Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1127   1128   1129   1130   1131   1132   1133   1134   1135  1136   1137   1138   1139   1140   1141   1142   1143   1144   1145  » »»

прикладываться к ним, преклонять пред  ними  колена,  воскурять  фимиам,
возжигать свечи; обращаться к ним с  молитвой.  Иконоборцы,  однако,  не
терпели,  по-видимому,   преследований   в   смутную   эпоху   правления
Константина VI и Ирины (до 802 г.), а тем менее в царствование  Никифора
(802 - 811), возбуждавшего недовольство православной партии  и  особенно
монахов  не  только  своими  финансовыми  играми,  но  и  терпимостью  к
павликианам; и лишь в короткое царствование имп. Михаила I (811 -  813),
находившегося под сильным  влиянием  духовенства,  иконоборцы  (также  и
павликиане)  стали  подвергаться  гонениям.   Плохой   администратор   и
неудачный полководец, Михаил, был низвергнут солдатами, которые  возвели
на его место энергичного и популярного полководца Льва V Армянина (813 -
820). Этот восточный по происхождению император снова стал на сторону И.
Сломив деятельную оппозицию духовенства (константинопольского  патриарха
Никифора,  созвавшего  поместный  собор  для  защиты  иконопочитания,  и
особенно св. Феодора Студита, деятельно поддерживавшего  православных  и
смело порицавшего императора), Лев созвал в  815  г.  собор,  отменивший
постановления VII вселенского собора и восстановивший определения собора
754 г.; тогда возобновилось  уничтожение  икон,  преследование  монахов,
эмиграция на Восток и в Италию. Преемник Льва,  Михаил  II  Косноязычный
(Аморейский)  попытался   держаться   довольно   своеобразной   политики
терпимости  относительно  иконопочитателей:  он   дал   амнистию   всем,
потерпевшим за иконопочитание (между прочим, Феодору Студиту),  и  издал
постановление, требовавшее, чтобы "никто не смел  приводить  в  движение
язык свой ни против икон, ни за иконы", "чтобы молчание было правилом во
всем, что напоминает иконы". Однако,  и  в  это  царствование  произошло
восстание самозванца  Фомы,  поднятое,  вероятно,  во  имя  православия.
Постановление Михаила II оставалось в силе, а при  его  преемнике,  имп.
Феофиле (829 - 842), который, однако, снова стал энергично  преследовать
иконопочитателей. Лишь по смерти Феофила в регентство  (за  малолетством
имп. Михаила III) его жены Феодоры и других  лиц  (между  ними  Мануила,
дяди императрицы), византийское  духовенство,  при  посредстве  Мануила,
действовавшего,  вероятно,  из  политических  соображений  (см.  Ф.   И.
Успенский, в "Ж. М. Н. Пр.",  1891,  янв.,  стр.  130  -  131),  убедило
императрицу,  давно   расположенную   к   иконопочитанию,   восстановить
последнее. Был свергнут приверженец ереси, патриарх Иоанн VII, и на  его
место   возведен   защитник   иконопочитания,   Мефодий,    подвергшийся
преследованию  при  Феофиле.  Под  его  председательством  (ср.  Ф.   И.
Успенский, ibid., стр. 109 - 110) состоялся в 842 г. собор,  утвердивший
и одобривший все определения VII вселенского собора и  подвергший  снова
отлучению иконоборцев (исключение было сделано для  Феофила);  тогда  же
был установлен и впервые совершен (19 февр. 842 г.)  чин  провозглашения
вечной  памяти  ревнителям  православия  и  анафематствования  еретикам,
совершаемый  в  православной  црк.  и  до  нашего   времени   в   неделю
православия. В Италии И. постоянно находило себе резкий отпор  в  папах,
при чем частые обращения борющихся партий к их посредству способствовали
усилению  их  притязаний,  а  еретичество  императоров,   которым   папы
отказывались  повиноваться,  усилению  независимости  последних.  Но  во
Франкском государстве, в так называемом Libri Carolini, на франкфуртском
соборе 794 г. и на парижском 825  г.  был  выражен  взгляд,  объявлявший
всякое церковное  служение  перед  иконами  за  идолопоклонство,  но  не
отрицавший их значения, как  украшения  церкви  и  средства  поддержания
благоговения.

   Главными источниками по истории И. служат,  кроме  летописей  Феофана
(еd. Bonn., ex rec. I. Classeni, 1889 - 41, vv. 2;  во  2-м  т.  помещен
латинский перев. Феофана, так  назыв.  "Anastasii  bibliothec.  historia
tripertita", ex rec. J. Bekkeri; нов. изд. de Boor, Лпц., 1883 - 85, vv.
2; есть русский перев. Оболенского и Терновского, помещ. в "Чт. в.  Общ.
Ист. и Др. Росс., 1886  -  87  гг.  и  отдельно),  продолжатели  Феофана
("Theoph. continuat"., ed. J. Bekker, Bonn, 1838), патр.  Никифора  (ed.
Bonn., ex rec. J. Bekkeri, 1837, вместе с  Пав.  Силенциарием  и  Георг.
Писидой); ed. de  Boor,  Лпц.,  1880),  Георгия  Амартола  ed.  (Muralt,
Petropol., 1859), Migne: "Patrologiae cursus completus ser. Graeca",  t.
110, 1863), Генезия (ed. Bonn., ex rec. C. Lachmanni, 1834;  Migne,  "P.
c. c., s. G.", т. 109, 1863) и др., общим недостатком  которых  является
резко враждебная И., затемняющая ход событий и характер  движения  точка
зрения, акты VII вселенского собора (Labbe, "Sacrosancta Concilia",  VII
и русский  пер.  "Деяния  вселенских  соборов",  т.  VII,  Каз.,  1873);
сведения, заключающиеся в церковных анналах Барония (для И. см. тт. XII,
XIII,  XIV)  и  жития  святых,  из  которых  некоторые   разработаны   в
исследованиях  академии;  В.   Г.   Васильевского,   "Руссковизантийские
отрывки".  Литература  по  истории  И.  бедна.  Кроме  устаревших  общих
изложений  Лебо,  Гиббона,  Финлея,  Гфререра  и  мало  опередившего  их
Герцберга ("Geschichte d. Byzantiner und d. Osmanischen Reiches", Берл.,
1883,  в  коллекции  Онкена),  не  менее  устаревшей   "Geschichte   der
bildersturmenden Kaiser" Шлоссера (Франкф. на  Майне,  1812),  церковных
историй  Газелера,  Неандера  и  пр.  (а  также  "Истории  последних   4
вселенских соборов" А. Лебедева), нужно указать  на  имеющие  выдающееся
значение  и  проливающие  часто  совершенно   новый   свет   на   вопрос
многочисленные работы академика В. Г. Василевского о Византии,  а  также
работу Ф. И. Успенского ("Константинопольский собор 842 г. и утверждение
православия", "Ж. М. Н. Пр.", 1891, янв." переп. в сочин. "Философское и
богословское  движение  в  Византии",  СПб.,  1892).  При  недостаточной
разработанности  истории  И.,  как  относительно   происхождения   этого
движения, так  и  относительно  его  характера  и  значения,  существуют
значительные  разногласия:  одни  видят  в  нем  широкое   прогрессивное
движение,  целую  социальную,  политическую  и  религиозную   революцию,
опиравшуюся на  античный  эллинские  начала,  сохранившиеся  на  востоке
империи, откуда шла реформа и были родом императоры иконоборцы (Лев III,
Константин V, Лев IV,  Лев  V,  Феофил);  другие,  не  отрицая  значения
восточных элементов в И., склонны  видеть,  наоборот,  в  восстановлении
православия победу европейских, более культурных  элементов.  Вопрос  об
отношении И. в магометанству и к  различным  христианским  ересям  также
мало выяснен.
   Ф Смирнов.
   Иконография (греч.) -  описание  древних  или  новейших  изображений,
преимущественно портретных или представляющих те или другие определенные
образы, в живописи, скульптуре, гравюре, мозаике  в  т.  д.;  напр.,  И.
Петра Великого - описание  портретов  этого  государя;  И.  Геркулеса  -
описание его изображений в памятниках искусства.

Страницы: «« « 1127   1128   1129   1130   1131   1132   1133   1134   1135  1136   1137   1138   1139   1140   1141   1142   1143   1144   1145  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь