Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1363   1364   1365   1366   1367   1368   1369   1370   1371  1372   1373   1374   1375   1376   1377   1378   1379   1380   1381  » »»

господствующие тона пейзажа в соединения со светотенью способны вызывать
меланхолическое настроение, а другие - жизнерадостное. Но в  большинстве
случаев (напр., в бытовой живописи)  характер  К.  не  определяется  так
просто: самые горестные сцены могут происходить при полном блеске красок
и наоборот; контраст в отношении содержания и К.  может  даже  усиливать
впечатление. Вообще,  нужен  большой  талант  для  приспособления  К.  к
содержанию  картины  так,  чтобы   К.   не   показался   придуманным   и
тенденциозным. Редкие художники соединяли в  себе  таланты  колориста  и
рисовальщика в одинаковой степени; можно  считать  почти  правилом,  что
художник, владеющий в высокой степени рисунком - не так искусно  владеет
тонами, и обратно. Микеланджело превосходно владел формой, но  не  может
быть назван колористом;  Дюрер  лучше  владеет  формой,  чем  К.;  Давид
совершенно холоден к краскам, Корнелиус также пренебрегал ими, еще более
чуждался красок Карстенс. Наоборот, Паоло Веронезе, Тициан,  Тинторетто,
Рубенс, а в ближайшее к нам время - Делакруа, Диаз, Декан - колористы по
преимуществу, и хотя некоторые из них владели в  должной  мере  рисунком
все же в  этом  отношении  уступали  великим  рисовальщикам;  многиe  из
колористов  заслужили  даже   репутацию   слабых   рисовальщиков.   Иные
поклонники формы из принципа пренебрегали К. и утверждали,  что  цвет  -
второстепенный и часто случайный признак  предмета.  На  самом  же  деле
можно сказать, что линии не существуют  в  природе  иначе,  как  в  виде
трудно определяемого раздела между рядом  лежащими  разнородными  тонами
(напр., тон лица и тон  неба),  или  еще  менее  определенного  -  между
полутонами. Так и в  живописи,  как  воспроизведении  природы,  полутоны
скрывают линию и художник легко теряет ее, обращая наиболее вннмания  на
жизненность  тонов.  К  достоинствам  колориста  относится  и  правдивая
светотень;  у  Рубенса  светотень  была  легкая,  полупрозрачная,   мало
представляющая сильных контрастов; у Рембрандта  светотень  сильная,  но
его гамма не так полна, как у Рубенса. Рембрандт  представляет  один  из
редких примеров соединения колориста и рисовальщика, равно как и Рафаэль
("Пожар в Борго"). Определять особенности К. разных художников короткими
словами весьма затруднительно: Тициан, Корреджо, Паоло Веронезе непохожи
один на другого. Они вообще  пользовались  небольшим  числом  красок,  а
Тициан в особенности, но он (по  определению  Менгса)  владел  особенным
искусством сопоставлять их и распределять  тона  в  тенях.  В  испанской
школе Мурильо необычайно гармоничен,  свеж  и  распределение  его  тонов
разнообразно. У Веронезе необыкновенно яркие и сильные  тона  (ныне  уже
изменившиеся)  и  К.  гармоничен.  У  Делакруа,  считаемого   одним   из
величайших колористов  нашего  времени,  тона  не  отличаются  особенной
яркостью, но расположены гаммами (Готье),  поддерживающими  друг  друга;
значение красок соединяется у него  с  необыкновенной  бойкостью  кисти.
Почти таков же  Декан,  доводивший,  однако,  до  крайности  силу  К.  и
смелость мазков; техника живописи имеет также отношение к  эстетическому
результату. Некоторые его последователи  довели  употребление  свободной
техники до дурной крайности. В других странах - Лейс, Стевенс (Бельгия),
Альма Тадема (Англия), Пилоти, Макарт (Германия), Фортуни (Испания),  из
русских Верещагин, Семирадский,Репин и мн. др. Приведенные  здесь  имена
представляют только ряд  примеров;  в  статьях  о  каждой  из  школ  или
биографиях художников об этом изложено подробнее. Со времен  Возрождения
самая знаменитая по К. из  итальянских  школ  была  венецианская;  на  С
фламандская школа многим превосходила немецкую в этом отношении.  Потом,
в период падения искусства, К. вообще потерял и правдивость, и силу,  но
в  Англии  (Констабль)  в  прошлом  столетии  заметен  опять  поворот  к
колоритной  живописи;  на  континенте  же  Делакруа,  многим   обязанный
Констаблю, является инициатором  К.  живописи  во  Франции,  откуда  она
распространилась по всей Европе.
   Ф. Петрушевский.
   Колосова (Евгения Ивановна) - пантомимная танцовщица, мать  известной
артистки А. М. Колосовой (1780 - 1869 гг.), воспитывалась в  театральной
школе,  где  училась  танцам  под  руководством  Вальберга.  В  1794  г.
дебютировала с большим успехом. Известность К.  доставило  артистическое
выполнение "драматических" ролей в  балетах.  Дидло  отдавал  ей  всегда
лучшие и самые сильные роли в своих балетах "Рауль де  Креки",  "Федра",
"Алцеста", "Тезей и Ариадна","Венгерская хижина"  и  др.  Также  успешно
выступала К. несколько раз в драмах и комедиях. Сцену оставила в 1826 г.
Ср. "Воспоминания А. М. Каратыгиной" ("Русский Вестн." 1881 г., ј  4)  и
биографию, в "Репертуаре русск. театра" (1842 г., кн. IV).
   Колтун (Plica polonica) - в прежнее время считался  особой  болезнью,
присущей  известным  местностям  (напр.,  берегам  Вислы,   Познани)   и
народностям. В настоящее время выяснено, что К. есть следствие экземы на
голове у людей нечистоплотных, относящихся небрежно к  уходу  за  своими
волосами, вовсе их не расчесывающих. К. очень часто развивается на почве
не  распознанной  вшивости  и  излечивается  с  устранением   последней.
Вследствие обильного отделения  (экскреции)  сальных  желез  на  голове,
волосы слипаются в клубки, косички, в которых содержатся грязь,  пыль  и
множество насекомых, находящих здесь для себя богатую пищу. К. устраняют
стрижкой волос и  последовательным  лечением  воспалительного  состояния
сальных желез на голове. Если  желательно,  напр.  у  женщин,  сохранить
волосы, то их, при наличности вшей, смачивают  керосином  или  сулемовым
уксусом (1 на 300), расчесывают гребнем и постепенно распутывают.  Народ
и поныне считает К. или  ковтун  особой  болезнью,  давая  ему  название
гостец  (в  некоторых  местностях  под  гостецем  разумеют   хронический
ревматизм суставов). Гостец - это злой  дух,  поселившийся  в  человеке.
Если кто-нибудь оскорбляет его неумелым лечением, то гостец обращается в
опасную и трудноизлечимую болезнь. Народ поныне убежден, что отрезывание
К.   может   весьма   вредно   отозваться    на    здоровье    человека.
Сверхъестественное значение, которое народом приписывается К., вероятно,
и вызвало синодский  указ  24  февр.  1722  г.:  игуменам  в  монастырях
затворников и ханжей и  с  колтунами  никого  не  держать.  Ср.  Сумцов,
"Культурные переживания" (Киев, 1890), где и литературные указания.
   Колхида  -  страна  на  зап.  бер.  Черного  моря,  цель  путешествия
аргонавтов, населенная колхами (KolcoV), племенем, которое Геродот  (кн.
II, 104 слл.), за темный цвет кожи, курчавые волосы и обрезание, считает
потомками  египтян.  К.  стала  известна  грекам  благодаря  торговле  и
основанию колоний милетян на берегах Черного моря. Гомер здесь  называет
Эю (Аиа), Гесиод Фазис, название  К.  появляется  впервые  у  Пиндара  и
Эсхила. По определению Скилака, принятому и позднейшими  географами,  К.
простиралась от Диоскуриады до  Апсара,  а  далее  жили  уже  отдельными
группами небольшие племена колхов. До Митридата  К.  была  независима  и
управлялась  мелкими  князьками.  После  митридатовской  войны   римляне

Страницы: «« « 1363   1364   1365   1366   1367   1368   1369   1370   1371  1372   1373   1374   1375   1376   1377   1378   1379   1380   1381  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь