|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1120 1121 1122 1123 1124 1125 1126 1127 1128 1129 1130 1131 1132 1133 1134 1135 1136 1137 1138 » »» может быть спокоен, что таких препятствий нет и в объективно-научных
данных (разумеем сравнение параллельных известий, реально
археологическую сторону евангелий, историю их текста, вопрос об их
авторах и времени их написания, известия о Христе вне новозаветного
канона и т. д.). Евангельская история - один из редких в науке примеров,
когда историко-критическое изучение упорно не идет навстречу
скептическим предположениям и взглядам. Кто не имеет сил принять ее, как
она есть, т. е. как объективное чудо, тот должен признать, по меньшей
мере, что именно такой она отразилась в представлении непосредственных
ее свидетелей и участников - людей, имевших все средства знать в
точности истину и свято веривших во все, о чем они проповедовали.
Представление о делах и учении Спасителя у первых христиан было во
всяком случае не беднее нашего: все, что есть в Новом Завете, входило в
это представление. Но возможно, что оно было богаче нашего: в I - III
веках, и даже позже, существовали евангелия кроме наших четырех,
дававшие отчасти иной материал и если и не пользовавшиеся в церкви тем
же авторитетом, то и не безусловно отвергавшиеся ею. В прологе третьего
евангелия (от Луки) говорится о многих евангельских записях, которые
имел перед собой автор. По упоминаниям у разных церковных писателей
(Климента Александрийского, Оригена, Евсевия, Иеронима и др.) и отрывкам
известны евангелия "от евреев", "от египтян", "12 апостолов", "Петра",
возникшие все во II веке, а первое может быть даже в первом,
одновременно с нашим греческим переводом евангелия от Матвея. У отцов и
церковных писателей I - III вв. - ап. Павла (Деян. Ап. 20, 35),
псевдо-Варнавы, Игнатия Богоносца, Оригена - встречаются изречения
Христа и факты, которых нет в каноническом четвероевангелии: некоторые
из них прочно водворились в церковном предании, как напр. показание
Юстина мученика, что Спаситель родился в вертепе(Тоже в протевангелии
Иакова - см. ниже.). Сведения наши об этих евангелиях пополнились в
недавнее время находкой нескольких новых отрывков; эти отрывки только
подкрепили убеждение, что из всего существовавшего в I - II в.
письменного предания о Христе церковь, в каноническом четвероевангелии,
сохранила все наиболее ценное не в богословском только, но и в
историческом отношении. Из многочисленных евангелий детства Христа самое
древнее (1 половины II в.) - протевангелие Иакова, где сообщаются имена
родителей Божией Матери - Иоаким и Анна; ко второму же веку восходят
повесть об успении Божией Матери и может быть евангелие Никодима - о
суде над Христом и сошествии Его в ад. Все, что в этих писаниях
выдерживает историческую критику, вполне согласно с евангелиями канона,
большей частью предполагает их рассказ и тем самым утверждает его
приоритет; остальное оказывается произведением фантазии, иногда дурно
направленной (чудеса ребенка Иисуса в евангелии Фомы); на многом
сказываются гностическая и докетические влияния II - III вв. (уже в
евангелиях "от египтян" и "Петра"); в новейшее время указывают на
зависимость "евангелий детства" от жизнеописаний Будды. Ничего подобного
нет в евангелиях канона; попытка указать влияние буддизма на них, resp.
на самого Христа (Мартин Зейдель), признается компетентной критикой
неудавшейся. И прочие открытия последнего полустолетия в области
древнехристианской литературы и истории не дали для истории собственно
Христа ничего существенно нового; во всяком случае они не потрясли
положения, что Евангелия дают нам тот образ Его, какой хранила
первенствующая церковь. В лучшем для отрицательной критики случае, они
могут лишь служить иллюстрацией к некоторым еретическим, отходившим от
господствующего, взглядам о существовании которых наука знала, однако, и
ранее. Так, "Философумены" Ипполита позволяют думать, что евангелие от
Иоанна цитовал уже гностик, Василид около 125 г.; "Учение 12-ти
апостолов" показало, что около 110 - 120 г. учение четвертого евангелия
о причащении было уже внесено в евхаристические молитвы; отрывок
евангелия Петра тоже показал зависимость этого евангелия от четвертого
канонического. Пресловутое разночтение Syrus Sinaiticus в евангелии от
Матфея гл. 1 ст. 16 ("Иосиф... роди Иисуса") без сомнения отнюдь не
показывает, что таково первоначальное чтение Матфея, еще того менее -
что ап. Матфей не учил о бессеменном зачатии Спасителя. Текст Syrus
Sinaiticus, по мнению самых усердных его почитателей, не древнее
половины II в.; все церковные писатели от евангелиста Луки и до Юстина
мученика принимают бессеменное зачатие; в евангелии "от евреев" (т. е.
иудеохристиан или назореев), которое считается древнейшим изводом
евангелия от Матфея и которое либеральный Гарнак относит прибл. к 65 г.,
Х. называет Духа Святого Своей "матерью" (матерью, а не отцом, так как
"дух" - ruаch - по-еврейски женского рода). Итак, Х. уже в 65 г.
признавался рожденным от Духа Святого в той части христианской церкви,
которая наименее была расположена спиритуализировать Его личность и
отступать в этом смысле от учения 12-ти апостолов; вот факт, которого
никакой Syrus Sinaiticus упразднить не может. А что во втором веке от
назореев отделились крайние еретики-евиониты и что они отвергали
бессеменное зачатие Спасителя - это давно было известно; возможно, что
они и редижировали текст Матфея сообразно своему воззрению. Но едва ли
не естественнее предположить, что сирский переводчик просто машинально
повторил здесь формулу, читающуюся в стихах 1 - 16 первой главы 3?14=42
раза, тем более, что в следующих стихах 18 - 25 о сверхъестественном
зачатии Спасителя говорится как нельзя яснее. Взятые сами по себе,
евангелия с чисто исторической точки зрения тоже не подают повода к
серьезным сомнениям. Самая отрывочность рассказа и неопределенность
показаний относительно времен и мест у Матфея и Марка свидетельствует о
добросовестности авторов, не хотевших писать больше, чем они в точности
помнили или слышали. Исторические комбинации и точные хронологические
даты евангелия от Луки снискали в конце концов их автору, как историку,
самые горячие похвалы от таких ученых, как Карциус и Моммзен. Точная
хронология (по праздникам еврейского года) и топографии четвертого
евангелия (в отношении к деятельности самого Спасителя) вполне согласимы
с менее определенным в этом отношении рассказом Матфея, Марка и Луки, и
вполне понятна под пером человека, ставшего учеником Христа еще на
Иордане, через Иоанна Крестителя, принадлежавшего к самому интимному
кружку Спасителя и трех учеников, сопутствовавшего Христу везде и всюду,
до удара копья в бок висевшего на кресте умершего Спасителя. Огромная
лавина аргументов, обрушенная критикой на четвертое евангелие, как
произведение апостола Иоанна и вообще как исторический источник, в
настоящее время растаяла почти без остатка. Те основания, на которых
теперь западная наука отвергает четвертое евангелие, почти сплошь
метафизического, субъективного и предвзятого характера; они сводятся к
Страницы: «« « 1120 1121 1122 1123 1124 1125 1126 1127 1128 1129 1130 1131 1132 1133 1134 1135 1136 1137 1138 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |