|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1367 1368 1369 1370 1371 1372 1373 1374 1375 1376 1377 1378 1379 1380 1381 1382 1383 1384 1385 » »» церковных братств, иногда со старостой во главе, испросив благословение
священника, захватив церковный колокольчик и имея в виду выколядованное
обратить на какую-нибудь благочестивую цель, щедруют же преимущественно
дети, редко молодые женщины и парни; в Румынии под Рождество один состав
певцов (юноши и отцы семейств, люди от 18 до 45 лет), под Новый год
- другой (дети и юноши от 7 до 18 л.). Наряду с языческими и
христианскими мотивами, видную роль играют в К. мотивы бытовые,
находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок - "дим
звеселити", - прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях, или
поколядях. Русские колядки совершенно чужды любовного элемента,
встречающегося в румынских рождественских песнях. Имея своей задачей
славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких
благ, русские К. отличаются серьезнностью и задушевностью. Содержание
этих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию тех
членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину
сулится семейное счастье и довольство, девушкам - счастливый брак. Это
желанное колядка в эпической обработке представляет осуществившимся:
хозяин живет в довольстве и счастлив семьей, молодец - любовью и т. д.
Колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов,
должны быть отнесены к числу наиболее древних. Во многих колядках
сохранились черты древнего дружинного и княжеского века. П. В.
Владимиров указывает многие черты, общие колядкам и былинам (напр.,
запевы и заключения). Отразилась в колядках и позднейшая эпоха борьбы с
поляками. Кое-что имеет и книжный источник (напр. "Ключ разумения",
Иоанникия Голятовского). Ср. "Kиев. Старина" 1889, ј 1 и 1891, ј 12).
Лучшие колядки сохранились в Галиции, у карпатских горцев. Большую
стойкость обнаружили святочные обряды, во многом отмеченные чертами
языческой древности, напоминающими как о чествовании новорожденного
солнца, так и о культе предков. Как праздник в честь рождения солнца, К.
сопровождается в некоторых местах России разведением костров (у сербов и
хорватов сожигают бревно-бадняк, у скандинавов julblock, у французов
caligneau, la souche de Noel, в Англии ylelog; осетины всю ночь под
Новый год поддерживают огни), и к ней повсеместно приурочено много
пожеланий урожая. Такое значение имеют переговоры за караваем хлеба,
обрядовое посыпание хлебного зерна, разнообразные гадания, мимическое
подражание паханию, которое у галицких русинов развилось в целую игру,
справляемую парубками в день св. Мелании. Благосклонное внимание богов,
с языческой точки зрения, обуславливалось надлежащим их угощением,
жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, но
особенно свиньи. В Великороссии печется еще козулька, имеющая вид или
козла на четырех ножках (Владимирск. губ.), или др. животных, или птицы
(Олонецкая губ.); козюльку берегут из года в год, чтобы скотинка ходила
летом домой и плодилась, а так же, чтобы ее любил дворовый хозяин.
Последнее поверье приводит нас к культу предков, который рельефно
выступает в рождественской обрядности Малороссии и Белоруссии. В "свят
вечир"(канун Рождества) вечерний ужин, состоящий, в Лубенском у.,
главным образом, из кутьи (ячная, изредка пшеничная) и узвара (отвар
сушеных плодов), имеет семейный и, в частности, поминальный характер:
кутью оставляют на ночь для умерших родственников; по народному
верованию, на стене бывают видны смутные отражения маленьких, как куклы,
людей, спускающихся к столу. Наибольшей архаичностью отличается
празднование святок у белоруссов, вообще не отличающееся от малорусской
обрядности. Любопытнейшую особенность белорусских святок составляют
игрища, которые имеют отношение к гаданью о суженом, но отчасти
напоминают и игрища "межю селы" летописца; наиболее замечательна
женитьба цярэшки - игра с вакхическим характером, изображающая свадьбу
нескольких пар. Изучение К. начато было в 1830-х гг. Снегиревым с точки
зрения мифологической, которая, со всеми своими крайностями, выразилась
в трудах О. О. Миллера и Афанасьева. Применение светил небесных к
домохозяину и его семье О. О. Миллер объяснял древним верованием славян
в существование самостоятельной семьи небесной, златоверхие теремы -
символизацией небесных пространств, освещенных солнцем, быстрое развитие
младенца Христа - исполински развивающимися силами природы и т. д. В
позднейшем и наиболеее обширном труде А. А. Потебни ("Объяснения
малорусских и сродных песен", т. II, Варш., 1887) мифологическая сторона
колядок и щедровок сильно ограничена и многому дано объяснение с точки
зрения бытового и литературного заимствования. В 1874 г. появился 1-й
том "Исторических песен малорусского народа с объяснениями", Вл. Б.
Антоновича и М. Драгоманова (Киев), где многочисленные К. и щедривки
внесены в отдел историч. песен века дружинного и княжеских; исходя из
представления о колядках, как о древнейших славословиях героям и
князьям,издатели пытались открыть в отдельных песнях воспоминания о том
или другом лице летописи. Костомаров, в обширной рецензии на этот
сборник ("Вестник Европы" 1874 г.. N" 12), признал, что общие черты
древнего дружинного и княжеского быта вошли в К. не по воспоминаниям об
отдельных исторических лицах, а потому, что черты эти были вообще
присущи нравам народа, складу его жизни, условиям его общественного
строя, его нравственным воззрениям и поэтическому вкусу. Наконец, с
точки зрения теории заимствования поверий, обрядов и песен взглянул на
колядки А. Н. Веселовский ("Разыскания в области русск. духовного
стиха", VII, 1883), который, отводя широкое место греко-рим. влияниям,
высказал предположение, что "вместе с проповедью христианства могли
переселяться не только церковные, но и народные обряды, удержавшиеся
случайно под сенью церкви и прикрытием христианского святого, а с
обрядом переселялись и сопровождавшие его песни - оригиналы наших
щедривок, как тем же путем могли заходить и оригиналы рождественских
песен". Особенно много доказательств представил А. Н. Веселовский в
подтверждение мысли, что внешняя обрядность, и прежде всего маски и
ряжение, представляет наследие римск. обихода, которое переносилось с
места на место сначала греко-рим. мимами, а затем их последователями и
подражателями, всякого рода шпильманами, глумцами и скоморохами.
Многочисленные малорусск. и белорусск. колядки и щедривки напеч. в
сборниках Чубинского, Кольберга, Шейна; варианты и новые песни в
"Киевской Старине"1871 г. ј 1 и 1890 г. ј 12; в ст. Хр. Ящуржинского,
"Колядки религиозноапокрифического содержания" ("Киев. Старина", 1895
г., ј2) и В. Милорадовича, "Рождественские святки в сев. части
Лубенского уезда" ("Полтавск. Губерн. Ведом. ", 1893 г., ј 42, 43 и 44 и
отд.). Ведикорусские колядки сравнительно редки; замечательно большая
колядка из Олонецкой Губ. изд. Колосовым в "Сборнике русск. языка и
словесности" (т. XVII, СПб., 1887); др. издания указаны в ст.
Страницы: «« « 1367 1368 1369 1370 1371 1372 1373 1374 1375 1376 1377 1378 1379 1380 1381 1382 1383 1384 1385 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |