Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1371   1372   1373   1374   1375   1376   1377   1378   1379  1380   1381   1382   1383   1384   1385   1386   1387   1388   1389  » »»

существующее  в  мире,  при  обучении  ничто  не  вносится  в  человека;
правильное обучение будет состоять в развитии (evolvere) того,  что  уже
лежит в человеке, но только в сжатом виде.  Учитель  -  не  господин,  а
слуга  природы.  Его  деятельность  должна   быть   умелой   поддержкой,
руководством, мягким толчком скрытого в  человеке  природного  влечения;
только при этом условии возможен органический рост, соответствующий всей
органически устроенной природе человека. Но эта поддержка удается тогда,
когда разумно и искусно предлагают духовную  пищу  и  удачно  организуют
духовные упражнения.  Отсюда  возникает  одна  важная  задача  искусства
обучения: так как обучение бывает плодотворным лишь в том случае,  когда
естественное стремление делается активным, то  главной  задачей  учителя
оказывается пробуждение и укрепление самодеятельности ученика. Если  это
не удается, если ученик не получает любви к науке,  то  виноват  в  этом
учитель, не сумевший вызвать к  жизни  самодеятельность  ученика:  наука
сама по себе содержит столько привлекательного, что она  должна  пленять
дух  ученика,  если  только   преподается   правильно,   чтобы   усилить
привлекательность науки, всегда следует указывать на ту пользу,  которую
приносит  каждая  вещь.  Так  как,  далее,   целью   обучения   является
универсальное знание, а единственный путь к нему - чувства (ничего нет в
разуме, чего не было бы прежде в чувстве - говорит К. вместе с Бэконом),
то все вещи должны непосредственно предлагаться  чувствам  и  даже  всем
чувствам; прежде всего, конечно,  зрению.  Только  в  случае  отсутствия
самых вещей допустимо и даже необходимо  применение  заместителей  их  -
картин. Таким образом, в качестве  фундамента  естественного  метода  К.
выдвигает принцип наглядности обучения.
   В непосредственной связи с ним стоит  еще  другой  принцип.  Так  как
верное и полное познание существа вещей может возникнуть в  человеческом
духе только  тогда,  когда  за  чувственным  созерцанием  вещей  следует
поясняющее слово учителя, то отсюда  и  возникает  методический  принцип
параллелизма вещей и слов. Познание слов без познания  вещей  решительно
ничего не стоит, даже прямо вредно, так как все нестроения мира и  грехи
происходят от незнания истинной сущности  вещей.  Важнейшее  требование,
вытекающее отсюда, состоит в том, чтобы не предлагать ничего непонятного
для заучивания на память. Из того же,  что  человек  телесно  и  душевно
составляет организм, а потому  подчинен  органическому  росту,  вытекает
принцип постепенного  и  беспрерывного  обучения.  Этот  принцип  должен
прилагаться как к каждому классу школы в отдельности, так и ко всем  ним
вместе. В первом случае он требует, чтобы  все  совокупное  изучалось  в
связи, энциклопедически,  а  во  втором  -  чтобы  каждый  высший  класс
концентрически расширял знания, вынесенные  из  класса  низшего,  чтобы,
таким  образом,  классы  различались  более  формой  знания,   чем   его
содержанием. Но чтобы все эти принципы могли быть плодотворно  приложены
в  школе,  необходима  дисциплина.  Более  строгую  дисциплину   следует
применять не к тем, которые не успевают в занятиях и науках,  а  лишь  к
тем, которые погрешают против нравственности и религии,  и  притом  так,
чтобы как можно реже приходилось употреблять телесные наказания; обычные
дисциплинарные  средства:  окрик,   порицание,   возбуждение   самолюбия
посредством похвалы другим  или  посредством  состязаний  (диспутов).  И
здесь - absit violentia rebus!
   К., вместе со своими сочинениями и гениальными идеями,  забыт  был  в
течение всего XVIII и 1-й половине XIX века: лишь некоторые великие умы,
как Лейбниц и Гердер, знали и высоко ценили его. Развитие педагогических
идей (Локк, Руссо, Песталоцци) шло  помимо  влияния  (по  крайней  мере,
литературного) К. Лишь Раумер в своей "истории  обучения  и  воспитания"
впервые "открыл" К.: с тех  пор  К.  и  его  идеи  вошли  в  европейский
научно-литературный  оборот.  Громадная,  на  всех  европейских  языках,
литература о К.  выяснила  тот  факт,  что  все,  сказанное  позднейшими
педагогами по частям, им высказано было уже сразу и вместе. Для изучения
этого "Колумба воспитания" основано в 1891 г. берлинское  "международное
общество  К.",  издающее  свои  "Monatshefte".  В  С.   Петербурге   при
военнопедагогическом музее (Соляном  городке)  образовался  "Отдел  К.",
устроивший,  между  прочим,  в  1892  г.   торжественное   празднование.
300-летие дня рождения К. Из  сочин.  К.  на  русский  язык  переведены:
"Orbis pictus" (Мир в картинках) - 3 издания конца XVIII и нач. XIX вв.;
"Didactica magna" (Великая дидактика), под ред. С. Миропольского, в 1875
- 77 гг., Адольфом и Любомудровым в 1893 г., Щепинским - в том же году и
в жуpн. "Гимназия" в 1895 году (печатается); "Informatorium  материнской
школы" - Воскресенской в 1892 г. (с нем.) и  г.  Ржигой  в  1893  г.  (с
чешск.); "De ingeniorum cultura" (О культуре природных дарований) в 1893
г. Модзалевским; "Leges Scholae bene ordinatae  (Законы  благоустроенной
школы) - в 1893 г. Каптеревым; несколько отрывков из других сочинений К.
"Отдел К." при военно-педагогическом  музее  готовит  к  печати  большой
сборник переводов из К. Среди множества небольших журнальных статей о К.
на русск. яз. выдается  статья  С.  Миропольского:  "Ян-Амос  К.  и  его
значениe в педагогии" ("Ж. М. Н. Пр." за 1871  г.).  См.  также  "Очерки
истории воспитания и  обучения"  Л.  Модзалевского.  Лучшие  специальные
труды:  О.  К.  Kvacsasa,  "Joh.-A.  Comenius,  sein  Leben  und   seine
Schriften" (1892); Laurie, "John-Amos Comenius, Bishop of the Moravians.
His  life,  and  educational  works"  (1885);  Zoubek,  "Zivot  J.  Amos
Komenskeho" (1892).
   H. Ястребов.
   Комиссии - общее понятие. Одним из первых учреждений, носившим у  нас
название К., была учрежденная в 1733 г. генеральная счетная К.  .С  1858
г. учреждаются особые К.  из  лиц,  по  непосредственному  избранию  Его
Величества, для рассмотрения ежегодных отчетов министров, в  присутствии
самого министра; К., истребовав от министра, в  чем  нужно,  объяснения,
представляет свое по отчету заключение, для всеподданнейшего доклада,  в
совет министров. Из временных К., которым в  новейшее  время  поручалась
разработка коренных реформ или составление обширных законопроектов,  или
же  выяснение  фактического  положения  какого-либо  сложного   вопроса,
особого внимания заслуживают: редакционные К.  для  составления  проекта
общего  положения  об  устройстве  быта  помещичьих  крестьян;  К.   для
пересмотра системы податей и налогов,  учpeждeннaя  в  1858  г.;  К.  по
составлению Судебных Уставов имп.  Александра  II,  редакционные  К.  по
составлению  гражданского  и  уголовного  уложений  ;  особая   К.   для
составления проектов местного управления; К. для исследования  сельского
хозяйства и сельской производительности в Poccии, учрежденная в 1872  г.
(закрыта в 1873), по  инициативе  и  под  председательством  гр.  П.  А.
Валуева, для разъяснения вопроса "об увеличении или уменьшении  в  общем
итоге производительного труда населения России", равно как "для проверки

Страницы: «« « 1371   1372   1373   1374   1375   1376   1377   1378   1379  1380   1381   1382   1383   1384   1385   1386   1387   1388   1389  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь