Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1126   1127   1128   1129   1130   1131   1132   1133   1134  1135   1136   1137   1138   1139   1140   1141   1142   1143   1144  » »»

подлиннике" ("Душепол.  Чтение",  1868);  свящ.  В.  Владимирского,  "Об
иконописании" (статьи в "Душеп. Чтении". 1866 - 1869).
   Н. Барсов.
   Иконоборство - движение против почитания икон, возникшее и Византии в
первой половине VIII века и продолжавшееся почти до середины IX века.  В
VIII  веке  каноническая  формулировка  иконопочитания   еще   не   была
установлена, и  самое  иконопочитание  часто  принимало  преувеличенный,
грубый характер; как рассказывает один источник начала IX в. (см. ст. Ф.
И. Успенского в "Ж. М. Н. Пр." 1891 г. январь, стр. 141 и  сл.),  многие
церковные люди и миряне не только воздавали иконам такое же  поклонение,
как честному и животворящему  кресту,  но  и  "возлагали  на  эти  иконы
полотенца  и  делали  из  икон  восприемников  своих  детей  при  святом
крещении. Желая принять монашеский  сан,  многие  предпочитали  отдавать
свои волосы не духовным лицам, а складывать их при иконах. Некоторые  из
священников и клириков скоблили краски с икон, смешивали их с причастием
и давали эту смесь желающим вместо  причащения.  Другие  возлагали  тело
Христово на образа и отсюда причащались святых таин. Некоторые,  презрев
храмы Божии, устраивали  в  частных  домах  алтари  из  икон  и  на  них
совершали  священные  таинства".  Такие  преувеличения,  навлекавшие  на
христиан  упреки  в  идолопоклонстве,  особенно  со  стороны  магометан,
которые в это время не только энергично распространяли  свою  враждебную
всякому иконопочитанию религию,  но  и  требовали  от  подвластных  себе
христиан прекращения поклонения иконам (ср. "Theophanis  Chronographia",
ed. Bonn., v. I, p. 617 - 618) вызвали противодействие со  стороны  имп.
Льва  III  Исаврийского  (717  -  741);  -  замечательного   полководца,
администратора и законодателя, стремившегося - вместе с военной  борьбой
против арабов - и о  распространении  христианства  среди  магометан  (и
евреев) и не  стеснявшегося  властно  вмешиваться  в  вопросы  церковной
жизни. С 726 г. он выступил против иконопочитания,  приказывал  снимать,
выламывать  и  закрашивать  иконы  (приводимые  обыкновенно  известия  о
содержании "постановлений" Льва III от 726 и от 728 г. требуют  поправок
- см. В. Г. Васильевский, "Русско-византийские отрывки", в  "Журн.  Мин.
Нар. Пр." 1877 г., Июнь, стр. 296 сл.). Эти распоряжения  вызвали  среди
иконопочитателей     (иконодулов,     иконолатров,     идололатров     -
иконопоклонников,  идолопоклонников,  как  их  называли  противники),  к
которым принадлежали, главным образом, духовенство  и  особенно  монахи,
массы  простого  народа  и  женщины  всех  классов   общества,   большое
раздражение;  при  уничтожении  икон  происходили  схватки  и   побоища.
Население   собственной   Греции   (Эллады)   и   Цикладских   островов,
провозгласив  нового  императора,   подняло   восстание,   окончившееся,
впрочем, полной победой энергичного Льва III; немало жителей  внутренних
частей  империи,  не  желая  мириться  с  ересью,  бежали   на   окраины
государства; значительная  часть  итальянских  владений  Византии  с  г.
Равенной отдалась под власть Лангобардов;  папа  Григорий  II  отказался
подчиняться  требованиям  императора  в  объявил  И.  ересью  (такой  же
политики держался и  его  преемник  Григорий  III);  константинопольский
патриарх Герман смело обличал Льва  в  ереси,  на  настоянии  императора
подписать эдикт против икон ответил отказом вводить что-нибудь  новое  в
делах веры без вселенского собора и, наконец, сложил с  себя  патриаршую
власть; на Востоке самым сильным  противником  И.  явился  в  эту  эпоху
знаменитый Иоанн Дамаскин. Несмотря на  такую  сильную  оппозицию,  Лев,
опираясь на войско и придворную аристократию, составлявших главный оплот
партии   иконоборцев   (икономахов,   иконокластов,    иконокаустов    -
сокрушителей, сожигателей икон, как их  называли  противники),  а  также
находивший себе поддержку и в  некоторой  части  духовенства,  до  конца
царствования поддерживал И. Сын и преемник  его  Константин  V  Копроним
(841 - 775) еще с большей энергией выступил  против  иконопочитания,  не
смотря на трудную борьбу (в начале царствования) с православной партией,
выставившей против него нового императора, его зятя Артавазда, который в
течение почти 2 1/2 лет (741 - 743) владел Константинополем. Желая более
определенно провести иконоборческие идеи, и подготовив к этому умы путем
"народных собраний" (- ср.  В.  Г.  Васильевский,  в  "Журн.  Мин.  Нар.
Просв." 1877, июнь, стр. 286 - 287, 310), Константин в 754 г. созвал  во
дворце Иерии, на азиатском берегу Босфора, между Халкидоном и Хрисополем
(Скутари) большой собор,  на  котором  было  более  300  епископов  (но,
однако, не присутствовало ни одного  представителя  патриарших  кафедр).
Здесь было определено,  что  "восстановлять  образы  святых  посредством
материальных красок и цветов есть  дело  бесполезное,  праздное  и  даже
богопротивное и диавольское", но что, "вместо того следует заботиться  о
подражании на деле святым", добродетели которых "должны служить  как  бы
одушевленными  иконами",  молитве  и  предстательства  которых   следует
испрашивать согласно с церковным  преданием  (ср.  Васильевский,  ibid.,
стр.  312  -  313).  Между  тем  стремления  Константина  вели   его   к
покровительству приверженным павликианству "сириянам и армянам", которые
переселялись в  европейскую  часть  империи,  усиливая  здесь  восточный
элемент  (вообще  влиятельный  при  иконоборческих  императорах),  и   к
раздражению против монашества.  Константин  не  только  стал  подвергать
(вероятно, не ранее 761  г.)  открытому  гонению  и  мучениям  отдельных
представителей  монашества  (св.  Стефана   Нового),   но   преследовал,
по-видимому, и самый институт монашества; благодаря  этому,  усиливалась
эмиграция греческого монашества,  бежавшего,  главным  образом,  в  южн.
Италию и на сев. берега Черного моря. Не смотря на усиление оппозиции (в
которой  встречались  уже  и  высокопоставленные  светские   лица),   И.
держалось не только до смерти Константина, но и в царствование его сына,
более умеренного Льва IV Хазара (775 - 780). Только  в  регентство  жены
его Ирины (за малолетством его сына, императора Константина  VI  (780  -
790) партия иконопочитателей, находившая сочувствие в императрице (как и
вообще в большинстве знатных женщин), одержала верх. После возведения  в
константинопольские патриархи  Тарасия  (784  г.)  было  решено  созвать
вселенский собор для восстановления иконопочитания. В августе 786 г. был
открыт собор в Константинополе, но войско, оплот  иконоборцев,  выказало
такое сопротивление деятельности собора, что участвовавшие в нем  должны
были разойтись. Под благовидным предлогом переместив столичное войско  в
провинции и отпустив  ветеранов  на  родину,  составив  новое  войско  и
поставив над ними преданных себе начальников, Ирина, в сентябре 787  г.,
созвала в Никее VII вселенский собор, отвергнувший постановления  собора
754 г., подвергшие анафеме иконоборцев и установивший иконопочитание: не
должно было оказывать иконам преклонения, приличествующего только  Богу,
но их подобало чтить совершенно так же, как и святой, животворящий крест
(почитание   которого    не    отвергалось    иконоборцами),    подобало

Страницы: «« « 1126   1127   1128   1129   1130   1131   1132   1133   1134  1135   1136   1137   1138   1139   1140   1141   1142   1143   1144  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь