Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1362   1363   1364   1365   1366   1367   1368   1369   1370  1371   1372   1373   1374   1375   1376   1377   1378   1379   1380  » »»

1871 г.  К.  основал  в  Париже  воскресные  Concert  national,  которые
впоследствии стали называться Association artistique. В  этих  концертах
К. пропагандировал композиторов новой французской школы: Массене,  Лало,
Дюбуа, Бизе, а  впоследствии  русских  композиторов.  К.  в  особенности
считается поклонником Берлиоза и главным пропагандистом его сочинений во
Франции. К. посещал несколько раз Петербург, где дирижировал  концертами
и французской оперой, дававшей представления в Малом театре в 1894 г.
   Н. С.
   Колонок или красик (Mustela sibirica)  -  пушистый  зверь  из  куниц,
добывается только осенью и зимой, так как в другое время года шкурка его
не имеет цены. В начале  осени  промышленники  ездят  за  К.  верхом,  с
собаками, которые или сами давят их, или же взгоняют  на  деревья,  пни,
валежины, где их и стреляют из ружей. 3атем К. ловят: 1)  капканами;  2)
плашками или слопцами, состоящими из вдоль расколотого  бревна,  верхняя
половина которого своей тяжестью придавливает К. к нижней половине, в то
время, как он хватает положенную между бревнами приманку; 3) черканом  и
4) кулемкой - ловушкой, состоящей из кольев, вбитых  в  круг,  диаметром
около 1/2 арш.; в ловушке оставляются ворота, в которых К., привлекаемые
положенной   внутри   ловушки   приманкой   (птичкой,   мышью,   рыбой),
задавливаются падающим сверху очепком - жердочкой с тяжестью. Шкурка  К.
с  хвостом,  представляющим  значительную  ценность,  так  как  из  него
выделываются кисточки для живописи, продается промышленниками  на  месте
за 80 к. до 1 р. 25 к. См.  А.  Черкасов,  "Записки  охотника  Восточной
Сибири" (СПб. 1884); М. Ф. Кривошапкин, "Енисейский округ и  его  жизнь"
(СПб. 1865); Д. П. "Колонок", в "Русском Охотнике" (1891, ј 51 и 52).
   С. Б.
   Колоратура - украшение вокальной партии пассажами, руладами и всякими
мелизматическими  фигурами,  дающими  возможность  певцу  выказать  свою
технику. К. получила свое начало в Италии,  и  развилась  в  XVII,  а  в
особенности  в  XVIII  ст.  В  первой  половине  XIX  ст.  очень  многие
композиторы  довольно  усердно  придерживались  К.  в  своих   вокальных
сочинениях,  но  в  последнее  время,   в   особенности   под   влиянием
вагнеровского направления, К. почти исчезла  из  новейших  произведений,
вследствие чего  колоратурным  певицам  приходится  пользоваться  только
старым репертуаром.
   Н. С.
   Колорит и колористы - Краска есть красящее вещество, пигмент того или
другого цвета; каждая  группа  красок,  одинаковых  по  названию,  напр.
красных, заключает  в  себе  более  или  менее  значительное  число  их,
неодинаковых по тону; подобным образом краски в смешениях, которых  цвет
часто трудно и всегда неточно определим словами, могут  составить  одну,
по общему названию цвета,  группу,  но  со  многими  различными  тонами.
Цвета,  промежуточные  между  близкими  тонами,  называются  полутонами.
Совокупность  всех   тонов   картины,   рассматриваемой   с   некоторого
расстояния, представляет оптическое целое, назыв. колоритом.  Смотря  по
преобладанию тонов, К. может  быть  то  теплым,  то  холодным,  ярким  и
блестящим - когда в картине много чистых тонов, сильным -  когда  в  ней
много оптических противоположений тонов, хотя бы и не основной  чистоты,
гармоническим  -  если  тона  хорошо  подобраны  и  хорошо   согласованы
посредством полутонов. Вообще, к слову  К.  можно  приставить  множество
различных эпитетов для выражения характера как оптического  впечатления,
так и соответственного психического ощущения, напр., серенький,  темный,
веселый, спокойный  К.  Теплый  К.  обуславливается  господством  теплых
тонов, не только чистых и светлых,  напр.,  желтых,  но  и  затемненных,
каковы, напр. коричневые. Теплый К. вообще особенно приятен, но, так как
теплые  тона  получают  наибольшую  силу  по  сравнению  и  контрасту  с
холодными, то этим последним отводится в картине соответственное  место.
Однако, явное преобладание теплого в тонах  не  составляет  эстетической
необходимости.  Так,  Гайнсборо,  в  опровержение  Рейнольдсу,   написал
мальчика в синей одежде (Blue Boys),  чрезвычайно  гармонично-колоритно;
подобно тому и Делакруа располагал иногда в свету синие, т. е.  холодные
тона,  а  в  тенях  теплые,  и  достигал   большой   гармонии.   Природа
беспрестанно представляет господство синего то в  небе,  то  в  море,  и
пейзажисты обязаны воспроизводить эти тона, дать им первенствующее место
в картине, но, вместе с  тем,  для  противоположения  они  должны  найти
место, хотя бы подчиненное, и для теплых тонов. Гармонический К. требует
тех и других и вообще пользуется широкой цветовой гаммой. Очень часто по
природе   изображаемых   предметов   надо   рядом   располагать    тона,
несогласующиеся между собой непосредственно, например, синее с  зеленым,
тогда художнику надо применить все обычные правила изменения  прилежащих
частей полутонами или введения между ними хотя бы узкой полосы  третьего
тона, гармонирующего с каждым отдельно, если это не будет  противоречить
природе. Вообще, зеленое нелегко сочетается с другими цветами, и  потому
прежниe пейзажисты (Рюисдаль, Гоббема) избегали изображать деревья чисто
зелеными, и, для введения более теплых  тонов  растительности,  выбирали
или соответственное освещениe, или время года. Нынешние художники смелее
в  этом  отношении  и  нередко  достигают  гармоничной  колоритности   с
сохранением  соответствия  с  природой.  Тона  краски  не   есть   нечто
самостоятельное,  как  тон  музыкальный;  коль  скоро  они  помещены   в
соседстве с другими тонами, то на основании явлений контраста можно  или
заглушать, или усиливать тона различных частей картины. Все это, а также
то, что  относится  к  колоритному  сочетанию  тонов,  известно  всякому
опытному художнику-колористу и составляет как  бы  грамматику  искусства
К., с которой должен начинать  малоопытный  художник,  но  для  эстетики
колорита  нет  правил.  В  картинах  фантастического  или   легендарного
содержания, где художнику поле действия свободно во  многих  отношениях,
он  может  подчинить  К.  внутреннему  содержанию,   элегическому   или,
напротив, возбуждающевеселому  (Фильд  высказал  положение,  что  вполне
колоритная и гармоническая живопись представляет тона, которые,  взаимно
дополняя друг друга, дают в оптической сумме серый цвет.  Это  положениe
произвольно. Некоторые мысли об этом предмете у Пикеринга и  Брюкке,  их
coчинения названы в ст. Гармония красок). Так, например, голубое и синее
с коричневым и оранжевым некоторые  эстетики  находили  элегическим  ст.
Гармония красок  при  соответственном  содержании  (драпировки  в  Mater
dolorosa). Не так определительно  по  названиям  красок,  но  совершенно
соответствует сюжету  К.  в  "Лодке  Данте"  (Делакруа),  "Франческо  ди
Римини" (Ари Шеффер), "Убиение Петра  Доминиканца"  (Тициан)  и  др.  По
этому  пути  можно  идти  до  некоторого  далекого  предела  только  или
преимущественно в  пейзаже,  как  художественном  произведении  наиболее
подчиненном К. Сама природа представляет  примеры  тому,  как  некоторые

Страницы: «« « 1362   1363   1364   1365   1366   1367   1368   1369   1370  1371   1372   1373   1374   1375   1376   1377   1378   1379   1380  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь