|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1123 1124 1125 1126 1127 1128 1129 1130 1131 1132 1133 1134 1135 1136 1137 1138 1139 1140 1141 » »» Христа и таинственность Его происхождения. Прочие известия о Христе
(Иосифа Флавия, Лукиана) по своей краткости ничего не дают; к тому же
часть их сомнительной подлинности. Пробел, с исторической точки зрения,
немаловажный; но, раз мы считаем возможным судить о персидских войнах
без персидских источников, о пунических - без пунийских, то можем судить
и о Христе без нехристианских. Если же мы хотим быть возможно строгими и
осторожными, то нам нет иного выбора как или принять целиком
новозаветного Христа, или вовсе отказаться от надежды знать о Нем
что-либо достоверное.
Канонические евангелия (кроме Луки 2, 41-52) говорят только об
обстоятельствах рождества и младенчества И. Христа и об эпохе Его
общественной деятельности, от крещения до вознесения на небо. Они сами
свидетельствуют, что в них записаны далеко не все вообще дела и слова
Его (Иоанна 20, 30 и 21, 25; Деян. 1, 3). Поэтому написать на их
основании полную биографию Спасителя невозможно. Пытаться дать хотя
общий Его нравственный образ - тоже задача слишком высокая и трудная;
кто бы пожелал получить такой образ, тому нельзя дать лучшего совета,
как внимательно читать самое евангелие; никакая "жизнь Иисуса Христа",
даже писанная человеком верующим, ученым и даровитым (Фаррар), не дает
такого сильного и цельного впечатления, как евангелия. Восстановить
точную хронологию всех дел и слов Х. по всем четырем евангелистам - тоже
дело едва ли возможное. Хронологическую рамку, по которой следует
распределять представляемый синоптиками материал, дает евангелие от
Иоанна; но как именно расположить этот материал внутри этой рамки - на
это не может быть точного ответа. Все "согласия четырех евангелий" имеют
за себя лишь большую или меньшую вероятность, и ни одно из них не
авторизуется церковью безусловно. Принятое вообще в православной церкви
"согласие" читатель найдет в любой хорошей священной истории Нового
Завета или, еще лучше, в 3-м томе "Толкового Евангелия" архимандрита
Михаила (стр. 629-643). Год рождения и смерти Спасителя также едва ли
когда-нибудь удастся определить вполне точно. Несомненно, что Спаситель
родился при Ироде Великом или Старшем (умер 750 г. Рима весной), и
следовательно на несколько лет (не менее 3) раньше христианской эры (1
г. =754 г. от основания Рима, считая начало года 1-го января); распят
при прокураторе Понтии Пилате, отозванном в 36 г. христианской эры.
Выступление Спасителя на проповедь падает не раньше 15-го года
правления кесаря Тиверия, по-видимому - даже именно на этот год (Луки
гл. 3). Спасителю было в это время около 30 лет (гл. 3-ст. 23). Но и из
этих данных нельзя заключить о годе рождения Спасителя с полной
точностью, ибо 1) что значит около30 лет? 2) неизвестно, откуда
евангелист считает 15-й год Тиверия - от его единодержавия (это будет
782 г. от осн. Рима), или от объявления его соправителем Августа (780
г.); последнее вероятнее, ибо тогда год Рождества Христова падает еще на
эпоху Ирода Великого (749-750 г.), считая Спасителю при крещении 31-й
год, как прямее всего явствует из показания евангелиста. Кроме того, ев.
Лука ставит Рождество Христово в связь с переписью, бывшей в иудее при
президе Сирии Квиринии; а Квириний был в первый раз президом Сирии в 4-2
гг. до христианской эры, или в 750-752г. от основания Рима (сама
перепись, упоминаемая у Луки - конечно не та, что ценз Квириния 7-го
года по Р. Хр., упоминаемый Иосифом Флавием: так поздно Х. не мог
родиться, так как в 7 г. Ирода Старшего давно уже не было в живых).
Итак, по наиболее естественному пониманию имеющихся данных, Спаситель
родился в 4 г. до христианской эры, в 749 или 750 году от основания Рима
(Приблизительно к этому же времени ведет и указание Матфея на звезду
Рождества Христова, которую уже Кеплер ставил в связь с конъюнкцией
Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб в 747 г. от основания Рима.). Учил он,
по евангелисту Иоанну, не менее 2 1/2 лет, по самому вероятному
толкованию его данных - 3 1/2 года; распят накануне еврейской Пасхи 783
г. от основания Рима, 14 нисана, в пятницу (Иоанна 18, 28).
Предположение, что Спаситель родился еще значительно ранее (на основании
Иоанна 8, 56 - 57, или, вернее, комментариев на эти слова св. Иринея
Лионского "Adversus haereses", 2, 23, 4 и 2, 33, 2), не может быть
принято, так как слишком резко противоречит показаниям Луки о рождении
Х. при Квиринии ("пресвитеры", на которых ссылается Ириней, вероятно,
никто иной как Папий, о показаниях которого вообще см. Христианство).
День Рождества Христова еще менее поддается определению; к 25 декабря
оно стало приурочиваться на Востоке только в конце IV в. В Риме этот
день был принят ради вытеснения языческого праздника дня рождества
Непобедимого Солнца, а не на основании церковного предания, каковое
считало днем Рождества 6 января (Епифаний Кипрский), или 25 число
египетского месяца пахона (=20-му или 15 мая), или 28 марта (Климент
Александрийский; аноним 243 г.). В ночь Рождества вифлеемские пастухи
стерегли свое стадо в поле; это как будто указывает, что Х. родился
между мартом и ноябрем., так как зимой, с ноября до марта, палестинские
пастухи загоняли скот на ночь под крышу (Holtzmann, "Handcommentar zum
Neuen Testament", I, 44). Итак, ни год, ни день рождества Христова
неопределим с научной точностью.
2. Церковное учение о личности Иисуса Христа или христология. Над раскрытием
догматического учения о Богочеловеке Х. церковь трудилась более шести веков;
знаменитый профессор В. В. Болотов находит даже, что если бы понадобилось
определить всю деятельность богословской мысли до 6-го собора включительно парой
слов, то определение будет гласить: это опыт церковного истолкования слова
Theanthropos (=Богочеловек). Дело в том, что на основании обоих Заветов церковь
всех времен должна была держаться верования: 1) что Бог один, 2) что Иисус Х.
есть Сын Божий и Бог, 3) что Иисус Х. есть вместе с тем и человек. Итак,
представлялись вопросы: 1) в каком смысле Богочеловек есть Бог, 2) в каком
смысле Он есть человек, 3) каково соотношение Божества и Человечества в
Богочеловеке, по отношению к Его существу и личности, по меньшей мере
представлявшейся единой всем, кто Его видел. По евангелисту Иоанну, Х. есть
Слово воплощенное; до воплощения Слово было "у Бога", "искони к Богу" и "было
Бог". Уже иудеи, слышавшие, что Христос называл Отцом своим Бога, и утверждал,
что Он и Отец - одно, понимали Его в том смысле, что Он "равен ся творил Богу" и
"человек сый, творил себе Бога> (Иоанна 1, 14. и. 2; 8, 54; 10, 35 - 37; 14, 10-
11; 5, 18;10, 29 и пр.). В евангелиях и апостольских посланиях Он постоянно
зовется Сыном Божиим (Луки 1, 32; 2, 49, первое послание Иоанна 3, 16; еванг.
Иоанна 5, 23) и Богом (Луки 1, 16; Иуды ст. 4); 1-ое послание Иоанна 5, 20 зовет
Его Богом истинным, 1-ое послание к Тимофею 3, 16 - Богом, явившимся во плоти и
т. д. И однако, в том же Новом Завете сам Х. зовет Себя человеком (Иоанна 8, 40)
и сыном человеческим (очень часто), и так же зовут Его апостолы (1 Тим. 2, 5; 1
Корипф. 15, 21 и 47 и пр.). Он испытывает усталость, голод, жажду, жалость,
Страницы: «« « 1123 1124 1125 1126 1127 1128 1129 1130 1131 1132 1133 1134 1135 1136 1137 1138 1139 1140 1141 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |