Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1366   1367   1368   1369   1370   1371   1372   1373   1374  1375   1376   1377   1378   1379   1380   1381   1382   1383   1384  » »»

руководительство из метрополии повело за собой неудачу  многих  из  этих
начинаний, но все-таки к концу карьеры К. Франции принадлежала если и не
наиболее цветущая, зато наиболее обширная часть европейских  колоний.  В
эпоху смерти К. Франции  принадлежали:  Канада,  Луизиана,  т.  е.  весь
бассейн  Миссисиппи.  из  Вест-Индских   островов:   Св.   Креста,   Св.
Варфоломея, Гваделуппа, С. Доминго и др., остров Тобаго и часть Гаити; в
Южн. Америке - Гвиана, часть берега в сев. зап. Африке,  в  Ост-Индии  -
Пондишери   и   Чандернагор.   Все   эти   владения    эксплуатировались
исключительно  в  пользу  метрополии  .Для  путей  сообщения  К.  сделал
чрезвычайно много. При нем был закончен громадный Лангедокский канал при
помощи инженера Рике; начатый в  1664  г.,  он  был  закончен  в1681  г.
Шоссейным дорогам ежегодно давалось  650000  ливров,  т.е.  на  нынешние
деньги ок. 4 милл. фр. Прекрасное состояние этих  дорог  было  одним  из
могущественнейших средств полной государственной централизации. В  видах
достижения  последней  К.,  передал  главную   административную   власть
интендантам, оставив за прежними губернаторами из высшей знати одно лишь
представительство. Парламенты также были сильно стеснены. 24 февр.  1673
г. был издан ордонанс, раз навсегда воспретивший парламентам производить
какие-либо изменения и ограничения  и  т.  п.  при  записи  распоряжений
короля. Одновременно и все законодательство, и  распоряжение  обложением
перешло целиком в руки короля и К. Педантическая регламентация,  тирания
правительства во всех мелочах жизни сильно ожесточили  население  против
К. В Голландии печатались массами памфлеты против него,  но  направлению
политики его они не в состоянии были помешать. Действуя от имени  короля
К., несмотря на плебейское  свое  происхождение,  легко  мог  сломить  и
противодействие аристократии, где оно еще  давало  себя  чувствовать.  С
клиром К.  вел  постоянную  борьбу  за  права  государства.  Численность
духовенства он тщетно пытался уменьшить; зато ему удалось  из  44  менее
важных церковных праздников добиться отмены 17.  К.  ревностно  старался
содействовать поднятию искусств и наук.  В  1663  г.  им  основана  была
академия надписей, 3 года позже академия наук и в 1667, 1671 и 1672  гг.
академия  пластических  искусств  и  музыки.  Он  увеличил   королевскую
библиотеку, ботанический сад, устроил и снабдил средствами обсерваторию,
ввел  размежевание  земли  и  снаряжал   экспедиции   ученых,   особенно
натуралистов.  Разорительные  войны  уничтожили  плоды  его  долголетних
трудов  и  ему  пришлось  под   конец   жизни   узнать   несовместимость
экономической системы с внешней политикой Людовика. Когда он, сломленный
этой неудачей, борьбой с Лувуа и почти в  немилости  у  короля,  умер  6
сентября  1683  г.,  народ,  ожесточенный  тяжкими  налогами,  напал  на
похоронное шествие и военной силе пришлось охранять  от  народной  злобы
гроб его. По желанию Наполеона  III,  Клеман  начал  издание:  "Lettres,
instructions et memoires de Colbert" (I  -  VIII,П.,  1868  -  82).  Ср.
Clement, "Histoire de  Colbert  et  de  son  administration"  (П.,1874);
Jourbleau, "Etude sur Colbert"  (П.,  1856);Neymarck,  "Colbert  et  son
temps" (П., 1877); Farnam, "Die innere franz. Gewerbepolitik von Colbert
bis Turgot" (Лпц., 1879); Dussieux,  "Etude  biographique  sur  Colbert"
(П., 1886); De Cosnac, "Mazarin et Colbert" (П, 1892);  Pigeonneau,  "La
Politique coloniale  de  Colbert"  ("Annales  de  l'Ecole  des  sciences
politiques"1866); Paulial, "La politique coloniale de  l'ancien  regime"
(1887).
   Коляда - цикл народных рождественских праздников (с вечера 24 декабря
по  6  января),  игр  и  песен.  Малорусская  колядка  -  рождественская
величальная песня, затем само славленье, самый обход  с  такими  песнями
(колядованье) - примыкает к малорусскому же тесному значению слова К.  -
вечер 24 декабря. Слово К происходит от греч. kalandai и лат. calendae и
встречается у  всех  народов,  находившихся  под  прямым  или  косвенным
влиянием Рима: франц. chalendes, провансал. calendas, румынское colinda,
чешск.,  сербск.,  словацк,  koleda,  словинск.  kolednica,  coleda;   у
абхазцев коланда, у гурийцев каландоба значит новый  год.  Древнеримским
праздником  январских  календ  (от  1  до  5  января)  завершался  целый
праздничный цикл, общий всему греко-римскому миpy; цикл этот начинался с
Врумалий в честь Диониса Фракийского  (от  24  ноября  до  17  декабря),
обнимал Сатурналии и Опалии (от 17 до 23 декабря) и Воты (от 23  декабря
до 1 января) и в общем проникнут был символизацией плодородия, надеждами
на жатву и весельем, достигавшим своего апогея в  конце  -  в  январских
календах,  празднике  общей  радости,  братавшей  сословия,  возрасты  и
положения. Языческий праздник январских календ  продолжали  справлять  и
христиане,  что  вызвало  протест  церкви.  В  борьбе  с  этим  остатком
язычества церковь противопоставила языческому чествованию новолетия свой
собственный праздничный цикл, рождественский (с 24 декабря по 4 января),
языческим  воспоминаниям  -  христианские,  древним  маскам  и  играм  -
хождение со звездой и царями-волхвами. В результате  получилась  сложная
обрядность, в составе которой, наряду  с  христианскими,  сохранились  и
языческие элементы. Под влиянием  христианства,  празднование  январских
календ при Юстиниане распространено было на 12-дневный святочный цикл от
Р. Хр. До Крещенья, а, согласно с этим, и песни календ стали означать не
только песни на  новый  год,  но  чаще  все  вообще  рождественские  или
святочные песни. В малорусских колядках языческий элемент проявляется  в
обрядах, в запевах с Авсеня, с восхода  солнца,  и,  быть  может,  всего
сильнее в колядовании с козой. Под козой здесь,  несомненно,  разумеется
какое-то  мифическое  существо.  Обход  с  козой  представляет   остаток
верования,  оставившего  многочисленные  следы  и  в   Зап.   Европе   и
состоявшего, по толкованию Маннгардта, в том, что душа нивы (сеножати  и
растения вообще) есть козло- или  козообразное  существо  (как  и  Фавн,
Сильван), преследуемое жнецами и скрывающееся в последний несжатый сноп.
С течением времени в обряд с козой могли проникнуть и др.  элементы,  не
имеющие  отношения  к  древнему  язычеству.  В  самых   песнях   отчасти
проявляется  разграничение   элементов   христианского   и   языческого.
Рождественские песни в тесном смысле назыв.  колядками,  они  приютились
под сень церкви, поются в Румынии на лад священных песен,  в  Малороссии
членами  церковных  братств  -  черта,  напоминающая  колядные  общества
средневековой   Европы   .К   чествованию   же   языческого   новолетия,
прикрывшегося именами христианских святых -  свв.  Василия  (1  янв.)  и
Мелании (31 дек.), приурочены другие песни, которые назыв. щедро(и)вками
и  представляют  свой  особый  размер,   стиль,   определенный   древней
обрядностью, гаданиями о "щедром", богатом годе. Вне пределов Белоруссии
и Малороссии нет и термина щедривка или  ему  соответствующего.  Кое-где
различаются и самые исполнители обряда, смотря по его языч.  или  христ.
источнику.  Так,  в  Болгарии  ходят  под  Рождество,  славя  Христа   -
кольедари, под Новый год -  восильичари,  в  Малороссии  колядуют  члены

Страницы: «« « 1366   1367   1368   1369   1370   1371   1372   1373   1374  1375   1376   1377   1378   1379   1380   1381   1382   1383   1384  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь