Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1070   1071   1072   1073   1074   1075   1076   1077   1078  1079   1080   1081   1082   1083   1084   1085   1086   1087   1088  » »»

непарнокопытных  млекопитающих  (Perissodactyla).   В   Африке   водится
несколько видов диких лошадей, отличающихся поперечными темными полосами
на светлом фоне  (их  выделяют  иногда  в  особый  подрод  Hippotigris);
наиболее известные между ними - квагга, дау и  настоящая  зебра.  Квагга
(Equus quagga Gmel.) по виду более походит на лошадь, чем  на  осла.  На
шее (как у остальных видов) торчит короткая прямая  грива.  Хвост  более
похож на лошадиный (с более короткой репицей), чем  у  остальных  видов.
Общий цвет масти - бурый, ноги, брюхо и длинные волосы хвоста белые;  на
голове, шее и плечах серые, поперечные полосы, исчезающие  на  туловище,
вдоль спины - темная полоса. Дау, Бурчеллиева или  тигровая  лошадь  (Е.
Burchellii Gray) отличается большим  развитием  поперечных  полос.  Цвет
тела сверху грязно-желтый, внизу  белый;  голова,  шея  и  все  туловище
покрыты черными поперечными полосами,  которых  нет,  однако,  на  белых
ногах. Между черными полосами тянутся более узкие бурые. У З. (Е.  zebra
L.) полосатость достигает наибольшего развития.  По  складу  тела  и  по
хвосту, З. более напоминает осла, чем лошадь; длинные  волосы  находятся
только на самом конце хвоста. На белом или светло-желтом фоне тянутся от
конца морды и до копыт поперечные полосы ярко черного или  красно-бурого
цвета; лишь задняя часть брюха и внутренняя сторона бедр  лишены  полос.
Но величине все три вида не отличаются друг от друга; длина тела до  2,2
м., хвоста - 0,6 м., высота в плечах - 1,3 м.  Родина  этих  животных  -
южная и вост. Африка, до 5 - 10ё с. ш.; в экваториальной части  западной
Африки и в области р. Конго их нет.  Границы  распространения  отдельных
видов еще недостаточно установлены. Все названные виды живут  небольшими
стадами  в  10  -  30  голов;  иногда,   вероятно   во   время   больших
странствований, они собираются в огромные стада в несколько  сот  голов.
Каждый вид держится отдельно от другого,  но  зато  соединяется  в  одно
общество с антилопами, гну, страусами и даже буйволами. Особенно страусы
являются их постоянными спутниками. Все виды З. осторожные,  пугливые  и
крайне резвые животные, из хищных животных  врагом  их  является  только
лев.  Тогда  как  дау  и  квагга  предпочитают  равнины,   З.   держится
преимущественно в гористых местностях. Когда пустынные степи выгорают от
засухи, они перекочевывают в населенные местности и тогда вредят  полям.
Голос всех видов отличается как от ржания лошади, так и от  крика  осла.
Неволю они переносят легко, но трудно укрощаются. В неволе З.  и  квагга
давали помеси с ослами и ослицами, при чем ублюдки были в  свою  очередь
плодовиты (вопреки общему правилу о бесплодии ублюдков различных видов).
   Зевксид знаменитый древнегреческий живописец, процветавший  в  420  -
380 гг. до Р. Хр.  Он  род.  в  Гераклее  (в  Ю.  Италии?),  был  ученик
Аполлодора; последнее, самое славное время своей жизни провел в Эфесе  и
положил  основание  тамошней  школе   живописи,   произведения   которой
отличались вообще  чувственною  иллюзией  и  внешнею  прелестью.  Своими
трудами он составил  себе  огромное  состояние  и  громкую  известность,
развившую в нем непомерную гордость; дошло до  того,  что  он  не  хотел
работать за деньги, а дарил свои картины царям в  городам,  говоря,  что
его произведения превосходят всякую цену; вел очень  роскошную  жизнь  и
показывался в публичных местах, особенно во время праздников, в золоте и
пурпуре, расшитом его шифрами. Писал фигуры в размере несколько  большем
против натуры; главное его достоинство заключалось в  колорите,  рисунок
же у него был небезукоризнен. Соперничая с Парразием в реализме, однажды
он написал виноград столь правдоподобно,  что  птицы  прилетали  клевать
его. Но лучше всего передавал он красоту  молодого,  здорового  женского
тела. Особенно славилась его "Елена", написанная для кротонцев, которые,
с большими издержками, пригласили к себе великого  мастера  нарочно  для
исполнения этой  картины,  приняли  его  со  всевозможными  почестями  и
прислали ему на показ всех красивейших девушек своего  города,  дабы  из
них он выбрал себе подходящих натурщиц.  Из  их  числа  художник  избрал
пятерых, и таким образом, списывая то с той, то с другой,  создал  столь
идеальный образ женщины, что взглянуть на него, будто бы, было  неземным
наслаждением. В другой картине З., "Семье кентавров",  по  свидетельству
древних писателей, грация соединялась с живою характерностью. Из  прочих
его картин пользовались большою славою:  "Пенелопа",  "Зевс,  окруженный
сонмом  богов",  "Связанный  сатир  Mapcий",  "Геркулес-дитя"  и  "Эрот,
увенчанный розами". По утрате Грецией независимости, лучшие произведения
З.  попали  в  Рим;  отсюда,  впоследствии,  они   были   перевезены   в
Константинополь,  где  погибли  все,  до   единого,   при   неоднократно
случавшихся пожарах.
   Зевс (ZeuV= индоевропейск, dyau  -  s,  сp.  лат.  Juppiter,  divus).
Главный бог древнегреческой религии. Почитание  его  обще  всем  грекам,
равно как и всем италийцам обще почитание тожественного с  ним  Юпитера.
Первоначально Зевс - универсальное божество, царь всей природы. Он и бог
ясного дня и неба, и бог бури, грозы и дождя,  и  отец  прочих  богов  и
людей,  царские  и  другие  знатные  роды  которых  вели  от  него  свое
происхождение.   В   нем,   по   исконному    индоевроп.    религиозному
представлению, воплотилась мужская, активная сторона творческой природы.
Женская, воспринимающая,  нашла  себе  воплощение  в  женском  верховном
божестве,  ставшем,  при  антропоморфизации  религиозных  представлений,
супругой З. Это женское божество носило в разных  местах  разные  имена,
отчасти происходящие от того же корня, что и З. (Diwnh= лат. Диана,Danah
), отчасти  имевшие  сначала  другое  значение.  Из  множества  названий
верховной богини наибольшее распространение получило имя Геры,  законной
супруги З. Все другие союзы З. с богинями, первоначально  тождественными
с Герой по мифологическому значению, низведены были на степень временных
увлечений, отчасти с характером романических любовных похождений.  Часто
З. достигает  обладания  какою-либо  богиней  или  женщиною  посредством
обмана или превращения. Так Алкмене он явился мужем ее - Амфитрионом,  к
Данае сошел в виде золотого дождя, Леду прельстил,  приняв  вид  лебедя,
Европу похитил, обернувшись белым быком; даже Гере  он  являлся  в  виде
кукушки. В этих преданиях  кроются  следы  древнейших  зооморфических  и
космических мифов,  на  которых  отчасти  отразилось  влияние  восточных
религий. С развитием индивидуальных и моральных черт в греч.  богах,  З.
стал  считаться  верховным  блюстителем  законов  и  карателем   за   их
нарушение, покровителем государственного и  семейного  быта,  защитником
обиженных и странников. Как верховный хозяин мира, он  открывает  иногда
людям  тайны  будущего.  Сам  Аполлон,  как  прорицатель,  есть   только
исполнитель воли З.
   Гезиодовская теогония представляет З. младшим сыном  титана  Крона  и
сестры  его  Реи.  Крон,  опасаясь,  вследствие  прорицания,  что  будет
свергнут своим  сыном,  поглощал  всех  своих  детей.  Благодаря  помощи
матери, Земли, Рее удалось тайно произвести на свет З., на о-ве Крите, в

Страницы: «« « 1070   1071   1072   1073   1074   1075   1076   1077   1078  1079   1080   1081   1082   1083   1084   1085   1086   1087   1088  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь