Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1131   1132   1133   1134   1135   1136   1137   1138   1139  1140   1141   1142   1143   1144   1145   1146   1147   1148   1149  » »»

икрою. При укладке в бочонки такая И.  уминается  руками  и  деревянными
толкачами, а на  Сальянских  промыслах,  где  И.  укладывается  в  30-ти
пудовые бочки,
   - даже ногами. Жаркая икра готовится в июле и августе;  на  нее  идет
отчасти попортившийся материал. Окрепшие  в  тузлуке  ястыки  кладут  на
решето. Такая икра не прессуется, а прямо укладывается в липовые бочонки
на 3 - 5 пуд. Ястычная икра  готовится  летом  из  загнившей  уже  икры.
Ястыки также укрепляются в тузлуке и  укладываются  в  бочонки,  где  И.
снова посыпается солью.  Сюда  относится  лопаница,  зерна  которой  (из
перезрелой И.) лопаются в тузлуке.
   Егоров ("Химический состав и усвояемость  Астраханской  и  Сальянской
паюсной  И.",  СПб.,  1890)  приводит  несколько  устарелые  сведения  о
количестве ежегодно добываемой в России паюсной и  зернистой  И.  (всего
207 т. пд" в 1860-х гг.). Более всего И.  дает  Каспийское  море  и  его
притоки (особенно Астраханские  промыслы  -  устье  Волги,  Чеченские  и
Эмбинские воды,  Сальянский  промысел  -  тоже  Божий  промысел),  затем
Азовское море и его притоки и, наконец  Черное  море.  По  исследованиям
Егорова, под влиянием И. усвояемость азота хлеба значительно повышается.
Лучшие сорта И. превосходно усваиваются. По исследованиям  Gobley'a,  И.
сазанов содержит  (в  процентах):  воды  -  64,08,  вителлина  -  14,08,
оболочек - 14,53,  маргарина  и  элаина  -  2,57,  холестерина  -  0,27,
лецитина - 3,04, церебрина
   - 0,20, алкогольной вытяжки - 0,39, красящего вещества - 0,03,  солей
- 0,82, хлористого калия и натрия - 0,49,  хлористого  аммония  -  0,04,
фосф. кисл. и сернокислого калия - 0,04, фосф. кисл. извести и  магнезии
- 0,29 и следы железа. Процентный состав И., по  Atvater'y,  и  икряного
сыра  (прессованная  и  высушенная   на   воздухе   И.   некоторых   рыб
Дарданеллов), по Kletzinsk'ому:
   В сухом веществе
   Вода Азоти-стое вещество Жир Без-азоти-стый эк-стракт веще-ства
   Зола Безазо-тистое вещест-во Жир Икра 73.19 21.34 3.89 -  1.58  79.59
14.50 Икряной сыр 19.38 34.81 28.87 6.33 10.61 43.18 35.81 Таким образом
И. представляет богатое пищевыми началами (азотистыми и  жиром)  пищевое
вещество,  не  имеющее,  однако,  большого  значения,  вследствие  своей
дорогой цены.  Употребляется  И.  большею  частью  в  виде  закусок  для
возбуждения аппетита, для чего  идут  почти  исключительно  зернистая  и
паюсная И. - наиболее дорогие сорта.
   Иктин - (Ictinus) - знам. греч. зодчий времен Перикла, построивший, в
сотрудничестве с  Калликратом,  главное  афинское  святилище,  Парфенон,
постройка которого продолжалась 16 лет в была окончена в 438  г.  до  Р.
Хр.; вместе с Карпионом он написал сочинение об этом храме. Им выстроены
также храм Деметры в Элевзисе, где  совершались  известные  таинства,  и
храм Аполлона Эпикурейского в Бассах, близ Фигалии, в Аркадии (около 430
г. до Р. Хр.).
   А. С - в.
   Иларион - митроп. киевский. Сведения о нем скудны.  Известно  только,
что он был родом русский, одно время был священником  в  княжеском  селе
Берестове, рано отдал себя иноческим подвигам. По своему  образованию  и
подвижнической жизни, И. скоро приобрел известность, его полюбил великий
князь и, по желанно последнего, в 1051 г., собором русских епископов  И.
был поставлен русским митрополитом. Это был  первый  случай  поставления
митрополита из природных  русских  и  в  России.  С  именем  И.  связано
составление церковного устава (номоканона) кв. Ярослава,  относящееся  к
последним годам княжения этого князя. По-видимому, И. недолго  оставался
митрополитом: уже под 1055 г. в летописях упоминается другой митрополит,
Ерем.  Время  кончины  И.  также  неизвестно.   Митроп.   И.   один   из
знаменитейших писателей нашей начальной литературы. Из соч.  И.  до  нас
дошли: "Слово о законе и благодати", написанное еще до поставления И.  в
митрополиты, "исповедание веры", произнесенное, предполагают, по  случаю
поставления; "Поучение о пользе душевней ко всем христианам" (некоторыми
исследователями приписываемое, впрочем, Илариону Великому)  и  "Слово  к
брату-столпнику", встреченное в одном сербском сборнике XIV
   - XV в. Содержание  первого  из  названных  сочинений  видно  из  его
заглавия: "О законе Моисеем данном и о благодати и истине Иисус  Христом
бывшим, и како закон отъиде, благодать же и истинна всю землю исполни, и
вера в вся языки простреся, и до нашего языка русского, и похвала кагану
нашему Владимиру, от него же крещении быхом, и молитва в  Богу  от  всея
земля  нашея".  Слово  является  свидетельством  быстро  проникавшего  в
киевскую Русь византийского образования. Представителем этого, нового на
Руси, элемента является не только сам автор, но уже целый кружок лиц,  к
которым он обращает  свое  "слово"  и  которых  он  называет  "преизлиха
насыщьшимися сладости  книжные",  кружок  лиц,  которым  хорошо  "ведомы
книги". Замечательно в авторе его  воодушевление;  вся  первая  половина
слова - как  бы  сплошной  восторженный  крик  древнерусского  язычника,
сознавшего  бедность  старой  веры,  сравнительно  с  новыми  идеями   и
понятиями,   принесенными   христианством.   Чрезвычайно   любопытно   в
новопросвещенном  христианском  митрополите   и   чувство   национальной
гордости,  с  которой  он  вспоминает  о  "старом  Игоре"   и   "славном
Святославе", - "не в худе бо и не в неведоме  земли  владычетвоваша",  с
гордостью заявляет писатель, - но в "Русской, яже ведома и слышиша  есть
всеми конци земля".  "Исповедание  веры"  -  содержания  догматического,
отличается богословской точностью  и  ясностью  изложения.  "Поучение  о
пользе душевней" и "Слово к брату-столпнику" - кратки и довольно общи по
содержанию.  Едва  ли  названными  произведениями  исчерпывалась  вполне
литературная деятельность митроп. И. "Невозможно допустить,  справедливо
замечает один из исследователей, чтобы  человек,  мало  упражнявшийся  в
сочинениях, мог вдруг написать такое художественное слово, как "Слово  о
законе и благодати" И., и выражаться  с  такой  богословской  точностью,
какою отличается его "Исповедание веры". Отрывок из слова митроп. И.  "О
законе и благодати" приводится уже у Карамзина. ("Ист. Госуд. Рос. " (I,
примеч. 284), который почему-то называет его "Житием Владимира", В  1844
г. памятник, по рукописи XVI в., был издан проф.  Горским,  в  "Приб.  к
твор. св. отец" (т. II, 204 - 299), вместе с двумя  еще  другими,  вновь
открытыми Горским, сочинениями И.: "Исповеданием веры"  и  "Поучением  о
пользе душевней ко всем христианам". В 1848 г.  "Слово  о  законе"  было
переиздано Ундольским по более древнему списку  XIV  -  XV  в.  ("Чтения
Моск. Общ. Ист. и Др. Российск.", 1848, ј 7, стр. 21 - 41,  и  отдельно:
"Славяно-русские рукописи в пергаменном сборнике  Царскаго",  М.  1848).
Несколько позднее Куприяновым  переиздано  было  и  "Поучение  о  пользе
душевней", встреченное им в несколько иной редакции, и  в  более  раннем

Страницы: «« « 1131   1132   1133   1134   1135   1136   1137   1138   1139  1140   1141   1142   1143   1144   1145   1146   1147   1148   1149  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь