Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1128   1129   1130   1131   1132   1133   1134   1135   1136  1137   1138   1139   1140   1141   1142   1143   1144   1145   1146  » »»

   Иконописание,  или  иконопись  -  на  Руси  и  православном  Востоке,
мастерство писать религиозные изображения, образы, предназначенные  быть
чествуемыми в храмах и в домах  благочестивых  людей.  Составляя  особую
отрасль живописи, И., тем не  менее,  существенно  отличается  от  этого
искусства в общепринятом смысле слова. Живопись
   -  каково  бы   ни   было   ее   направление,   реалистическое,   или
идеализирующее - основывается на  непосредственном  наблюдении  природы,
берет из ее формы и  краски  и,  предоставляя,  в  большей  или  меньшее
степени, простор творчеству художника,  невольно  отражает  в  себе  его
индивидуальность; напротив того, И., не обращаясь за справками к натуре,
стремится лишь  неуклонно  держаться  принципов,  освященных  преданием,
повторяет давно установленные, получившие,  так  сказать,  догматическое
значение типы изображений  и  даже,  в  отношении  технических  приемов,
остается  верным  заветам  старины;  исполнитель   таких   произведений,
иконописец (изограф), является совершенно безличным работником, шаблонно
воспроизводящим композиции и формы, однажды навсегда указанная ему и его
собратам и, если имеет возможность выказать в чем-либо свое  мастерство,
то единственно в тщательности  и  тонкости  работы.  Такой  характер  И.
получило  в  Византии  в  зависимости   от   установления   православием
непоколебимых догматов  веры  в  неизменных  церковных  обрядов;  отсюда
перешло оно в Италию, где пользовалось уважением  и  отпечатлевалось  на
местном искусстве до наступления эпохи Возрождения: будучи перенесено из
Греции, вместе с христианством, в наше отечество, оно прочно привилось в
нем и до сего времени занимает  у  нас  множество  рук  и  пользуется  в
народной  массе  предпочтением  пред  религиозною   живописью   в   духе
зап.-европ.  художественных  школ.   Оставляя   в   стороне   собственно
византийское И., бросим беглый  взгляд  на  историю  этого  искусства  в
России. Известно, что равноапостольный  вел.  кн.  Владимир  принял  св.
крещение в Херсонесе, привез оттуда в Киев  церковные  книги,  сосуды  и
иконы. Вслед затем, образа греческого письма стали то и дело привозиться
на Русь, как  необходимые  для  удовлетворения  религиозной  потребности
новообращенных и для украшения  созидаемых  храмов.  С  другой  стороны,
великие князья, заботясь о благолепии этих последних, вызывали из Греции
мастеров, искусных в писании ликов на досках и в выкладке их мозаикою на
стенах. Эти пришлые художники, разумеется, нашли  себе  многих  учеников
среди русских. Однако, из древнейших наших иконописцев  известен  только
один - киево-печерский монах препод. Алимпий, преставившийся в начале ХП
в. Каково было его искусство - судить невозможно,  так  как  достоверных
его произведений не сохранилось. Равным образом, трудно  составить  себе
точное понятие о  том,  каково  было  наше  И.  до  нашествия  татар.  С
несомненностью можно только заключить, что русские уже успели в эту пору
перенять у греков их технические приемы, что,  хотя  не  все  они  имели
случай учиться у византийских  художников,  однако  неуклонно  подражали
греческим образцам. Во времена  татарского  владычества  И.  нашло  себе
приют в монастырях, которым поработители  русской  земли  не  только  не
делали никаких насилий, но и оказывали  покровительство;  в  особенности
это искусство было поддерживаемо  иерархами  нашей  церкви,  из  которых
некоторые занимались им сами, каковы напр. митрополиты Петр  и  Киприан.
Прототип его оставался византийский, но к нему уже в  это  время  начали
примешиваться,     особенно     в     Новгородской,     Псковской      и
Суздальско-Владимирской областях, некоторые черты западного влияния.  По
слиянии  русских  княжеств  в  единодержавное  государство,  его  жизнь,
сосредоточенная в  Москве  и  проникнутая  живым  чувством  благочестия,
благоприятствовала успехам И., которое с конца XV в. видоизменяется  еще
более, позволяя себе заметные отступления от  древнего  стиля.  Причиною
тому были, с одной стороны, постоянно усиливавшийся  наплыв  иностранных
(немецких и итальянских или  фряжских)  художников,  а  с  другой  -  то
обстоятельство,  что  сношения  России  с  Грецией,  утратившей  и  свою
независимость, и свое  богатство,  сократились,  а  греческое  искусство
упало до такой степени, что уже не могло доставлять образцов для русских
иконников. Греческие духовные сановники, вместо того, чтобы дарить,  как
бывало пред тем, нашим царям драгоценные иконы,  стали  сами  просить  о
присылке им образов русского письма. В XVI в XVII стол. уже образовалось
у нас несколько иконописных стилей, или "пошибов", из  которых  главными
следует признать Новгородский,  Строгановский  и  Московский.  Некоторые
знатоки и собиратели старинных образов прибавляют  к  этим  пошибам  еще
Юрьевский, устюжский, суздальский и Фряжский  (отрасль  моск.);  наконец
различают еще школу Сибирскую. Объяснение особенностей, отличающих  один
пошиб от другого, одну школу от другой, повело бы нас слишком далеко. Не
вдаваясь в него, заметим только, что эти особенности заключаются  вообще
в более или  менее  тонкой  отделке  иконы,  в  резкости  или  плавности
рисунка, в  большей  или  меньшей  живости  красок,  в  предпочтительном
употреблении   известных   колеров,   в   различной   пропорциональности
изображенных фигур и т. п. Однако эти отличия не настолько  значительны,
чтобы  ими  нарушалась  близкая  родственность  школ,  которые  все,   в
отношении  композиции  ("перевода"  по  выражению  иконописцев),  строго
придерживаются форм византийской иконографии, равно как  и  в  отношении
техническом пользуются способами, практиковавшимися в греческой и вообще
средневековой живописи. Для этого у наших  иконников  постоянно  имеются
под  рукою,  как  необходимые  пособия,  особые  руководства,  так  наз.
подлинники, "лицевые", т. е. сборники образцовых рисунков, и "толковые",
содержащие  в  себе  технические  наставления.  Существуя  в   различных
редакциях, они, тем не менее, все преподают те же  правила,  которые  мы
находим в старинных  трактатах,  главным  образом,  в  сочинении  монаха
Дионисия (найденном в 1839 г. на Афоне французским археологом Дидроном и
относимом некоторыми к XVII и даже  к  XVIII  в.,  но  излагающем  более
древние греческие правила). Правда, в  некоторых  мастерских  есть  свои
приемы. обыкновенно содержимые в секрете; однако,  они  касаются  только
мелочей и в сущности не представляют никаких новых изобретений. В  общих
чертах работа иконописца состоит в следующем. Принимаясь  писать  образ,
он берет доску, преимущественно липовую, несколько  раз  проклеивает  ее
мездринным клеем и, затем, покрывает ее "левкасом" - грунтом,  состоящим
из алебастра,  разведенного  на  довольно  жидком  клее.  Иногда  левкас
накладывается не прямо  на  доску,  а  на  так  наз.  "поволоку"  (кусок
холстины, вымоченный в жидком клее).  Когда  левкас  высох  и  выглажен,
приступают к переводу на него рисунка; для  этого  существует  несколько
способов, из которых самый легкий и скорый состоит в "припорошке", т. е.
в накладке на грунт листа бумаги  с  рисунком,  в  котором  по  контурам
пробиты ряды дырочек и в набивании чрез эти дырочки  порошка  какой-либо
(обыкновенно красной) краски; намеченные таким образом линии  проходятся

Страницы: «« « 1128   1129   1130   1131   1132   1133   1134   1135   1136  1137   1138   1139   1140   1141   1142   1143   1144   1145   1146  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь