Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1070 1071 1072 1073 1074 1075 1076 1077 1078 1079 1080 1081 1082 1083 1084 1085 1086 1087 1088 » »» непарнокопытных млекопитающих (Perissodactyla). В Африке водится несколько видов диких лошадей, отличающихся поперечными темными полосами на светлом фоне (их выделяют иногда в особый подрод Hippotigris); наиболее известные между ними - квагга, дау и настоящая зебра. Квагга (Equus quagga Gmel.) по виду более походит на лошадь, чем на осла. На шее (как у остальных видов) торчит короткая прямая грива. Хвост более похож на лошадиный (с более короткой репицей), чем у остальных видов. Общий цвет масти - бурый, ноги, брюхо и длинные волосы хвоста белые; на голове, шее и плечах серые, поперечные полосы, исчезающие на туловище, вдоль спины - темная полоса. Дау, Бурчеллиева или тигровая лошадь (Е. Burchellii Gray) отличается большим развитием поперечных полос. Цвет тела сверху грязно-желтый, внизу белый; голова, шея и все туловище покрыты черными поперечными полосами, которых нет, однако, на белых ногах. Между черными полосами тянутся более узкие бурые. У З. (Е. zebra L.) полосатость достигает наибольшего развития. По складу тела и по хвосту, З. более напоминает осла, чем лошадь; длинные волосы находятся только на самом конце хвоста. На белом или светло-желтом фоне тянутся от конца морды и до копыт поперечные полосы ярко черного или красно-бурого цвета; лишь задняя часть брюха и внутренняя сторона бедр лишены полос. Но величине все три вида не отличаются друг от друга; длина тела до 2,2 м., хвоста - 0,6 м., высота в плечах - 1,3 м. Родина этих животных - южная и вост. Африка, до 5 - 10ё с. ш.; в экваториальной части западной Африки и в области р. Конго их нет. Границы распространения отдельных видов еще недостаточно установлены. Все названные виды живут небольшими стадами в 10 - 30 голов; иногда, вероятно во время больших странствований, они собираются в огромные стада в несколько сот голов. Каждый вид держится отдельно от другого, но зато соединяется в одно общество с антилопами, гну, страусами и даже буйволами. Особенно страусы являются их постоянными спутниками. Все виды З. осторожные, пугливые и крайне резвые животные, из хищных животных врагом их является только лев. Тогда как дау и квагга предпочитают равнины, З. держится преимущественно в гористых местностях. Когда пустынные степи выгорают от засухи, они перекочевывают в населенные местности и тогда вредят полям. Голос всех видов отличается как от ржания лошади, так и от крика осла. Неволю они переносят легко, но трудно укрощаются. В неволе З. и квагга давали помеси с ослами и ослицами, при чем ублюдки были в свою очередь плодовиты (вопреки общему правилу о бесплодии ублюдков различных видов). Зевксид знаменитый древнегреческий живописец, процветавший в 420 - 380 гг. до Р. Хр. Он род. в Гераклее (в Ю. Италии?), был ученик Аполлодора; последнее, самое славное время своей жизни провел в Эфесе и положил основание тамошней школе живописи, произведения которой отличались вообще чувственною иллюзией и внешнею прелестью. Своими трудами он составил себе огромное состояние и громкую известность, развившую в нем непомерную гордость; дошло до того, что он не хотел работать за деньги, а дарил свои картины царям в городам, говоря, что его произведения превосходят всякую цену; вел очень роскошную жизнь и показывался в публичных местах, особенно во время праздников, в золоте и пурпуре, расшитом его шифрами. Писал фигуры в размере несколько большем против натуры; главное его достоинство заключалось в колорите, рисунок же у него был небезукоризнен. Соперничая с Парразием в реализме, однажды он написал виноград столь правдоподобно, что птицы прилетали клевать его. Но лучше всего передавал он красоту молодого, здорового женского тела. Особенно славилась его "Елена", написанная для кротонцев, которые, с большими издержками, пригласили к себе великого мастера нарочно для исполнения этой картины, приняли его со всевозможными почестями и прислали ему на показ всех красивейших девушек своего города, дабы из них он выбрал себе подходящих натурщиц. Из их числа художник избрал пятерых, и таким образом, списывая то с той, то с другой, создал столь идеальный образ женщины, что взглянуть на него, будто бы, было неземным наслаждением. В другой картине З., "Семье кентавров", по свидетельству древних писателей, грация соединялась с живою характерностью. Из прочих его картин пользовались большою славою: "Пенелопа", "Зевс, окруженный сонмом богов", "Связанный сатир Mapcий", "Геркулес-дитя" и "Эрот, увенчанный розами". По утрате Грецией независимости, лучшие произведения З. попали в Рим; отсюда, впоследствии, они были перевезены в Константинополь, где погибли все, до единого, при неоднократно случавшихся пожарах. Зевс (ZeuV= индоевропейск, dyau - s, сp. лат. Juppiter, divus). Главный бог древнегреческой религии. Почитание его обще всем грекам, равно как и всем италийцам обще почитание тожественного с ним Юпитера. Первоначально Зевс - универсальное божество, царь всей природы. Он и бог ясного дня и неба, и бог бури, грозы и дождя, и отец прочих богов и людей, царские и другие знатные роды которых вели от него свое происхождение. В нем, по исконному индоевроп. религиозному представлению, воплотилась мужская, активная сторона творческой природы. Женская, воспринимающая, нашла себе воплощение в женском верховном божестве, ставшем, при антропоморфизации религиозных представлений, супругой З. Это женское божество носило в разных местах разные имена, отчасти происходящие от того же корня, что и З. (Diwnh= лат. Диана,Danah ), отчасти имевшие сначала другое значение. Из множества названий верховной богини наибольшее распространение получило имя Геры, законной супруги З. Все другие союзы З. с богинями, первоначально тождественными с Герой по мифологическому значению, низведены были на степень временных увлечений, отчасти с характером романических любовных похождений. Часто З. достигает обладания какою-либо богиней или женщиною посредством обмана или превращения. Так Алкмене он явился мужем ее - Амфитрионом, к Данае сошел в виде золотого дождя, Леду прельстил, приняв вид лебедя, Европу похитил, обернувшись белым быком; даже Гере он являлся в виде кукушки. В этих преданиях кроются следы древнейших зооморфических и космических мифов, на которых отчасти отразилось влияние восточных религий. С развитием индивидуальных и моральных черт в греч. богах, З. стал считаться верховным блюстителем законов и карателем за их нарушение, покровителем государственного и семейного быта, защитником обиженных и странников. Как верховный хозяин мира, он открывает иногда людям тайны будущего. Сам Аполлон, как прорицатель, есть только исполнитель воли З. Гезиодовская теогония представляет З. младшим сыном титана Крона и сестры его Реи. Крон, опасаясь, вследствие прорицания, что будет свергнут своим сыном, поглощал всех своих детей. Благодаря помощи матери, Земли, Рее удалось тайно произвести на свет З., на о-ве Крите, в Страницы: «« « 1070 1071 1072 1073 1074 1075 1076 1077 1078 1079 1080 1081 1082 1083 1084 1085 1086 1087 1088 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |