Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1363 1364 1365 1366 1367 1368 1369 1370 1371 1372 1373 1374 1375 1376 1377 1378 1379 1380 1381 » »» господствующие тона пейзажа в соединения со светотенью способны вызывать меланхолическое настроение, а другие - жизнерадостное. Но в большинстве случаев (напр., в бытовой живописи) характер К. не определяется так просто: самые горестные сцены могут происходить при полном блеске красок и наоборот; контраст в отношении содержания и К. может даже усиливать впечатление. Вообще, нужен большой талант для приспособления К. к содержанию картины так, чтобы К. не показался придуманным и тенденциозным. Редкие художники соединяли в себе таланты колориста и рисовальщика в одинаковой степени; можно считать почти правилом, что художник, владеющий в высокой степени рисунком - не так искусно владеет тонами, и обратно. Микеланджело превосходно владел формой, но не может быть назван колористом; Дюрер лучше владеет формой, чем К.; Давид совершенно холоден к краскам, Корнелиус также пренебрегал ими, еще более чуждался красок Карстенс. Наоборот, Паоло Веронезе, Тициан, Тинторетто, Рубенс, а в ближайшее к нам время - Делакруа, Диаз, Декан - колористы по преимуществу, и хотя некоторые из них владели в должной мере рисунком все же в этом отношении уступали великим рисовальщикам; многиe из колористов заслужили даже репутацию слабых рисовальщиков. Иные поклонники формы из принципа пренебрегали К. и утверждали, что цвет - второстепенный и часто случайный признак предмета. На самом же деле можно сказать, что линии не существуют в природе иначе, как в виде трудно определяемого раздела между рядом лежащими разнородными тонами (напр., тон лица и тон неба), или еще менее определенного - между полутонами. Так и в живописи, как воспроизведении природы, полутоны скрывают линию и художник легко теряет ее, обращая наиболее вннмания на жизненность тонов. К достоинствам колориста относится и правдивая светотень; у Рубенса светотень была легкая, полупрозрачная, мало представляющая сильных контрастов; у Рембрандта светотень сильная, но его гамма не так полна, как у Рубенса. Рембрандт представляет один из редких примеров соединения колориста и рисовальщика, равно как и Рафаэль ("Пожар в Борго"). Определять особенности К. разных художников короткими словами весьма затруднительно: Тициан, Корреджо, Паоло Веронезе непохожи один на другого. Они вообще пользовались небольшим числом красок, а Тициан в особенности, но он (по определению Менгса) владел особенным искусством сопоставлять их и распределять тона в тенях. В испанской школе Мурильо необычайно гармоничен, свеж и распределение его тонов разнообразно. У Веронезе необыкновенно яркие и сильные тона (ныне уже изменившиеся) и К. гармоничен. У Делакруа, считаемого одним из величайших колористов нашего времени, тона не отличаются особенной яркостью, но расположены гаммами (Готье), поддерживающими друг друга; значение красок соединяется у него с необыкновенной бойкостью кисти. Почти таков же Декан, доводивший, однако, до крайности силу К. и смелость мазков; техника живописи имеет также отношение к эстетическому результату. Некоторые его последователи довели употребление свободной техники до дурной крайности. В других странах - Лейс, Стевенс (Бельгия), Альма Тадема (Англия), Пилоти, Макарт (Германия), Фортуни (Испания), из русских Верещагин, Семирадский,Репин и мн. др. Приведенные здесь имена представляют только ряд примеров; в статьях о каждой из школ или биографиях художников об этом изложено подробнее. Со времен Возрождения самая знаменитая по К. из итальянских школ была венецианская; на С фламандская школа многим превосходила немецкую в этом отношении. Потом, в период падения искусства, К. вообще потерял и правдивость, и силу, но в Англии (Констабль) в прошлом столетии заметен опять поворот к колоритной живописи; на континенте же Делакруа, многим обязанный Констаблю, является инициатором К. живописи во Франции, откуда она распространилась по всей Европе. Ф. Петрушевский. Колосова (Евгения Ивановна) - пантомимная танцовщица, мать известной артистки А. М. Колосовой (1780 - 1869 гг.), воспитывалась в театральной школе, где училась танцам под руководством Вальберга. В 1794 г. дебютировала с большим успехом. Известность К. доставило артистическое выполнение "драматических" ролей в балетах. Дидло отдавал ей всегда лучшие и самые сильные роли в своих балетах "Рауль де Креки", "Федра", "Алцеста", "Тезей и Ариадна","Венгерская хижина" и др. Также успешно выступала К. несколько раз в драмах и комедиях. Сцену оставила в 1826 г. Ср. "Воспоминания А. М. Каратыгиной" ("Русский Вестн." 1881 г., ј 4) и биографию, в "Репертуаре русск. театра" (1842 г., кн. IV). Колтун (Plica polonica) - в прежнее время считался особой болезнью, присущей известным местностям (напр., берегам Вислы, Познани) и народностям. В настоящее время выяснено, что К. есть следствие экземы на голове у людей нечистоплотных, относящихся небрежно к уходу за своими волосами, вовсе их не расчесывающих. К. очень часто развивается на почве не распознанной вшивости и излечивается с устранением последней. Вследствие обильного отделения (экскреции) сальных желез на голове, волосы слипаются в клубки, косички, в которых содержатся грязь, пыль и множество насекомых, находящих здесь для себя богатую пищу. К. устраняют стрижкой волос и последовательным лечением воспалительного состояния сальных желез на голове. Если желательно, напр. у женщин, сохранить волосы, то их, при наличности вшей, смачивают керосином или сулемовым уксусом (1 на 300), расчесывают гребнем и постепенно распутывают. Народ и поныне считает К. или ковтун особой болезнью, давая ему название гостец (в некоторых местностях под гостецем разумеют хронический ревматизм суставов). Гостец - это злой дух, поселившийся в человеке. Если кто-нибудь оскорбляет его неумелым лечением, то гостец обращается в опасную и трудноизлечимую болезнь. Народ поныне убежден, что отрезывание К. может весьма вредно отозваться на здоровье человека. Сверхъестественное значение, которое народом приписывается К., вероятно, и вызвало синодский указ 24 февр. 1722 г.: игуменам в монастырях затворников и ханжей и с колтунами никого не держать. Ср. Сумцов, "Культурные переживания" (Киев, 1890), где и литературные указания. Колхида - страна на зап. бер. Черного моря, цель путешествия аргонавтов, населенная колхами (KolcoV), племенем, которое Геродот (кн. II, 104 слл.), за темный цвет кожи, курчавые волосы и обрезание, считает потомками египтян. К. стала известна грекам благодаря торговле и основанию колоний милетян на берегах Черного моря. Гомер здесь называет Эю (Аиа), Гесиод Фазис, название К. появляется впервые у Пиндара и Эсхила. По определению Скилака, принятому и позднейшими географами, К. простиралась от Диоскуриады до Апсара, а далее жили уже отдельными группами небольшие племена колхов. До Митридата К. была независима и управлялась мелкими князьками. После митридатовской войны римляне Страницы: «« « 1363 1364 1365 1366 1367 1368 1369 1370 1371 1372 1373 1374 1375 1376 1377 1378 1379 1380 1381 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |