Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1131 1132 1133 1134 1135 1136 1137 1138 1139 1140 1141 1142 1143 1144 1145 1146 1147 1148 1149 » »» икрою. При укладке в бочонки такая И. уминается руками и деревянными толкачами, а на Сальянских промыслах, где И. укладывается в 30-ти пудовые бочки, - даже ногами. Жаркая икра готовится в июле и августе; на нее идет отчасти попортившийся материал. Окрепшие в тузлуке ястыки кладут на решето. Такая икра не прессуется, а прямо укладывается в липовые бочонки на 3 - 5 пуд. Ястычная икра готовится летом из загнившей уже икры. Ястыки также укрепляются в тузлуке и укладываются в бочонки, где И. снова посыпается солью. Сюда относится лопаница, зерна которой (из перезрелой И.) лопаются в тузлуке. Егоров ("Химический состав и усвояемость Астраханской и Сальянской паюсной И.", СПб., 1890) приводит несколько устарелые сведения о количестве ежегодно добываемой в России паюсной и зернистой И. (всего 207 т. пд" в 1860-х гг.). Более всего И. дает Каспийское море и его притоки (особенно Астраханские промыслы - устье Волги, Чеченские и Эмбинские воды, Сальянский промысел - тоже Божий промысел), затем Азовское море и его притоки и, наконец Черное море. По исследованиям Егорова, под влиянием И. усвояемость азота хлеба значительно повышается. Лучшие сорта И. превосходно усваиваются. По исследованиям Gobley'a, И. сазанов содержит (в процентах): воды - 64,08, вителлина - 14,08, оболочек - 14,53, маргарина и элаина - 2,57, холестерина - 0,27, лецитина - 3,04, церебрина - 0,20, алкогольной вытяжки - 0,39, красящего вещества - 0,03, солей - 0,82, хлористого калия и натрия - 0,49, хлористого аммония - 0,04, фосф. кисл. и сернокислого калия - 0,04, фосф. кисл. извести и магнезии - 0,29 и следы железа. Процентный состав И., по Atvater'y, и икряного сыра (прессованная и высушенная на воздухе И. некоторых рыб Дарданеллов), по Kletzinsk'ому: В сухом веществе Вода Азоти-стое вещество Жир Без-азоти-стый эк-стракт веще-ства Зола Безазо-тистое вещест-во Жир Икра 73.19 21.34 3.89 - 1.58 79.59 14.50 Икряной сыр 19.38 34.81 28.87 6.33 10.61 43.18 35.81 Таким образом И. представляет богатое пищевыми началами (азотистыми и жиром) пищевое вещество, не имеющее, однако, большого значения, вследствие своей дорогой цены. Употребляется И. большею частью в виде закусок для возбуждения аппетита, для чего идут почти исключительно зернистая и паюсная И. - наиболее дорогие сорта. Иктин - (Ictinus) - знам. греч. зодчий времен Перикла, построивший, в сотрудничестве с Калликратом, главное афинское святилище, Парфенон, постройка которого продолжалась 16 лет в была окончена в 438 г. до Р. Хр.; вместе с Карпионом он написал сочинение об этом храме. Им выстроены также храм Деметры в Элевзисе, где совершались известные таинства, и храм Аполлона Эпикурейского в Бассах, близ Фигалии, в Аркадии (около 430 г. до Р. Хр.). А. С - в. Иларион - митроп. киевский. Сведения о нем скудны. Известно только, что он был родом русский, одно время был священником в княжеском селе Берестове, рано отдал себя иноческим подвигам. По своему образованию и подвижнической жизни, И. скоро приобрел известность, его полюбил великий князь и, по желанно последнего, в 1051 г., собором русских епископов И. был поставлен русским митрополитом. Это был первый случай поставления митрополита из природных русских и в России. С именем И. связано составление церковного устава (номоканона) кв. Ярослава, относящееся к последним годам княжения этого князя. По-видимому, И. недолго оставался митрополитом: уже под 1055 г. в летописях упоминается другой митрополит, Ерем. Время кончины И. также неизвестно. Митроп. И. один из знаменитейших писателей нашей начальной литературы. Из соч. И. до нас дошли: "Слово о законе и благодати", написанное еще до поставления И. в митрополиты, "исповедание веры", произнесенное, предполагают, по случаю поставления; "Поучение о пользе душевней ко всем христианам" (некоторыми исследователями приписываемое, впрочем, Илариону Великому) и "Слово к брату-столпнику", встреченное в одном сербском сборнике XIV - XV в. Содержание первого из названных сочинений видно из его заглавия: "О законе Моисеем данном и о благодати и истине Иисус Христом бывшим, и како закон отъиде, благодать же и истинна всю землю исполни, и вера в вся языки простреся, и до нашего языка русского, и похвала кагану нашему Владимиру, от него же крещении быхом, и молитва в Богу от всея земля нашея". Слово является свидетельством быстро проникавшего в киевскую Русь византийского образования. Представителем этого, нового на Руси, элемента является не только сам автор, но уже целый кружок лиц, к которым он обращает свое "слово" и которых он называет "преизлиха насыщьшимися сладости книжные", кружок лиц, которым хорошо "ведомы книги". Замечательно в авторе его воодушевление; вся первая половина слова - как бы сплошной восторженный крик древнерусского язычника, сознавшего бедность старой веры, сравнительно с новыми идеями и понятиями, принесенными христианством. Чрезвычайно любопытно в новопросвещенном христианском митрополите и чувство национальной гордости, с которой он вспоминает о "старом Игоре" и "славном Святославе", - "не в худе бо и не в неведоме земли владычетвоваша", с гордостью заявляет писатель, - но в "Русской, яже ведома и слышиша есть всеми конци земля". "Исповедание веры" - содержания догматического, отличается богословской точностью и ясностью изложения. "Поучение о пользе душевней" и "Слово к брату-столпнику" - кратки и довольно общи по содержанию. Едва ли названными произведениями исчерпывалась вполне литературная деятельность митроп. И. "Невозможно допустить, справедливо замечает один из исследователей, чтобы человек, мало упражнявшийся в сочинениях, мог вдруг написать такое художественное слово, как "Слово о законе и благодати" И., и выражаться с такой богословской точностью, какою отличается его "Исповедание веры". Отрывок из слова митроп. И. "О законе и благодати" приводится уже у Карамзина. ("Ист. Госуд. Рос. " (I, примеч. 284), который почему-то называет его "Житием Владимира", В 1844 г. памятник, по рукописи XVI в., был издан проф. Горским, в "Приб. к твор. св. отец" (т. II, 204 - 299), вместе с двумя еще другими, вновь открытыми Горским, сочинениями И.: "Исповеданием веры" и "Поучением о пользе душевней ко всем христианам". В 1848 г. "Слово о законе" было переиздано Ундольским по более древнему списку XIV - XV в. ("Чтения Моск. Общ. Ист. и Др. Российск.", 1848, ј 7, стр. 21 - 41, и отдельно: "Славяно-русские рукописи в пергаменном сборнике Царскаго", М. 1848). Несколько позднее Куприяновым переиздано было и "Поучение о пользе душевней", встреченное им в несколько иной редакции, и в более раннем Страницы: «« « 1131 1132 1133 1134 1135 1136 1137 1138 1139 1140 1141 1142 1143 1144 1145 1146 1147 1148 1149 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |