Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1132   1133   1134   1135   1136   1137   1138   1139   1140  1141   1142   1143   1144   1145   1146   1147   1148   1149   1150  » »»

списке, XII - XIII в. (в "известиях И. Ак. Наук", V, 222 - 224; здесь же
приведены варианты по другой  рукописи,  XIV  в.).  "Слово  И.,  митроп.
киевского в брату-столпнику"  найдено  было  проф.  Петровским  в  одном
сербском  сборнике  XIV  -  XV  в.  и  издано  им  в   "Известиях   Каз.
Университета" (1865, 1, 47 - 84).  Издатель  делает  предположение,  что
"митроп. И.  мог  быть  если  не  составителем,  то,  по  крайней  мере,
переписчиком существовавшего уже  поучения  (переводного,  греческого)".
Срезневский  считает  это  слово  принадлежащим  киевскому  митроп.   И.
("Древн. Пам."; 19).
   А. Архангельский.
   Илион (to Ilion и h IlioV) - знаменитый по гомеровским поэмам город с
Малой Азии. Слава И. уже в древности заставляла не только отдельных лиц,
но и целые  народы  (персы,  римляне)  относиться  с  почти  религиозным
благоговением в тому месту, где он, по преданию, находился.  В  новейшее
время отдельные ученые и научные  общества  предпринимали  изыскания  по
топографии в истории троянской равнины. В виду сомнительности добытых до
сих пор результатов приходится различать:  1)  гомеровский  (мифический)
И.;  2)  исторический  И.,  называемый  также  новым  И.  и  3)  попытки
приурочения  И.  к  современным  местностям.  1.  Мифический  И.,   реже
называющийся Троею (h Troih), находился в  местности,  потом  получившей
название Троады, но у Гомера, именующейся как и город -  Троя,  недалеко
от берега Геллеспонта. И. расположен на "илийской равнине"  (XXI,  558),
но называется высоколежащим, aipeinh (II. 419, 686), так как,  очевидно,
"равнина" находилась на склоне или вершине горы (ср. II. XX,  216).  Вся
местность    обтекалась    двумя    реками,    потоком    "быстроводным,
глубокопучинным Ксанфом от богов нареченным, от смертных  -  Скамандром"
(II., XX, 74) и "струями Симоиса" (II., VI, 4). Обе реки окружают  почти
всю равнину и сливают свои воды недалеко от моря (II., V, 774}. На  пути
от моря к городу несколько раз приходилось переходить через Скамандр.  В
городе находился своего рода кремль, Пергам,  господствовавший  как  над
всем, окруженным хорошими стенами, городом (Ilion euteicon), так  и  над
равниною (II., IV, 508 и др. места). В окрестностях И. гомеровский  эпос
называет ряд славных мест, каковы: высокая могила старца Эсиета (II. II,
792), курган Ила, по пути из  города  к  лагерю  (II.,  XI,  166,  371),
Фимбра, небольшой городок к С от И. с храмом Аполлона (II. X, 430 etc.),
прекрасный холм Калликолона у берегов Симоиса (II. XX, 63, 161) и др. На
зап. стороне  города  находились  так  называемые  скэйские  ворота,  от
которых до берега моря на протяжении нескольких стадий вела дорога, мимо
большого прекрасного "бука" или дуба (jhgoV, II. XXI, 549;  V,  693).  В
самом "великом" городе находилось святилище  Афины  Паллады  Палладий  -
статуя, по преданию, упавшая с неба; была  и  другая  священная  статуя,
изображавшая Афину в сидячем виде. на колена  которой  возлагались  дары
(II. VI, 92 в др.). Происхождение и история  жителей  И.,  троянцев  или
дарданцев, окружены разнообразными мифами. Родоначальником царского рода
называется Тевкр, сын Скамандра (река) и  Иды  (горы);  ему  наследовали
Дардан, Эрихфоний, Трос, Ил, Лаомедонт и Приам. Тевкр  первым  поселился
там, где потом  возник  И.;  по  имени  Дардана,  зятя  его,  назывались
дарданцы.  Эрихфоний   управлял   мирно   и   введением   горного   дела
способствовал увеличению благосостояния жителей; Трос и Ил прославляются
как основатели столицы; Лаомедонт построил стены И. и Пергам, но  кончил
несчастно и погиб вместе со всем своим семейством от мести Геракла.  При
Приаме И. украсился новыми постройками, но при нем же  и  погиб,  и,  по
преданию, вождь греков,  Агамемнон,  изрек  проклятие  на  всякого,  кто
попытается  восстановить  И.  на  прежнем  месте.  Еще  в  древности  мы
встречаемся с  мнением,  что  гомеровский  И.  погиб  совершенно  и  "не
осталось и следа его" (слова Димитрия из Скепсиды около 60 до Р.  Хр.  у
Страбона, XIII, р. 592). Еще раньше тоже сказал оратор Ликург:  "Кто  не
знает, что И. некогда был разрушен  греками  и  с  тех  пор  никогда  не
возобновлялся?"  (Strab.  ib.).  Это  мнение,  однако,  далеко  не  было
господствующим. 2. Возобновленный И. древние  видели  в  так  называемом
новом И. Как видно, однако, уже из сравнения описания  обоих  городов  у
Гомера,  Геродота  и  Страбона,  исторический  И.  имел  мало  общего  с
гомеровским. Греческий И. построен, вероятно, около 700 г. до Р. Хр., по
словам Страбона, "во  время  владычества  лидян",  чем  можно  объяснить
найденные при раскопках в Гиссарлике следы лидийской культуры. Убеждение
в тожестве обоих И. было общее. Когда Ксеркс посетил  равнину  Трои,  он
обратил внимание на  "замок  Приама"  и  принес  жертву  Илийской  Афине
(Herod. VII, 43). В IV  в.  И.  назван  в  числе  городов,  покорившихся
Деркиллиду в 399 г. до  Р.  Хр.;  в  359  г.  его  взял  Харидем.  Когда
Александр  Великий  высадился  в  так  называемой  ахейской   гавани   у
Ретийского мыса,  он  недалеко  от  берега  встретил  городок  с  храмом
Паллады.  Здесь  жрецы  показали  ему  якобы  сохранившиеся  со  времени
троянской войны доспехи и т. п.; Александр сделал щедрые  дары  храму  и
решил украсить и увеличить город, считая его древним И., хотя, на  самом
деле, нет данных считать его тожественным и с И.,  посещенным  Ксерксом.
Битва  при  Ипсе  присоединила  СЗ  Малой  Азии  к  владениям  Лисимаха,
построившего в новом И. великолепный  храм  Афины  и  окружившего  город
стенами. В III в.  И.  стоял  во  главе  федерации  греческих  свободных
городов, начиная с Лампсака на  Геллеспонте  до  Гаргары  на  Арамитском
заливе. В 278 г. И. был разграблен галлами из орды Лутария. Эти  грабежи
несколько раз повторялись и к началу II в. И. был в сильном упадке. Храм
Паллады тем не менее все еще привлекал  посетителей.  В  192  г.  Антиох
Великий посетил его перед отправлением на помощь этолийцам.  В  190  г.,
незадолго до битвы при Магнезии,  римляне  посещением  И.  оказали  долг
благоговения предполагаемым родоначальникам основателя  Рима.  Во  время
Суллы И. подвергся разграблению Фимбриею (87 г. до Р. Хр.), но  диктатор
втрое вознаградил город за причиненные ему убытки;  впоследствии  жители
И. были объявлены свободными от налогов. Каракалла посетил И. и, подобно
Александру Великому, принес жертву на кургане Ахилла. Самые  поздние  из
монет, найденных на развалинах нового И.,  в  Гиссарлике,  относятся  ко
времени Констанция II (340 - 360). В IV в. жители И. еще вели прибыльную
торговлю якобы троянскими древностями; позже город  И.  не  упоминается,
хотя при Константине Багрянородном был епископ в Илионской Троаде. 3)  В
новейшее время сделано было много попыток доказать тожество  мифического
города с одною из современных местностей северо-западного  берега  Малой
Азии, обыкновенно в долине р. Мендере (Скамандра). Первые из европейских
путешественников или повторяли ошибку древности или делали еще  большую,
смешивая И. с Александрийскою Троадою,  построенною  Антигоном.  Таковы,
напр., известия в "Observations  de  plusieurs  singularites  et  choses
remarqu. trouvees en Grece. Asie etc. par P.  Belon"  (П.,  1588),  "Les

Страницы: «« « 1132   1133   1134   1135   1136   1137   1138   1139   1140  1141   1142   1143   1144   1145   1146   1147   1148   1149   1150  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь