Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1133 1134 1135 1136 1137 1138 1139 1140 1141 1142 1143 1144 1145 1146 1147 1148 1149 1150 1151 » »» fameux voyages de P. della Valle" (П. 1670). В XVIII в. несколько исследователей посетили равнину И.; особенного внимания из них заслуживает англичанин Покок, в 1739 г. определивший место соединения Скамандра с Симоисом и еще несколько важных пунктов. Наибольшее внимание привлекла в себе книга Лешевалье: "Voyage dans le Troade dans les annees 1783 - 1786". Франц. путешественник предположил, что И. находился около нынешн. Бурнабаши, на вершине Бали-Даг. Не смотря на излишний пафос его книги и большую неопределенность, мнение Лешевалье долгое время господствовало среди европ. ученых; лишь англичанин Иаков Брайант доказывал, что никогда не бывало ни города Трои во Фригии, ни похода туда со стороны греков. Бали-Даг представляет из себя холм в 400 фт. вышиною, с крутыми склонами на Ю и ЮЗ к долине Мендере (Скамандра); по отзывам многих и после Лешевалье бывших в Троаде, это место более всего подходит под описание Гомера. Таково, напр., мнение Лика (Leake), в его "Journal of a Tour in Asia minor" (Л., 1824), Эрнста Курциуса, д'Эйхталя ("La site de Troie etc.", П., 1875), Форхгаммера ("Erklarung der Ilias", 1884, с лучш. картою И.). Таково также мнение и проф. Джебба "Homeric Troy", в "Fortnightly Review" и ст. "Troad", в "Encyclop. Britan. " (ХХIII, 1888). Не раз предпринимавшиеся на вершине Бали-Дага раскопки (в незначительных размерах) привели к открытию древних стен и некоторых гончарных изделий, которые могут быть отнесены к 900 г. до Р. Хр. К долине Дюмбрек приурочивал Илион Е. Brentano, "Alt-Ilion im Dumbreck-Thale" (Гейлбр. 1877); "Zur Losung der troischen Frage" (ib., 1881); "Troja und Neu-Ilion" (1882). В последнее время больше всего слышно голосов за Гиссарлик, т. е. высказывается предположение, что новый (исторический) И. был построен на месте гомеровского. За Гиссарлик стоят: G. Eckenbrecher ("Die Lage der homerischen Troja", Дюссельд., 1875), Steitz ("Neue Jahrb. fur Philos. u. Padag. ", III, 1875, 225 sq.), Ed. Meyer ("Geschichte der Troas", Лпц., 1877), Virchow ("Beitrage zur Landeskunde d. Troas", в "Abhandl. Berl. Ak. ", 1879). Основа последнего мнения - знаменитые раскопки Г. Шлимана, опубликованные в его: "Trojan. Alterthumer" (1874), "Ilios" (1881), "Troja" (1883). Под новейшими наслоениями и развалинами историч. Илиона Шлиману удалось обнаружить "сгоревший город", по его убеждению, тожественный с гомеровским И. Низшие слои находок в Гиссарлике содержат предметы, относящиеся к началу бронзовой эпохи, гораздо более ранней, чем найденные микенские древности, в свою очередь более древние, чем гомеровский период. Ср. Fr. Lenormant, "Les Antiquites de Troade" (П., 1876). Чуждая увлечений оценка находок Шлимана W. Christ: "Sitzungsber. des bayer. Akademie", 1874, Phil. Hist. Cl. p. 185 sq. Эти находки лишь точнее определили местоположение нового И. и доказали, что под ним находятся развалины древнейшего, некогда погибшего от пожара, города. Весьма возможно, что здесь было местопребывание какого-либо племенного старшины или святилище местного божества, вроде фригийской Аты или великой матери богов. Ср. Keller, "Die Entdekung Ilions in Hissarlik" (Фрейбург, в Бр., 1875); Bursian, "Litt. Centralbl. " (1874, p. 814). А. Ловягин. Иллюстрация - рисунок, помещенный в печатной книге, преимущественно такой, который оттиснут вместе с ее текстом при помощи формы вырезанной на дереве (ксилографического или политипажного клише). Украшение книг такими рисунками, или, как говорится, их иллюстрирование, ведет свое начало от сделанных от руки рисунков (так назыв. миниатюр), помещавшихся в рукописях с первых веков христианства. Когда в половине XV ст. изобретение книгопечатания дало возможность распространять одну и ту же книгу в большом числе экземпляров, снабжать каждый из них подобными рисунками стало затруднительным, и на смену этих последних явились гравюры на дереве. Должно, однако, заметить, что изобретение И. предшествовало открытию книгопечатания, и что до нас дошло несколько рукописей с рисунками, оттиснутыми помощью деревянных форм. Переход от таких И. к настоящим составляют рисунки изданного неизвестным печатальщиком "Зерцала человеческого спасения" (Speculum humanae salvationis), первая половина которого занята ксилографическими картинками, а вторая - относящимся к ним текстом, отпечатанным посредством типографских досок. Как на древнейшие иллюстрированные книги, печатанный типографическим набором, можно указать на "Жалобу на смерть", "Библию бедных", "Благородный камень" Бонера и "Четыре истории", изданные в Бамберге, в 1461 - 62 г., Ад. Пфистером, воспользовавшимся для них тем же шрифтом, которым была напечатана так назыв. 36-ти строчная Библия. И. этого времени, еще очень грубые, свидетельствуют о крайней наивности как издателей книг, так и читателей. Для примера можно указать на "Саксонскую хронику", изданную в 1492 г. П. Шеффером; в ней помещено довольно много видов городов и портретов разных лиц, но для всех этих картинок употреблено весьма ограниченное число гравированных досок: одною и тою же доскою оттиснуты изображения Рима, Зальцведеля и Гослара, другою доскою - Гальбершадта и Мюнстера, третьей - Гамбурга и Гильдесгейма, при чем город от города не отличается ничем иным, как сопровождающим его печатным наименованием; точно такой же произвол издатель позволил себе и относительно портретов. "Предсказания Мерлина", напечатанные около того же времени во Франции, равным образом, содержат в себе лишь три политипажа, повторенные по несколько раз под разными названиями. Явление, исключительное в рассматриваемом отношении, представляет "Путешествие живописца Ревиха в Обетованную землю", И. которого воспроизводят рисунки, сделанные с натуры. Сравнительная деликатность политипажей в книгах парижского издателя Пигуше и братьев-венецианцев Джов. и Грег. да-Грегориис заставляет предполагать, что они резаны на буксовом дереве, которое, по свидетельству лионского типографщика Трехслера, уже начинало тогда входить в употребление для подобной цели. Сверх вышеупомянутых печатальщиков, иллюстрированием книг отличались в XV ст. Г. Цайнер, И. Бемер и Г. Шенспергер, в Аугсбурге, Г. Квентель, в Кельне, А. Кобергер, в Нюрнберге (основавший здесь школу ксилографов, во главе которой стояли учитель А. Дюрера - М. Волгемут, и В. Плейденвурст), И. Цайнер, Л. Гогенванг и Л. Голь, в Ульме, Б. Готау, в Любеке, М. Шот, в Страсбурге, А. Верар и С. Вотр, в Париже. На ряду с гравюрами на дереве, в эту пору употреблялись, иногда в значении И., также гравюры на меди: Свейнгейм гравировал таблицы к творениям Птолемея, оконченные по смерти этого мастера А. Букингом; "Monte Santo di Dio" Николая де Лоренцо (Флоренция, 1477), иллюстрировано также рисунками, резанными вглубь на меди. XVI в. был цветущею эпохою И. В Германии посвящать ей свои труды не считали для себя унизительным знаменитые живописцы А. Дюрер, Л. Кранах и Г. Гольбейн; кроме них, Страницы: «« « 1133 1134 1135 1136 1137 1138 1139 1140 1141 1142 1143 1144 1145 1146 1147 1148 1149 1150 1151 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |