Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1370 1371 1372 1373 1374 1375 1376 1377 1378 1379 1380 1381 1382 1383 1384 1385 1386 1387 1388 » »» способности человека снова могут мощно развиваться, теперь снова сделалось возможным преуспеяние человека, которое, по существу, ни что иное, как возвращение к собственному существу, к изначальной природе. Но благодать крещения сообщается и посредствуется церковью, именно вселенской христианской церковью. Человек снова в состоянии достигать своей последней цели, т. е. вечного блаженства. Троякой жизни, которую мы здесь ведем, т. е. двигательной, животной и духовной, соответствуют три жизненные пристанища: материнское чрево, земля, небо. Как материнское чрево приготовляет к жизни на земле, так жизнь на земле приготовляет к небу. Сам Бог, соответственно трем душевным способностям, выставил в качестве ступеней истинного приготовления (Моис. Быт. 1, 26): 1) чтобы человек знал все вещи - образование; 2) чтобы он обладал вещами и собой - добродетель или нравственность; 3) чтобы себя и все направлял к Богу, источнику всех вещей - благочестие. Божественная премудрость заложила в человеке семена этих трех благ. Что касается образования, то человек, посредством внешних чувств, может воспринимать образы всего, что находится вне его, как бы отпечатлевшиеся в зеркале или на воске; внешние чувства сообщают эти образы внутренним, а они, в свою очередь, духу, который "точно созерцает, сравнивает и основательно изучает их" и снова выражает в слове, в языке (Meth. nov. X, 7). К тому же, в человеке заложены стремление к знанию и радость при познании. Таким образом, semen eruditionis есть способность человека духовно воспринимать все внешнее, связанная с постоянным позывом к этому. А что человек имеет в себе и semen virtulis, об этом можно заключать из того, что он находит удовольствие в гармонии и сам - гармония, по телу и по душе (эстетическая этика); но душевные деятельности направляются к добродетели преимущественно волей, которая сама определяется относительно надлежащего времени и способа разумом. Semen religionis доказывается тем, что человек есть образ Божий, как таковой, подобен Богу и потому ощущает радость от подобного себе (Бога). Таким образом, тот человек совершенен, в котором полно и гармонически выразились три semina (ибо образование без добродетели и религии не имеет никакой цены). Но, так как eruditio уясняет людям самих себя и отношение к миру и Богу, то оно должно начинаться с интеллектуального образования; лишь на основе последнего возможно говорить о нравственном и религиозном образовании. Такой совершенный человек достигает и своей последней цели, вечного блаженства. Но как обстоит дело в действительности? Три основные формы человеческого общежития: семья, государство, церковь настолько выродились, что в нынешнем своем состоянии решительно не способны помочь человеку в достижении и приготовлении к вечному блаженству. Чтобы сделаться способными к этому, они нуждаются в коренной реформе; единственное целесообразное средство этой реформы - образцовое воспитание юношества. Цель воспитания - делать человека человеком, т. е. полно и гармонически развивать врожденные способности его; это полное развитие есть humanitas или divinitas (богоподобие), как имели их первые люди до грехопадения. Воспитание юношества есть дело школы, которая должна научить людей sapere (быть мудрыми), agere (действовать), loqui (говорить). Воспитание начинается в материнской школе и довершается особо для этого образованными людьми, учителями. Школы - мастерские гуманности. До сих пор школы не соответствовали своей высшей задаче, они были местами мучения. Душу и основу всякого школьного улучшения составляет порядок, который во всех частях должен подражать природе ("искусство бессильно, если не подражает природе","Вел. Дид. " XIX, 1). Должно организовать порядок времени, материала и метода; на правильном распределении их основывается учебное искусство, или дидактика. В отношении порядка времени, школы, соответственно возрастам жизни (детство, отрочество, юность, молодость), всего лучше делить на 4 ступени: материнская школа, народная (Schola vernacula), гимназия и академия (университет), с завершающим ее путешествием. Для каждой ступени назначается 6 лет - в 24 года должно закончиться духовное образование, как и рост тела. В школах должно заниматься не чем-нибудь различным, но всегда одним и тем же, лишь различным, соответствующим возрасту, образом, так что в низших школах все трактуется в общем виде, очерке, а в высших - специальнее и подробнее. Материнская школа должна упражнять и изощрять внешние чувства, народная - внутренние, наряду с рукой и языком, гимназия - рассудок и суждение, академия - волю. Материнская и народная школы должны образовывать все юношество обоих полов, гимназия - тех лишь, "коих стремление простирается далее ремесла", академия - будущих учителей и руководителей в церкви, школе и государстве. Школы тщательно должны быть разделены на классы определенной продолжительности времени, и для каждого года, месяца, дня и даже часа должна быть назначена определенная работа. Что должно изучаться? На основании 17 - 20, 7 Прем. Сол., человек должен изучать все, что вообще может быть предметом человеческого представления, должен "знать, уметь называть и понимать все, что имеет в себе целый мир" ("Вел. Дид.", IV; 3). И человек может знать все, так как он сам микрокосм и от природы имеет некоторое родство со всеми вещами в мире; поэтому остается лишь извлекать из него то, что от природы уже лежит в нем. Его дух, как образ Божий, в состоянии все постигать, а чувства - способны все воспринимать. К этой совокупности обязательного знания относятся: наука или знание вещей; искусство или навык в правильном применении, удачном употреблении этих вещей; языки, изучение которых составляет не часть образования, а только средство усвоения и сообщения образования; нравственность, особенно обладание четырьмя "кардинальными и добродетелями":prudentia (благоразумие), temperantia (умеренность), fortitudo (мужество) и justitia (справедливость). Благочестие (pietas) есть стремление и способность сердца повсюду искать (разумом) Бога, следовать отысканному (волей) и радоваться (совестью) достигнутому. Таким образом, материальный принцип дидактики есть универсальное знание (энциклопедия) и только оно есть черта истинного образования. Этому идеалу не соответствовало занятие языками, которое до тех пор было главным занятием в ученых школах; напротив, реальные дисциплины должны изучаться прежде всего, и притом не так, чтобы изучались мнения и воззрения других (вербальный реализм): самые вещи должны предлагаться чувствам, чтобы их можно было видеть (аутопсия); К. является защитником реального реализма. Задачей метода педагогики является легкое, успешное и быстрое обучение, что выражено К. в гекзаметре на заглавном листе 4 части его "Opera didactica": "Omnia sponte fluant, absit violentia rebus" (пусть все вольно течет, пусть не будет в делах принуждения). Именно уже в силу того, что человек, как микрокосм, носит в себе все Страницы: «« « 1370 1371 1372 1373 1374 1375 1376 1377 1378 1379 1380 1381 1382 1383 1384 1385 1386 1387 1388 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |