Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1139   1140   1141   1142   1143   1144   1145   1146   1147  1148   1149   1150   1151   1152   1153   1154   1155   1156   1157  » »»

тюрьму,  даже  телесного  наказания).  Если  И.  ограничивалась   одними
уголовными правами,  она  называлась  "простою",  imper.  merum  и  была
тожественна  с  jus  или  potestas  gladii,  которую  имели   наместники
провинций. Так как лица, которые давалась И., не имели одинаковых  прав,
напр. консул подчал военную И., претор лишь  гражданскую,  то  рано  уже
отличали И. большую от И. меньшей (Imp. maius,  minus);  высшая  степень
И., называвшаяся summum I., в  республике  давалась  диктатору.  В  виде
исключения народ мог облекать  И.  и  лиц  не  занимавших  магистратских
должностей, напр., по  закону,  проведенному  Рубрием  в  43  г.,  часть
верховных прав дарована была муниципальным властям в Галлии.  По  мнению
Моммзена, магистраты cum imperio имели право и передавать И. и др. права
другим гражданам. В теории И. народа продолжала существовать  еще  после
падения республики, но и она вместе с прочими республиканскими  властями
всецело   перешла   к   императорам.   Впоследствии,    когда    прежний
республиканский характер императорской власти исчез, И.  (именно  summum
I) стала даваться  императору  сразу  по  вступлении  на  престол  одним
законом (так наз. lex de imperio), предоставлявшим не  только  верховную
военную И. пожизненно и на всю территорию Римской И.,  но  еще  и  много
других значительных полномочий, из которых  некоторые  уже  в  последнем
веке республики были соединены с чрезвычайной И.,  дававшейся  некоторым
полководцам.  И.  сопровождалась  рядом  внешних  отличий,   к   которым
принадлежали, главным образом, ликторы. С течением  времени  понятие  И.
переменило  значение  и  стало   обозначать   территорию,   на   которую
простиралась  обозначаемая  ею  власть:  отсюда  название  И.   Римской,
Византийской и иных.
   Импотенция - мужское бессилие. Различают И. coeundi и  И.  generandi,
мужское бесплодие, т.  е.  отсутствие  оплодотворяющей  способности.  И.
очень  часто  представляет  частное  проявление  общих,  в   особенности
истощающих болезней и тяжких поражений центральной нервной системы, как,
напр.,  при  сахарном  мочеизнурении,  Байтовой  болезни,  в  позднейших
стадиях спинной сухотки, при морфинизме. В подобных случаях  встречаемся
со стойким и безусловным мужским  бессилием.  Рядом  с  этим  приходится
нередко  наблюдать   временное   бессилие,   известное   под   названием
психической И.. которой одержимо много вполне  здоровых  субъектов.  Она
часто находится в теснейшей связи с испытываемым  впервые  возбуждением,
робостью и пр. Лечение И. находится  в  тесной  связи  с  причинами,  ее
обусловливающими. Психические формы ее с  успехом  лечатся  психическими
средствами.
   Импресарио - в Италии директор труппы артистов,  который  обыкновенно
является и предпринимателем дела  на  свой  риск.  Пока  процветала  так
назыв. Commedia dell'arte, И. обыкновенно составлял и сценарий,  который
исполняли артисты.  Ныне  И.  называется  предприниматель,  устраивающий
оперные представления и концерты.
   Импрессионизм и Импрессионисты. -  Этим  именем  называется  новейшее
направление в живописи, следуя которому  художники  изображают  картиною
исключительно впечатление от виденного ими в природе явления. Собственно
говоря, это во множестве случаев должно  быть  и  было  задачей  всякого
художника, но название импрессионистов присвоено лишь особой группе  их,
как бы исключительно занимающихся передачей впечатлений и притом, как на
деле оказывается, часто таких, которые можно назвать чисто  оптическими.
Название И. пошло в ход с 1860 г., когда некоторые французские художники
стали подчеркивать слово  impression  (впечатление)  в  названиях  своих
картин (Impression d'un chat qui se promene, impression de  mun  pot  an
feu); родоначальником же этого движения в живописи считают Эдуарда  Мане
(Manet, 1832 - 83), талантливого художника,  который  после  тщательного
изучения прежних мастеров, найдя, что только немногие из них  изображали
людей, как они бывают освещены на открытом воздухе, и  что  другие  -  в
сценах,  происходивших  при  атмосферном  освещении,  изображали  фигуры
людей, как они представляются при комнатном освещении. Мане стал  писать
фигуры часто совсем без теней, в тонах дневного рассеянного  света.  Его
картины имели иногда странное содержание: напр., женщина нагая, а другая
- в рубашке и элегантно одетые мужчины в пейзаже; фигуры ему были  нужны
для колоритного опыта; такое же значение имела  его  "Олимпия".  Однако,
Мане  написал  позднее  несколько  картин,  имевших  именно  достоинство
натурального освещения (plain-air)  и  притом  с  весьма  гармоническими
тонами,  не  имевшими  ничего  условного,  подобного  коричневым   тонам
множества прежних художников. Его колоритная  гармония  не  походила  на
гармонию прежних мастеров, и в этом отношении он был полезным новатором.
Замечательно, что началом известности Мане  обязан  другому  новатору  -
Эмилю Зола, написавшему об нем  красноречивые  страницы  ("Mes  baines",
1878). Полную характерность имеют те его произведения, которые  написаны
им после 1870 г. Он писал отдельные фигуры и целые  сцены  из  парижской
элегантной  жизни.  Главной  заслугой  Мане  было  открытое   им   новое
разнообразие и богатство тонов, хотя нельзя не сказать,  что  у  Гальса,
Веласкеса и даже у итальянских фресковых живописцев  XV  ст.  замечались
такие же стремления. До  нашего  времени  дошло  от  них  даже  правило:
художник во время работы должен сидеть в закрытом дворе с крышею, а  его
модель должна находиться вне этого помещения, под открытым небом. Многие
из современников Мане продолжали  его  дело,  образовалась  целая  школа
импрессионистов, и успехи многих из них имели влияние  на  живопись  вне
пределов Франции (напр. в Бельгии). Но если некоторые из них держались в
пределах благоразумия, то другие до того  отдались  стремлению  выражать
первые непосредственные и, так  сказать,  неосмысленные  впечатления  от
цветов и форм, что их произведения стали получать характер странности  и
расстроенного воображены. Желание  не  походить  на  прежних  художников
довело мало  по  малу  до  оригинальности  в  концепции,  которая  часто
граничить с бессмыслицей. Так, одна из картин Дега (Degas), современника
Мане, написанная на часто повторяемую им  тему  сцен  из  балета,  имеет
характер моментальной фотографии,  в  которую  вошли  две  целые  фигуры
балерин в странных позах, и то голова одной обрезана рамой, и  множество
пар ног, владетельницы которых  большею  частью  невидны.  Ренуар  писал
человеческие фигуры, выражая влияние на тона тела всех рефлексов,  какие
встречались до  тех  пор  лишь  в  пейзажной  живописи.  Но  он  имел  и
внутренние достоинства, умея выражать  переходящие  выражения  лиц,  что
требует особой  психической,  а  не  одной  красочной  наблюдательности.
Некоторые захотели распространить новое течение и на пейзаж, который уже
и ранее их, в тридцатых годах, вышел во  Франции  на  настоящую  дорогу,
освободившись от прежней классической вычурности. Вдобавок игра света  и
plain air давно уже составляли  непременную  принадлежность  изображений
природы в живописи; достаточно указать на Кюйпа, из  старых  голландцев,

Страницы: «« « 1139   1140   1141   1142   1143   1144   1145   1146   1147  1148   1149   1150   1151   1152   1153   1154   1155   1156   1157  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь