до сих пор жрецы всех религий,
христианских и не-христианских, в основу "апологетики", т.-е.
теоретической защиты религий, кладут "целесообразность" устройства живых
существ.
   С развитием науки, однако, выяснилось, что те соотношения, которые
выражаются словом "целесообразность", могут возникать и развиваться вполне
естественным путем, при отсутствии всякого "субъекта", сознательно
ставящего цели, - что в природе существует объективная целесообразность.
Она - результат мировой борьбы организационных форм, в которой формы

Страницы: «« « 4   5   6   7   8   9   10   11   12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Богданов А., Очерки организационной науки