|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1126 1127 1128 1129 1130 1131 1132 1133 1134 1135 1136 1137 1138 1139 1140 1141 1142 1143 1144 » »» подлиннике" ("Душепол. Чтение", 1868); свящ. В. Владимирского, "Об
иконописании" (статьи в "Душеп. Чтении". 1866 - 1869).
Н. Барсов.
Иконоборство - движение против почитания икон, возникшее и Византии в
первой половине VIII века и продолжавшееся почти до середины IX века. В
VIII веке каноническая формулировка иконопочитания еще не была
установлена, и самое иконопочитание часто принимало преувеличенный,
грубый характер; как рассказывает один источник начала IX в. (см. ст. Ф.
И. Успенского в "Ж. М. Н. Пр." 1891 г. январь, стр. 141 и сл.), многие
церковные люди и миряне не только воздавали иконам такое же поклонение,
как честному и животворящему кресту, но и "возлагали на эти иконы
полотенца и делали из икон восприемников своих детей при святом
крещении. Желая принять монашеский сан, многие предпочитали отдавать
свои волосы не духовным лицам, а складывать их при иконах. Некоторые из
священников и клириков скоблили краски с икон, смешивали их с причастием
и давали эту смесь желающим вместо причащения. Другие возлагали тело
Христово на образа и отсюда причащались святых таин. Некоторые, презрев
храмы Божии, устраивали в частных домах алтари из икон и на них
совершали священные таинства". Такие преувеличения, навлекавшие на
христиан упреки в идолопоклонстве, особенно со стороны магометан,
которые в это время не только энергично распространяли свою враждебную
всякому иконопочитанию религию, но и требовали от подвластных себе
христиан прекращения поклонения иконам (ср. "Theophanis Chronographia",
ed. Bonn., v. I, p. 617 - 618) вызвали противодействие со стороны имп.
Льва III Исаврийского (717 - 741); - замечательного полководца,
администратора и законодателя, стремившегося - вместе с военной борьбой
против арабов - и о распространении христианства среди магометан (и
евреев) и не стеснявшегося властно вмешиваться в вопросы церковной
жизни. С 726 г. он выступил против иконопочитания, приказывал снимать,
выламывать и закрашивать иконы (приводимые обыкновенно известия о
содержании "постановлений" Льва III от 726 и от 728 г. требуют поправок
- см. В. Г. Васильевский, "Русско-византийские отрывки", в "Журн. Мин.
Нар. Пр." 1877 г., Июнь, стр. 296 сл.). Эти распоряжения вызвали среди
иконопочитателей (иконодулов, иконолатров, идололатров -
иконопоклонников, идолопоклонников, как их называли противники), к
которым принадлежали, главным образом, духовенство и особенно монахи,
массы простого народа и женщины всех классов общества, большое
раздражение; при уничтожении икон происходили схватки и побоища.
Население собственной Греции (Эллады) и Цикладских островов,
провозгласив нового императора, подняло восстание, окончившееся,
впрочем, полной победой энергичного Льва III; немало жителей внутренних
частей империи, не желая мириться с ересью, бежали на окраины
государства; значительная часть итальянских владений Византии с г.
Равенной отдалась под власть Лангобардов; папа Григорий II отказался
подчиняться требованиям императора в объявил И. ересью (такой же
политики держался и его преемник Григорий III); константинопольский
патриарх Герман смело обличал Льва в ереси, на настоянии императора
подписать эдикт против икон ответил отказом вводить что-нибудь новое в
делах веры без вселенского собора и, наконец, сложил с себя патриаршую
власть; на Востоке самым сильным противником И. явился в эту эпоху
знаменитый Иоанн Дамаскин. Несмотря на такую сильную оппозицию, Лев,
опираясь на войско и придворную аристократию, составлявших главный оплот
партии иконоборцев (икономахов, иконокластов, иконокаустов -
сокрушителей, сожигателей икон, как их называли противники), а также
находивший себе поддержку и в некоторой части духовенства, до конца
царствования поддерживал И. Сын и преемник его Константин V Копроним
(841 - 775) еще с большей энергией выступил против иконопочитания, не
смотря на трудную борьбу (в начале царствования) с православной партией,
выставившей против него нового императора, его зятя Артавазда, который в
течение почти 2 1/2 лет (741 - 743) владел Константинополем. Желая более
определенно провести иконоборческие идеи, и подготовив к этому умы путем
"народных собраний" (- ср. В. Г. Васильевский, в "Журн. Мин. Нар.
Просв." 1877, июнь, стр. 286 - 287, 310), Константин в 754 г. созвал во
дворце Иерии, на азиатском берегу Босфора, между Халкидоном и Хрисополем
(Скутари) большой собор, на котором было более 300 епископов (но,
однако, не присутствовало ни одного представителя патриарших кафедр).
Здесь было определено, что "восстановлять образы святых посредством
материальных красок и цветов есть дело бесполезное, праздное и даже
богопротивное и диавольское", но что, "вместо того следует заботиться о
подражании на деле святым", добродетели которых "должны служить как бы
одушевленными иконами", молитве и предстательства которых следует
испрашивать согласно с церковным преданием (ср. Васильевский, ibid.,
стр. 312 - 313). Между тем стремления Константина вели его к
покровительству приверженным павликианству "сириянам и армянам", которые
переселялись в европейскую часть империи, усиливая здесь восточный
элемент (вообще влиятельный при иконоборческих императорах), и к
раздражению против монашества. Константин не только стал подвергать
(вероятно, не ранее 761 г.) открытому гонению и мучениям отдельных
представителей монашества (св. Стефана Нового), но преследовал,
по-видимому, и самый институт монашества; благодаря этому, усиливалась
эмиграция греческого монашества, бежавшего, главным образом, в южн.
Италию и на сев. берега Черного моря. Не смотря на усиление оппозиции (в
которой встречались уже и высокопоставленные светские лица), И.
держалось не только до смерти Константина, но и в царствование его сына,
более умеренного Льва IV Хазара (775 - 780). Только в регентство жены
его Ирины (за малолетством его сына, императора Константина VI (780 -
790) партия иконопочитателей, находившая сочувствие в императрице (как и
вообще в большинстве знатных женщин), одержала верх. После возведения в
константинопольские патриархи Тарасия (784 г.) было решено созвать
вселенский собор для восстановления иконопочитания. В августе 786 г. был
открыт собор в Константинополе, но войско, оплот иконоборцев, выказало
такое сопротивление деятельности собора, что участвовавшие в нем должны
были разойтись. Под благовидным предлогом переместив столичное войско в
провинции и отпустив ветеранов на родину, составив новое войско и
поставив над ними преданных себе начальников, Ирина, в сентябре 787 г.,
созвала в Никее VII вселенский собор, отвергнувший постановления собора
754 г., подвергшие анафеме иконоборцев и установивший иконопочитание: не
должно было оказывать иконам преклонения, приличествующего только Богу,
но их подобало чтить совершенно так же, как и святой, животворящий крест
(почитание которого не отвергалось иконоборцами), подобало
Страницы: «« « 1126 1127 1128 1129 1130 1131 1132 1133 1134 1135 1136 1137 1138 1139 1140 1141 1142 1143 1144 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |