Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1071 1072 1073 1074 1075 1076 1077 1078 1079 1080 1081 1082 1083 1084 1085 1086 1087 1088 1089 » »» пещере горы Иды, или, по другим преданиям, на горе Дикте. Крону, вместо З., дали камень, закутанный в пеленки. Выросши, З., при помощи Земли, заставил отца возвратить поглощенных братьев и сестер. Затем, этим младшим богам пришлось выдержать упорную борьбу с титанами, при чем им помогали З сторукие великана, Котт, Гий и Бриарей. Титаны были побеждены и низринуты в тартар, находящийся глубоко под землею. Тогда Земля, опасаясь силы З., произвела чудовище Тифона, но. и его З. сжег своей молнией. Прометея, обманувшего богов, З. сначала наказал тем, что отнял огонь у человеческого рода, которому Прометей покровительствовал. Когда же Прометею удалось похитить искру огня с неба и принести ее людям, З. приковал его к горам Кавказским. Воцарившись окончательно над миром, З. первою супругою берет Метиду (Мудрость), которую, однако, съедает, когда она готовилась произвести на свет Афину-Палладу. После этого З. сам произвел Палладу из своей головы, откуда она вышла в полном вооружении. Второю супругою З. теогония называет Фемиду, родившую ему Гор и Мойр, третьею - Евриному, родившую Харит. Затем он имеет от Деметры - Персефону, от Леты - Аполлона и Артемиду, от Мнемозины (Памяти) - 9 Муз. Другие источники упоминают еще о союзе З. с Дионой, родившей Афродиту, и с Семелой, родившей Диониса. Наконец, З. женится на сестре своей, Гере, от которой имеет Гебу, Арея и Илифию. Почитание З. происходило чаще всего на горных вершинах. Особенно знамениты культом З. были следующие местности: 1) Олимп с окрестностями, в Фессалии. Здесь культ З., может быть, самый древний, возникший еще в эпоху до занятия греч. племенами всего Балканского полуо-ва. С перенесением центра греческой политической жизни в Пелопоннес, важнейшим местом почитания Олимпийского З. стала 2) Олимпия, в Элиде, на реке Алфее. Здесь совершались в честь З. знаменитые олимпийские игры и находился оракул З., к которому в особенности часто прибегали спартанцы. Культ Олимпийского З. был еще в Афинах, где святилище его было начато постройкою при Пизистрате. Особенного блеска достиг этот культ лишь при имп. Адриане. 3) Додона, где культ З. восходит также к глубокой древности. З. мыслился здесь обитающим в эфире, близким человеку. 4) Ликейская гора в Аркадии. З., с эпит., почитался здесь как источник света, в святилище, не имевшем идола. Говорили, что в этом святилище предметы не бросали тени. Вход был воспрещен под страхом смертной казни, Здесь, как, впрочем, и в других местах (на Крите, в Алосе Фоиотском) в честь З. в древности приносились человеческие жертвы, учрежденные, по преданию, Ликаоном, превращенным за это З. в волка. З. Ликейского молили о прекращении засух. Аркадское предание повествует также о рождении здесь З. и о происхождении первого человека - Пеласга. 5) Афины. Здесь З. почитался то как милостивый (MeilicioV), то как гневный (MaimacthV). На Акрополе был культ З. градоправителя (NomeuV). Кекроп основал культ З. Высочайшего (ѓpatoV). В исходе зимы в честь З. совершались Диасии, среди лета - Буфонии, или Диополии, с принесением в жертву рабочего вола. 6) Крит. Здесь развился, под влиянием Востока, целый цикл сказаний о З., в связи с сказаниями о матери богов - Рее. Мнение о рождении З. именно здесь получило перевес над всеми другими локализациями. Его питали пчелы и коза Амальфея. Стражу над ним держали Куреты, заглушавшие крик новорожденного стуком оружия, чтобы его не услыхал Крон. Критская сага говорила даже о смерти З., в подтверждение чего на Крите показывалась его гробница. Предположение о смерти божества обще критянам со многими другими древними религиями, в особенности восточными (Озирис, Аттис, Адонис), и отражает в себе периодически повторяющуюся смерть природы от стуж и засух, тогда как рождение соответствует ее весеннему оживанию. Рождение и смерть З. праздновались жрецами, также носившими имя куретов, с соответствующими радостными или печальными обрядами. Форма лика, под которою, повидимому, первоначально почитался критский З., весьма определенно указывает на Восток. 7) Родос, где был культ З. Атобирия (на горе Атобирий), финикийского происхождения. 8) Малая Азия. Здесь З. почитали на многих вершинах, в особенности на Фригийской Иде, где был цикл сказаний, подобный критскому. Мать З. называлась здесь Адрастеей и была тожественна с фригийской богиней Великой Матерью - Цибелой. Служители ее, корибанты, напоминают критских куретов. См. Preller, "Griechische Mythologie" (И, Б., 1887); П. Леонтьев, "О поклонении З. в древней Греции" (М., 1850). А. Щукарев. Землеройки (Soricidae) - семейство насекомоядных млекопитающих (Insectivora), к которому некоторые причисляют и выхухолей. Собственно З. небольшие млекопитающие, напоминающие по наружному виду мышей. Голова вытянута в небольшой хобот, усаженный жесткими осязательными щетинками, наружные уши ясно заметны, глаза маленькие, тело одето короткой мягкой бархатистой шерстью, короткие пятипалые ноги вооружены острыми когтями, хвост короче, чем у мышей, и покрыт редкими волосками, иногда и чешуйками. Зубов 28 - 32, два передних зуба верхней и нижней челюсти значительно длиннее остальных, что придает зубной системе некоторое сходство с зубами грызунов; между передними зубами и многобугорчатыми коренными находится по нескольку так назыв. промежуточных зубов, которые трудно с уверенностью отнести к той или другой части зубной системы. Но бокам тела или у основания хвоста находятся железы, выделяющие вещество с сильным мускусным запахом; поэтому З. едят лишь хищные птицы, а кошки и другие хищники, обладающие более развитым обонянием, только убивают их, но не едят. З. очень хищные животные, питающиеся кроме насекомых также мышами, земноводными и мелкими птицами, а некоторые - и рыбами. Живут по одиночке и при встрече вступают в ожесточенный бой; соединяются лишь во время спаривания. Охотятся ночью и руководятся, главным образом, обонянием и слухом; зрение слабо. Самки имеют 4 - 6 брюшных сосков, они рождают 4 - 10 голых слепых детенышей. З. не подвергаются зимней спячке и стараются отыскивать пищу и зимою; они очень прожорливы и съедают в день количество пищи, равное весу их тела. Их голос - тонкий писк. Большинство З. полезны истреблением насекомых, а также в мышей. Водятся во всех частях света кроме Южной Америки и Австралии. Род Crocidura, с 28 или 30 зубами, верхушки которых белые, короткий хвост, покрыть прилегающими волосами. Домовая З. (Cr. aranea) - длиною 11,6 см., из которых хвост 4,5 см., сверху серо-бурая, снизу сtрая; водится в Европе до северной России и в северной Африке, живет чаще всего в полях и садах в чаще других селится в домах. Тосканская З. (Cr. etrгsca s. suaveolens) - самое маленькое млекопитающее, длиною 6,5 см., из которых 2,6 см. занимает хвост, светло-буроватого или красно-серого цвета, водится по берегам Средиземного моря и в Крыму. Род Sorex отличается 32 зубами с бурыми верхушками; передний зуб с острым отростком у вершины, уши Страницы: «« « 1071 1072 1073 1074 1075 1076 1077 1078 1079 1080 1081 1082 1083 1084 1085 1086 1087 1088 1089 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |