|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1122 1123 1124 1125 1126 1127 1128 1129 1130 1131 1132 1133 1134 1135 1136 1137 1138 1139 1140 » »» времен, уже ради простого вероподобия, как это и имеет место в
аналогичных случаях. Никому, ни друзьям новорожденной церкви, ни врагам
ее не приходило и в голову ставить вопрос: существовал ли Иисус
Назаретский? Сходство новой теории с древним докетством - чисто внешнее.
Докеты не отрицали того, что Х. своим современникам казался пришедшим в
теле, а утверждали, что этому телу-явлению не соответствовало никакой
вещи в себе; Х. телесный у них - не выдумка евангелистов, а их (и всего
мира) иллюзия. Основания для такого взгляда были отнюдь не
историко-критические, а чисто метафизические: докеты не могли принять
Бога воплощенного, так как материю они отожествляли со злом. Поэтому и
докеты могли бы фигурировать в защиту разбираемой теории лишь как
аргумент вспомогательный; можно бы было, пожалуй, предполагать, что в их
учении уцелела смутная память о той истине, что в действительности Х.
никогда не существовал - если бы за эту теорию хоть что-нибудь говорило
прямо. Между тем прямо не говорит за нее ничто. Что касается попыток
второго рода, то надо сознаться: рисуемый ими человеческий образ Христа
сам по себе выходит довольно живым и естественным, и многие общие всем
исследователям черты его способны внушить мысль, что это - прочный
результат истинно-научной работы. Единство выводов покоится, однако,
исключительно на двух, одинаково ненаучных основаниях: 1)на более или
менее полном отрицании исторического значения за четвертым евангелием, и
2) на отрицательном отношении к идее сверхъестественного. Понятно, что
когда материал так урезан, придти к соглашению уже легче, тем более, что
три первые евангелия по содержанию в значительной степени покрывают друг
друга. Скрытый субъективизм критики, коренная ошибка всего направления,
выходит, далее, наружу и, проявляясь в той или иной форме, в большей или
меньшей степени, определяет особенности образа Христа, по представлению
различных писателей, так, что они далеко расходятся между собой. У одних
Х. - нежный, кроткий, непрактичный мечтатель и визионер; у других -
суровый социальный реформатор, враг капитала и властей, политический
демагог. По одним Он мыслитель, "трезвый" едва ли не до атеизма; по
другим Он весь напоен иудейскими фантазиями о видимом царстве Мессии,
только ими живет и дышит и за них погибает. По одним Он ученик ессеев и
Крестителя, по другим - их противник. По одним Он истинный
"человеколюбец", предрешивший, если не осуществивший призвание всех
людей в царствие Божие; по другим Он, в отношении к самарянам и
хананеям, был "engherzig wie nur Einer der Pharisaer" (узкосердечен не
менее любого фарисея). В частности, отвергнув объективное чудо,
исследователи наталкиваются на вопрос, в какой мере допустима иллюзия
чуда или мнимое чудо: какие, сообразно с тем, евангельские чудеса можно
допустить (исцеления бесноватых и других нервных больных, воскрешения
мнимо умерших - дочери Иаира или наинского юноши), какие надо
истолковать косвенно (хождение по водам), какие мифологизировать
(проклятие смоковницы, умножение хлебов). Тут открывается субъективизму
широкое поле, исхоженное, действительно, вдоль и поперек разными
"Жизнями Иисуса". Тоже и с учением Спасителя. Тут
субъективистыисследователи каждый по своему решают вопрос, какие
изречения подлинны, какие составлены и приписаны Христу первыми
христианскими поколениями, какие "ретушированы" позднейшим преданием. В
результате, если верить иным исследователям, совершенно нельзя понять,
почему именно этому рядовому раввину, без малейшего не только
божественного, но и политического и психологического предведения, без
всякой глубины и оригинальности, а только с добрым сердцем и некоторым
художественным даром и остроумием, выпала первая роль во всемирной
истории. Все самое глубокое, потрясающее душу - лучшие притчи и беседы
Христа, эти авторы (напр. Штраус и Вейцзеккер) разносят по разным
анонимам, оставляя Христу пять-шесть притч, с десяток изречений (Отче
наш, блаженства, воздадите Кесарево Кесареви, Боже мой, вскую...) - и
только. Тут школа исследователей, обещавшая дать нам образ человека
Христа, постепенно урезывая новозаветный образ, доходит почти до полного
упразднения его и подает руку теории, отрицающей Его вовсе: крайности
сходятся. Если 0,9 изречений Христа выдуманы другими, то почему не
выдуманы и оставшаяся 0,1, и Он Сам? Так судит себя сама субъективная
критика. В какие странные "тупики" она иногда заходит - и тем вернее,
чем тщательнее и серь„знее ведется - показывает такой недавний пример.
Многократно в евангелиях Х. зовет себя "Сыном Человеческим", и нет
сомнения, что для еврея тех времен это выражение означало Мессию.
Сначала критика решила, на основании текстов вроде Матф. что Х. сознал
себя Мессией не сразу, а сперва учил только о близости пришествия
Мессии. Поворотным пунктом, с которого Он открыл себя, как Мессию,
ученикам, было исповедание Петра в Кесарии Филипповой (Марка 8, 27-29).
Вреде ("Das Messiasgeheimniss in den Evangelien>, 1901) указывает, что
Х. зовет себя у того же Марка "женихом" и "Сыном Человеческим" гораздо
ранее (гл. 2, 10, 28; 2, 19 - 20). Казалось бы, из этого если что-нибудь
следует, то вот что: по евангелиям, Х. не "развивался" в течение своей
проповеди, а с самого ее начала сознавал Себя Мессией и лишь открывался
ученикам и народу, как таковой, сначала намеками. Если Он говорил:
"покайтеся, приблизилось царствие Божие", то это значило: "Мессия (Я)
пришел и скоро выступить, как таковой, открыто" (что Он и сделал в
беседе с Петром и при входе в Иерусалим). Вроде думает не так. По
апостолу Павлу, говорит он, Иисус открыто заявил себя Мессией только в
своем воскресении (Римл. 1, 3-4; на деле тут только общецерковная мысль,
что в воскресении Своем Х. дал явное тактическое доказательство, что Он
- Сын Божий); это и есть первичное представление христиан. Отсюда
следует, что до воскресения Х. вовсе не называл Себя ни Мессией, ни
Сыном Человеческим; все эти выражения вложили Ему в уста позднейшие
христиане, уверовавшие в Его мессианство. Результат логический, и вместе
с тем - очевидно нелепый. Раз Х. не воскресал (конечно, воскресения
Вреде не признает), никогда себя Мессией не называл, не заявлял на
мессианство никаких претензий, не давал и не обещал дать тому никаких
доказательств - то с чего же, спрашивается, вообразили христиане, что Он
есть Мессия и что Он воскрес? Опять скорее можно поверить, что христиане
целиком выдумали Христа, чем что они так нелепо дополнили Его о Себе
учение. С научной точки зрения можно заявить лишь то сомнение
относительно тожества новозаветного Христа с историческим, что все наши
источники о Нем - христианские, и стало быть не выполнено знаменитое
правило: audiatur et altera pars. Но помочь в этом случае нечем. Altera
pars в данном случае представлена Талмудом и Цельзом, и представляет
собой набор грубых сплетен, выдающих свою лживость на каждом шагу.
Любопытно, однако, что иудеи не видели возможности отрицать чудеса
Страницы: «« « 1122 1123 1124 1125 1126 1127 1128 1129 1130 1131 1132 1133 1134 1135 1136 1137 1138 1139 1140 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |