|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1127 1128 1129 1130 1131 1132 1133 1134 1135 1136 1137 1138 1139 1140 1141 1142 1143 1144 1145 » »» прикладываться к ним, преклонять пред ними колена, воскурять фимиам,
возжигать свечи; обращаться к ним с молитвой. Иконоборцы, однако, не
терпели, по-видимому, преследований в смутную эпоху правления
Константина VI и Ирины (до 802 г.), а тем менее в царствование Никифора
(802 - 811), возбуждавшего недовольство православной партии и особенно
монахов не только своими финансовыми играми, но и терпимостью к
павликианам; и лишь в короткое царствование имп. Михаила I (811 - 813),
находившегося под сильным влиянием духовенства, иконоборцы (также и
павликиане) стали подвергаться гонениям. Плохой администратор и
неудачный полководец, Михаил, был низвергнут солдатами, которые возвели
на его место энергичного и популярного полководца Льва V Армянина (813 -
820). Этот восточный по происхождению император снова стал на сторону И.
Сломив деятельную оппозицию духовенства (константинопольского патриарха
Никифора, созвавшего поместный собор для защиты иконопочитания, и
особенно св. Феодора Студита, деятельно поддерживавшего православных и
смело порицавшего императора), Лев созвал в 815 г. собор, отменивший
постановления VII вселенского собора и восстановивший определения собора
754 г.; тогда возобновилось уничтожение икон, преследование монахов,
эмиграция на Восток и в Италию. Преемник Льва, Михаил II Косноязычный
(Аморейский) попытался держаться довольно своеобразной политики
терпимости относительно иконопочитателей: он дал амнистию всем,
потерпевшим за иконопочитание (между прочим, Феодору Студиту), и издал
постановление, требовавшее, чтобы "никто не смел приводить в движение
язык свой ни против икон, ни за иконы", "чтобы молчание было правилом во
всем, что напоминает иконы". Однако, и в это царствование произошло
восстание самозванца Фомы, поднятое, вероятно, во имя православия.
Постановление Михаила II оставалось в силе, а при его преемнике, имп.
Феофиле (829 - 842), который, однако, снова стал энергично преследовать
иконопочитателей. Лишь по смерти Феофила в регентство (за малолетством
имп. Михаила III) его жены Феодоры и других лиц (между ними Мануила,
дяди императрицы), византийское духовенство, при посредстве Мануила,
действовавшего, вероятно, из политических соображений (см. Ф. И.
Успенский, в "Ж. М. Н. Пр.", 1891, янв., стр. 130 - 131), убедило
императрицу, давно расположенную к иконопочитанию, восстановить
последнее. Был свергнут приверженец ереси, патриарх Иоанн VII, и на его
место возведен защитник иконопочитания, Мефодий, подвергшийся
преследованию при Феофиле. Под его председательством (ср. Ф. И.
Успенский, ibid., стр. 109 - 110) состоялся в 842 г. собор, утвердивший
и одобривший все определения VII вселенского собора и подвергший снова
отлучению иконоборцев (исключение было сделано для Феофила); тогда же
был установлен и впервые совершен (19 февр. 842 г.) чин провозглашения
вечной памяти ревнителям православия и анафематствования еретикам,
совершаемый в православной црк. и до нашего времени в неделю
православия. В Италии И. постоянно находило себе резкий отпор в папах,
при чем частые обращения борющихся партий к их посредству способствовали
усилению их притязаний, а еретичество императоров, которым папы
отказывались повиноваться, усилению независимости последних. Но во
Франкском государстве, в так называемом Libri Carolini, на франкфуртском
соборе 794 г. и на парижском 825 г. был выражен взгляд, объявлявший
всякое церковное служение перед иконами за идолопоклонство, но не
отрицавший их значения, как украшения церкви и средства поддержания
благоговения.
Главными источниками по истории И. служат, кроме летописей Феофана
(еd. Bonn., ex rec. I. Classeni, 1889 - 41, vv. 2; во 2-м т. помещен
латинский перев. Феофана, так назыв. "Anastasii bibliothec. historia
tripertita", ex rec. J. Bekkeri; нов. изд. de Boor, Лпц., 1883 - 85, vv.
2; есть русский перев. Оболенского и Терновского, помещ. в "Чт. в. Общ.
Ист. и Др. Росс., 1886 - 87 гг. и отдельно), продолжатели Феофана
("Theoph. continuat"., ed. J. Bekker, Bonn, 1838), патр. Никифора (ed.
Bonn., ex rec. J. Bekkeri, 1837, вместе с Пав. Силенциарием и Георг.
Писидой); ed. de Boor, Лпц., 1880), Георгия Амартола ed. (Muralt,
Petropol., 1859), Migne: "Patrologiae cursus completus ser. Graeca", t.
110, 1863), Генезия (ed. Bonn., ex rec. C. Lachmanni, 1834; Migne, "P.
c. c., s. G.", т. 109, 1863) и др., общим недостатком которых является
резко враждебная И., затемняющая ход событий и характер движения точка
зрения, акты VII вселенского собора (Labbe, "Sacrosancta Concilia", VII
и русский пер. "Деяния вселенских соборов", т. VII, Каз., 1873);
сведения, заключающиеся в церковных анналах Барония (для И. см. тт. XII,
XIII, XIV) и жития святых, из которых некоторые разработаны в
исследованиях академии; В. Г. Васильевского, "Руссковизантийские
отрывки". Литература по истории И. бедна. Кроме устаревших общих
изложений Лебо, Гиббона, Финлея, Гфререра и мало опередившего их
Герцберга ("Geschichte d. Byzantiner und d. Osmanischen Reiches", Берл.,
1883, в коллекции Онкена), не менее устаревшей "Geschichte der
bildersturmenden Kaiser" Шлоссера (Франкф. на Майне, 1812), церковных
историй Газелера, Неандера и пр. (а также "Истории последних 4
вселенских соборов" А. Лебедева), нужно указать на имеющие выдающееся
значение и проливающие часто совершенно новый свет на вопрос
многочисленные работы академика В. Г. Василевского о Византии, а также
работу Ф. И. Успенского ("Константинопольский собор 842 г. и утверждение
православия", "Ж. М. Н. Пр.", 1891, янв." переп. в сочин. "Философское и
богословское движение в Византии", СПб., 1892). При недостаточной
разработанности истории И., как относительно происхождения этого
движения, так и относительно его характера и значения, существуют
значительные разногласия: одни видят в нем широкое прогрессивное
движение, целую социальную, политическую и религиозную революцию,
опиравшуюся на античный эллинские начала, сохранившиеся на востоке
империи, откуда шла реформа и были родом императоры иконоборцы (Лев III,
Константин V, Лев IV, Лев V, Феофил); другие, не отрицая значения
восточных элементов в И., склонны видеть, наоборот, в восстановлении
православия победу европейских, более культурных элементов. Вопрос об
отношении И. в магометанству и к различным христианским ересям также
мало выяснен.
Ф Смирнов.
Иконография (греч.) - описание древних или новейших изображений,
преимущественно портретных или представляющих те или другие определенные
образы, в живописи, скульптуре, гравюре, мозаике в т. д.; напр., И.
Петра Великого - описание портретов этого государя; И. Геркулеса -
описание его изображений в памятниках искусства.
Страницы: «« « 1127 1128 1129 1130 1131 1132 1133 1134 1135 1136 1137 1138 1139 1140 1141 1142 1143 1144 1145 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |