|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1131 1132 1133 1134 1135 1136 1137 1138 1139 1140 1141 1142 1143 1144 1145 1146 1147 1148 1149 » »» икрою. При укладке в бочонки такая И. уминается руками и деревянными
толкачами, а на Сальянских промыслах, где И. укладывается в 30-ти
пудовые бочки,
- даже ногами. Жаркая икра готовится в июле и августе; на нее идет
отчасти попортившийся материал. Окрепшие в тузлуке ястыки кладут на
решето. Такая икра не прессуется, а прямо укладывается в липовые бочонки
на 3 - 5 пуд. Ястычная икра готовится летом из загнившей уже икры.
Ястыки также укрепляются в тузлуке и укладываются в бочонки, где И.
снова посыпается солью. Сюда относится лопаница, зерна которой (из
перезрелой И.) лопаются в тузлуке.
Егоров ("Химический состав и усвояемость Астраханской и Сальянской
паюсной И.", СПб., 1890) приводит несколько устарелые сведения о
количестве ежегодно добываемой в России паюсной и зернистой И. (всего
207 т. пд" в 1860-х гг.). Более всего И. дает Каспийское море и его
притоки (особенно Астраханские промыслы - устье Волги, Чеченские и
Эмбинские воды, Сальянский промысел - тоже Божий промысел), затем
Азовское море и его притоки и, наконец Черное море. По исследованиям
Егорова, под влиянием И. усвояемость азота хлеба значительно повышается.
Лучшие сорта И. превосходно усваиваются. По исследованиям Gobley'a, И.
сазанов содержит (в процентах): воды - 64,08, вителлина - 14,08,
оболочек - 14,53, маргарина и элаина - 2,57, холестерина - 0,27,
лецитина - 3,04, церебрина
- 0,20, алкогольной вытяжки - 0,39, красящего вещества - 0,03, солей
- 0,82, хлористого калия и натрия - 0,49, хлористого аммония - 0,04,
фосф. кисл. и сернокислого калия - 0,04, фосф. кисл. извести и магнезии
- 0,29 и следы железа. Процентный состав И., по Atvater'y, и икряного
сыра (прессованная и высушенная на воздухе И. некоторых рыб
Дарданеллов), по Kletzinsk'ому:
В сухом веществе
Вода Азоти-стое вещество Жир Без-азоти-стый эк-стракт веще-ства
Зола Безазо-тистое вещест-во Жир Икра 73.19 21.34 3.89 - 1.58 79.59
14.50 Икряной сыр 19.38 34.81 28.87 6.33 10.61 43.18 35.81 Таким образом
И. представляет богатое пищевыми началами (азотистыми и жиром) пищевое
вещество, не имеющее, однако, большого значения, вследствие своей
дорогой цены. Употребляется И. большею частью в виде закусок для
возбуждения аппетита, для чего идут почти исключительно зернистая и
паюсная И. - наиболее дорогие сорта.
Иктин - (Ictinus) - знам. греч. зодчий времен Перикла, построивший, в
сотрудничестве с Калликратом, главное афинское святилище, Парфенон,
постройка которого продолжалась 16 лет в была окончена в 438 г. до Р.
Хр.; вместе с Карпионом он написал сочинение об этом храме. Им выстроены
также храм Деметры в Элевзисе, где совершались известные таинства, и
храм Аполлона Эпикурейского в Бассах, близ Фигалии, в Аркадии (около 430
г. до Р. Хр.).
А. С - в.
Иларион - митроп. киевский. Сведения о нем скудны. Известно только,
что он был родом русский, одно время был священником в княжеском селе
Берестове, рано отдал себя иноческим подвигам. По своему образованию и
подвижнической жизни, И. скоро приобрел известность, его полюбил великий
князь и, по желанно последнего, в 1051 г., собором русских епископов И.
был поставлен русским митрополитом. Это был первый случай поставления
митрополита из природных русских и в России. С именем И. связано
составление церковного устава (номоканона) кв. Ярослава, относящееся к
последним годам княжения этого князя. По-видимому, И. недолго оставался
митрополитом: уже под 1055 г. в летописях упоминается другой митрополит,
Ерем. Время кончины И. также неизвестно. Митроп. И. один из
знаменитейших писателей нашей начальной литературы. Из соч. И. до нас
дошли: "Слово о законе и благодати", написанное еще до поставления И. в
митрополиты, "исповедание веры", произнесенное, предполагают, по случаю
поставления; "Поучение о пользе душевней ко всем христианам" (некоторыми
исследователями приписываемое, впрочем, Илариону Великому) и "Слово к
брату-столпнику", встреченное в одном сербском сборнике XIV
- XV в. Содержание первого из названных сочинений видно из его
заглавия: "О законе Моисеем данном и о благодати и истине Иисус Христом
бывшим, и како закон отъиде, благодать же и истинна всю землю исполни, и
вера в вся языки простреся, и до нашего языка русского, и похвала кагану
нашему Владимиру, от него же крещении быхом, и молитва в Богу от всея
земля нашея". Слово является свидетельством быстро проникавшего в
киевскую Русь византийского образования. Представителем этого, нового на
Руси, элемента является не только сам автор, но уже целый кружок лиц, к
которым он обращает свое "слово" и которых он называет "преизлиха
насыщьшимися сладости книжные", кружок лиц, которым хорошо "ведомы
книги". Замечательно в авторе его воодушевление; вся первая половина
слова - как бы сплошной восторженный крик древнерусского язычника,
сознавшего бедность старой веры, сравнительно с новыми идеями и
понятиями, принесенными христианством. Чрезвычайно любопытно в
новопросвещенном христианском митрополите и чувство национальной
гордости, с которой он вспоминает о "старом Игоре" и "славном
Святославе", - "не в худе бо и не в неведоме земли владычетвоваша", с
гордостью заявляет писатель, - но в "Русской, яже ведома и слышиша есть
всеми конци земля". "Исповедание веры" - содержания догматического,
отличается богословской точностью и ясностью изложения. "Поучение о
пользе душевней" и "Слово к брату-столпнику" - кратки и довольно общи по
содержанию. Едва ли названными произведениями исчерпывалась вполне
литературная деятельность митроп. И. "Невозможно допустить, справедливо
замечает один из исследователей, чтобы человек, мало упражнявшийся в
сочинениях, мог вдруг написать такое художественное слово, как "Слово о
законе и благодати" И., и выражаться с такой богословской точностью,
какою отличается его "Исповедание веры". Отрывок из слова митроп. И. "О
законе и благодати" приводится уже у Карамзина. ("Ист. Госуд. Рос. " (I,
примеч. 284), который почему-то называет его "Житием Владимира", В 1844
г. памятник, по рукописи XVI в., был издан проф. Горским, в "Приб. к
твор. св. отец" (т. II, 204 - 299), вместе с двумя еще другими, вновь
открытыми Горским, сочинениями И.: "Исповеданием веры" и "Поучением о
пользе душевней ко всем христианам". В 1848 г. "Слово о законе" было
переиздано Ундольским по более древнему списку XIV - XV в. ("Чтения
Моск. Общ. Ист. и Др. Российск.", 1848, ј 7, стр. 21 - 41, и отдельно:
"Славяно-русские рукописи в пергаменном сборнике Царскаго", М. 1848).
Несколько позднее Куприяновым переиздано было и "Поучение о пользе
душевней", встреченное им в несколько иной редакции, и в более раннем
Страницы: «« « 1131 1132 1133 1134 1135 1136 1137 1138 1139 1140 1141 1142 1143 1144 1145 1146 1147 1148 1149 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |