Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1123   1124   1125   1126   1127   1128   1129   1130   1131  1132   1133   1134   1135   1136   1137   1138   1139   1140   1141  » »»

Христа и таинственность Его  происхождения.  Прочие  известия  о  Христе
(Иосифа Флавия, Лукиана) по своей краткости ничего не дают;  к  тому  же
часть их сомнительной подлинности. Пробел, с исторической точки  зрения,
немаловажный; но, раз мы считаем возможным судить  о  персидских  войнах
без персидских источников, о пунических - без пунийских, то можем судить
и о Христе без нехристианских. Если же мы хотим быть возможно строгими и
осторожными,  то  нам  нет  иного  выбора  как   или   принять   целиком
новозаветного Христа, или  вовсе  отказаться  от  надежды  знать  о  Нем
что-либо достоверное.
   Канонические евангелия  (кроме  Луки  2,  41-52)  говорят  только  об
обстоятельствах рождества и  младенчества  И.  Христа  и  об  эпохе  Его
общественной деятельности, от крещения до вознесения на небо.  Они  сами
свидетельствуют, что в них записаны далеко не все вообще  дела  и  слова
Его (Иоанна 20, 30 и 21,  25;  Деян.  1,  3).  Поэтому  написать  на  их
основании полную биографию  Спасителя  невозможно.  Пытаться  дать  хотя
общий Его нравственный образ - тоже задача слишком  высокая  и  трудная;
кто бы пожелал получить такой образ, тому нельзя  дать  лучшего  совета,
как внимательно читать самое евангелие; никакая "жизнь  Иисуса  Христа",
даже писанная человеком верующим, ученым и даровитым (Фаррар),  не  дает
такого сильного и  цельного  впечатления,  как  евангелия.  Восстановить
точную хронологию всех дел и слов Х. по всем четырем евангелистам - тоже
дело едва  ли  возможное.  Хронологическую  рамку,  по  которой  следует
распределять представляемый  синоптиками  материал,  дает  евангелие  от
Иоанна; но как именно расположить этот материал внутри этой рамки  -  на
это не может быть точного ответа. Все "согласия четырех евангелий" имеют
за себя лишь большую или меньшую  вероятность,  и  ни  одно  из  них  не
авторизуется церковью безусловно. Принятое вообще в православной  церкви
"согласие" читатель найдет в  любой  хорошей  священной  истории  Нового
Завета или, еще лучше, в 3-м  томе  "Толкового  Евангелия"  архимандрита
Михаила (стр. 629-643). Год рождения и смерти Спасителя  также  едва  ли
когда-нибудь удастся определить вполне точно. Несомненно, что  Спаситель
родился при Ироде Великом или Старшем  (умер  750  г.  Рима  весной),  и
следовательно на несколько лет (не менее 3) раньше христианской  эры  (1
г. =754 г. от основания Рима, считая начало года  1-го  января);  распят
при прокураторе Понтии Пилате, отозванном в 36 г. христианской эры.
   Выступление Спасителя  на  проповедь  падает  не  раньше  15-го  года
правления кесаря Тиверия, по-видимому - даже именно на  этот  год  (Луки
гл. 3). Спасителю было в это время около 30 лет (гл. 3-ст. 23). Но и  из
этих  данных  нельзя  заключить  о  годе  рождения  Спасителя  с  полной
точностью,  ибо  1)  что  значит  около30  лет?  2)  неизвестно,  откуда
евангелист считает 15-й год Тиверия - от его  единодержавия  (это  будет
782 г. от осн. Рима), или от объявления его  соправителем  Августа  (780
г.); последнее вероятнее, ибо тогда год Рождества Христова падает еще на
эпоху Ирода Великого (749-750 г.), считая Спасителю  при  крещении  31-й
год, как прямее всего явствует из показания евангелиста. Кроме того, ев.
Лука ставит Рождество Христово в связь с переписью, бывшей в  иудее  при
президе Сирии Квиринии; а Квириний был в первый раз президом Сирии в 4-2
гг. до христианской  эры,  или  в  750-752г.  от  основания  Рима  (сама
перепись, упоминаемая у Луки - конечно не та,  что  ценз  Квириния  7-го
года по Р. Хр., упоминаемый  Иосифом  Флавием:  так  поздно  Х.  не  мог
родиться, так как в 7 г. Ирода Старшего давно  уже  не  было  в  живых).
Итак, по наиболее естественному пониманию  имеющихся  данных,  Спаситель
родился в 4 г. до христианской эры, в 749 или 750 году от основания Рима
(Приблизительно к этому же времени ведет и  указание  Матфея  на  звезду
Рождества Христова, которую уже Кеплер  ставил  в  связь  с  конъюнкцией
Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб в 747 г. от основания Рима.). Учил он,
по евангелисту  Иоанну,  не  менее  2  1/2  лет,  по  самому  вероятному
толкованию его данных - 3 1/2 года; распят накануне еврейской Пасхи  783
г.  от  основания  Рима,  14  нисана,  в  пятницу   (Иоанна   18,   28).
Предположение, что Спаситель родился еще значительно ранее (на основании
Иоанна 8, 56 - 57, или, вернее, комментариев на  эти  слова  св.  Иринея
Лионского "Adversus haereses", 2, 23, 4 и  2,  33,  2),  не  может  быть
принято, так как слишком резко противоречит показаниям Луки  о  рождении
Х. при Квиринии ("пресвитеры", на которых  ссылается  Ириней,  вероятно,
никто иной как Папий, о показаниях которого  вообще  см.  Христианство).
День Рождества Христова еще менее поддается определению;  к  25  декабря
оно стало приурочиваться на Востоке только в конце IV  в.  В  Риме  этот
день был принят  ради  вытеснения  языческого  праздника  дня  рождества
Непобедимого Солнца, а не  на  основании  церковного  предания,  каковое
считало днем Рождества  6  января  (Епифаний  Кипрский),  или  25  число
египетского месяца пахона (=20-му или 15 мая),  или  28  марта  (Климент
Александрийский; аноним 243 г.). В ночь  Рождества  вифлеемские  пастухи
стерегли свое стадо в поле; это как  будто  указывает,  что  Х.  родился
между мартом и ноябрем., так как зимой, с ноября до марта,  палестинские
пастухи загоняли скот на ночь под крышу (Holtzmann,  "Handcommentar  zum
Neuen Testament", I, 44). Итак,  ни  год,  ни  день  рождества  Христова
неопределим с научной точностью.
  2. Церковное учение о личности Иисуса Христа или христология. Над раскрытием
догматического учения о Богочеловеке Х. церковь трудилась более шести веков;
знаменитый профессор В. В. Болотов находит даже, что если бы понадобилось
определить всю деятельность богословской мысли до 6-го собора включительно парой
слов, то определение будет гласить: это опыт церковного истолкования слова
Theanthropos (=Богочеловек). Дело в том, что на основании обоих Заветов церковь
всех времен должна была держаться верования: 1) что Бог один, 2) что Иисус Х.
есть Сын Божий и Бог, 3) что Иисус Х. есть вместе с тем и человек. Итак,
представлялись вопросы: 1) в каком смысле Богочеловек есть Бог, 2) в каком
смысле Он есть человек, 3) каково соотношение Божества и Человечества в
Богочеловеке, по отношению к Его существу и личности, по меньшей мере
представлявшейся единой всем, кто Его видел. По евангелисту Иоанну, Х. есть
Слово воплощенное; до воплощения Слово было "у Бога", "искони к Богу" и "было
Бог". Уже иудеи, слышавшие, что Христос называл Отцом своим Бога, и утверждал,
что Он и Отец - одно, понимали Его в том смысле, что Он "равен ся творил Богу" и
"человек сый, творил себе Бога> (Иоанна 1, 14. и. 2; 8, 54; 10, 35 - 37; 14, 10-
11; 5, 18;10, 29 и пр.). В евангелиях и апостольских посланиях Он постоянно
зовется Сыном Божиим (Луки 1, 32; 2, 49, первое послание Иоанна 3, 16; еванг.
Иоанна 5, 23) и Богом (Луки 1, 16; Иуды ст. 4); 1-ое послание Иоанна 5, 20 зовет
Его Богом истинным, 1-ое послание к Тимофею 3, 16 - Богом, явившимся во плоти и
т. д. И однако, в том же Новом Завете сам Х. зовет Себя человеком (Иоанна 8, 40)
и сыном человеческим (очень часто), и так же зовут Его апостолы (1 Тим. 2, 5; 1
Корипф. 15, 21 и 47 и пр.). Он испытывает усталость, голод, жажду, жалость,

Страницы: «« « 1123   1124   1125   1126   1127   1128   1129   1130   1131  1132   1133   1134   1135   1136   1137   1138   1139   1140   1141  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь