Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1362 1363 1364 1365 1366 1367 1368 1369 1370 1371 1372 1373 1374 1375 1376 1377 1378 1379 1380 » »» 1871 г. К. основал в Париже воскресные Concert national, которые впоследствии стали называться Association artistique. В этих концертах К. пропагандировал композиторов новой французской школы: Массене, Лало, Дюбуа, Бизе, а впоследствии русских композиторов. К. в особенности считается поклонником Берлиоза и главным пропагандистом его сочинений во Франции. К. посещал несколько раз Петербург, где дирижировал концертами и французской оперой, дававшей представления в Малом театре в 1894 г. Н. С. Колонок или красик (Mustela sibirica) - пушистый зверь из куниц, добывается только осенью и зимой, так как в другое время года шкурка его не имеет цены. В начале осени промышленники ездят за К. верхом, с собаками, которые или сами давят их, или же взгоняют на деревья, пни, валежины, где их и стреляют из ружей. 3атем К. ловят: 1) капканами; 2) плашками или слопцами, состоящими из вдоль расколотого бревна, верхняя половина которого своей тяжестью придавливает К. к нижней половине, в то время, как он хватает положенную между бревнами приманку; 3) черканом и 4) кулемкой - ловушкой, состоящей из кольев, вбитых в круг, диаметром около 1/2 арш.; в ловушке оставляются ворота, в которых К., привлекаемые положенной внутри ловушки приманкой (птичкой, мышью, рыбой), задавливаются падающим сверху очепком - жердочкой с тяжестью. Шкурка К. с хвостом, представляющим значительную ценность, так как из него выделываются кисточки для живописи, продается промышленниками на месте за 80 к. до 1 р. 25 к. См. А. Черкасов, "Записки охотника Восточной Сибири" (СПб. 1884); М. Ф. Кривошапкин, "Енисейский округ и его жизнь" (СПб. 1865); Д. П. "Колонок", в "Русском Охотнике" (1891, ј 51 и 52). С. Б. Колоратура - украшение вокальной партии пассажами, руладами и всякими мелизматическими фигурами, дающими возможность певцу выказать свою технику. К. получила свое начало в Италии, и развилась в XVII, а в особенности в XVIII ст. В первой половине XIX ст. очень многие композиторы довольно усердно придерживались К. в своих вокальных сочинениях, но в последнее время, в особенности под влиянием вагнеровского направления, К. почти исчезла из новейших произведений, вследствие чего колоратурным певицам приходится пользоваться только старым репертуаром. Н. С. Колорит и колористы - Краска есть красящее вещество, пигмент того или другого цвета; каждая группа красок, одинаковых по названию, напр. красных, заключает в себе более или менее значительное число их, неодинаковых по тону; подобным образом краски в смешениях, которых цвет часто трудно и всегда неточно определим словами, могут составить одну, по общему названию цвета, группу, но со многими различными тонами. Цвета, промежуточные между близкими тонами, называются полутонами. Совокупность всех тонов картины, рассматриваемой с некоторого расстояния, представляет оптическое целое, назыв. колоритом. Смотря по преобладанию тонов, К. может быть то теплым, то холодным, ярким и блестящим - когда в картине много чистых тонов, сильным - когда в ней много оптических противоположений тонов, хотя бы и не основной чистоты, гармоническим - если тона хорошо подобраны и хорошо согласованы посредством полутонов. Вообще, к слову К. можно приставить множество различных эпитетов для выражения характера как оптического впечатления, так и соответственного психического ощущения, напр., серенький, темный, веселый, спокойный К. Теплый К. обуславливается господством теплых тонов, не только чистых и светлых, напр., желтых, но и затемненных, каковы, напр. коричневые. Теплый К. вообще особенно приятен, но, так как теплые тона получают наибольшую силу по сравнению и контрасту с холодными, то этим последним отводится в картине соответственное место. Однако, явное преобладание теплого в тонах не составляет эстетической необходимости. Так, Гайнсборо, в опровержение Рейнольдсу, написал мальчика в синей одежде (Blue Boys), чрезвычайно гармонично-колоритно; подобно тому и Делакруа располагал иногда в свету синие, т. е. холодные тона, а в тенях теплые, и достигал большой гармонии. Природа беспрестанно представляет господство синего то в небе, то в море, и пейзажисты обязаны воспроизводить эти тона, дать им первенствующее место в картине, но, вместе с тем, для противоположения они должны найти место, хотя бы подчиненное, и для теплых тонов. Гармонический К. требует тех и других и вообще пользуется широкой цветовой гаммой. Очень часто по природе изображаемых предметов надо рядом располагать тона, несогласующиеся между собой непосредственно, например, синее с зеленым, тогда художнику надо применить все обычные правила изменения прилежащих частей полутонами или введения между ними хотя бы узкой полосы третьего тона, гармонирующего с каждым отдельно, если это не будет противоречить природе. Вообще, зеленое нелегко сочетается с другими цветами, и потому прежниe пейзажисты (Рюисдаль, Гоббема) избегали изображать деревья чисто зелеными, и, для введения более теплых тонов растительности, выбирали или соответственное освещениe, или время года. Нынешние художники смелее в этом отношении и нередко достигают гармоничной колоритности с сохранением соответствия с природой. Тона краски не есть нечто самостоятельное, как тон музыкальный; коль скоро они помещены в соседстве с другими тонами, то на основании явлений контраста можно или заглушать, или усиливать тона различных частей картины. Все это, а также то, что относится к колоритному сочетанию тонов, известно всякому опытному художнику-колористу и составляет как бы грамматику искусства К., с которой должен начинать малоопытный художник, но для эстетики колорита нет правил. В картинах фантастического или легендарного содержания, где художнику поле действия свободно во многих отношениях, он может подчинить К. внутреннему содержанию, элегическому или, напротив, возбуждающевеселому (Фильд высказал положение, что вполне колоритная и гармоническая живопись представляет тона, которые, взаимно дополняя друг друга, дают в оптической сумме серый цвет. Это положениe произвольно. Некоторые мысли об этом предмете у Пикеринга и Брюкке, их coчинения названы в ст. Гармония красок). Так, например, голубое и синее с коричневым и оранжевым некоторые эстетики находили элегическим ст. Гармония красок при соответственном содержании (драпировки в Mater dolorosa). Не так определительно по названиям красок, но совершенно соответствует сюжету К. в "Лодке Данте" (Делакруа), "Франческо ди Римини" (Ари Шеффер), "Убиение Петра Доминиканца" (Тициан) и др. По этому пути можно идти до некоторого далекого предела только или преимущественно в пейзаже, как художественном произведении наиболее подчиненном К. Сама природа представляет примеры тому, как некоторые Страницы: «« « 1362 1363 1364 1365 1366 1367 1368 1369 1370 1371 1372 1373 1374 1375 1376 1377 1378 1379 1380 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |