Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1369   1370   1371   1372   1373   1374   1375   1376   1377  1378   1379   1380   1381   1382   1383   1384   1385   1386   1387  » »»

заставили Каменского покинуть сначала Фульнек, а потом (1628)  и  Чехию;
вместе с другими изгнанными "братьями" он поселился  в  польском  городе
Лешне. Годы скитаний и укрывательства в Чехии ознаменовались  появлением
целого  ряда  аскетических  и  мистических  богословских  трактатов  К.:
важнейший из них - "Лабиринт света и рай сердца", проницательная и яркая
критика  человеческих  отношений.  В  Лешне  К.  пробыл,  с   небольшими
перерывами, с 1628 г. по 1656 г. Учительство в лешненской братской школе
снова направило мысль К.  на  вопросы  педагогики  и  дидактики;  отсюда
возник целый ряд его педагогических сочинений:  знаменитая  "Дидактика",
"Краткое  начертание  об  обновлении  школ   в   Чешском   королевстве",
"Informatorium материнской  школы"  (о  воспитании  детей  до  6-летнего
возраста), 6 учебных книг для простонародной школы  (не  сохранились)  и
"Отверстая  дверь  языков  (Janua  linguarum)",  вместе  с  "Преддверием
(Vestibulum)" к ней - два учебника  латинского  языка.  "Дверь  языков",
переведенная на все европейские и некоторые восточные  языки,  доставила
К. широкую известность. Размышления  о  природных  основах,  на  которых
должно основываться школьное обучение, ввело К. в  область  философии  и
выразилось в его "Физике" (1634), т. е. философии природы  в  библейском
(1-х глав Бытия)  освещении.  Стремление  изложить  кратко  и  ясно  всю
совокупность человеческих знаний  (энциклопедия)  высказано  было  К.  в
адресованном его лонд. другу Гартлибу трактате:  "Предтеча  всемудрости"
(Pansophiae prodromus), который и был напечатан Гартлибом, без  согласия
автора. Лондонские друзья в 1640 г. вызвали К. в Англию;  но  переговоры
об основании коллегии ученых для развития науки не привели  ни  к  чему,
вследствие  начавшихся  столкновений  между  Карлом  I  и   парламентом.
Шведский негоциант Людовик Геер (родом из Голландии), щедрый покровитель
знания, пригласил K. в Швецию; здесь К. взял на  себя  труд  составления
учебников латинского языка. Годы 1643 - 48 были проведены К. в  прусском
городе Эльбинге за работой, с одной стороны, над латинскими учебниками с
другой - в трудах, связанных с положением  его  в  "общине"  в  качестве
старшины  (сеньора).  Важнейший  литературный  труд  К.  за  эти   годы:
"Новейший метод языков" ("Methodus linguarum novissima")  -  философское
учение о  языке,  проводящее  глубокую  культурно-историческую  мысль  о
необходимости  развития   народных   языков,   вопреки   гуманистической
привязанности  к  латыни.  Покровители  К.  выражали  недовольство   его
занятиями по делам "общины"; денежное положение его было  неопределенно:
все это причиняло ему много горя и  затруднений,  которые  он  терпеливо
переносил в ожидании помощи от шведов его несчастной родине.  Заключение
вестфальского мира (1648 г.), оставившего Чехию в  руках  Габсбургов,  и
избрание  К.  епископом  "общины"  побудили  его  покинуть  Эльбинг.  Но
возвратившийся в Лешно новый епископ "общины" скоро (1650 г.) вызван был
в Венгрию князем Сигизмундом Ракоци, для устроения школ в его княжестве.
В течение 4-х лет К. устраивал школу в Шаришском Потоке, писал  для  нее
учебники, школьные драмы  (Schola  Indus)  и  издал  знаменитый  "Mир  в
картинках" ("Orbis pictus"), знакомящий детей с  предметами  посредством
наглядных изображений.  Возвратившись  в  Лешно,  К.  вместе  со  своими
единоверцами перенес в 1656 г. величайшее несчастие: в начавшейся  (1655
г.) войне  шведов  и  поляков  занятое  первыми  Лешно  было  сожжено  и
разграблено последними. В пожаре К. потерял все свое имущество и большую
часть рукописей и, вместе с единоверцами, должен  был  покинуть  Польшу.
После скитаний по северной Германии он,  по  приглашению  амстердамского
сената, поселился в Голландии, где и прожил до  самой  смерти.  Здесь  в
1667 г. он издал  все  свои  педагогические  сочинения,  под  заглавием:
"Opera didactica omnia". Заботы о  рассеянной  церкви  К.  выражались  в
издании Св. Писания и  богослужебных  книг,  сборе  и  раздаче  денежных
пособий. С грустью видел он  приближавшийся  конец  "общины";  некоторые
религиозные сочинения вовлекли его в  неприятную  полемику;  кругом  его
царила личная и национальная вражда, а он все мечтал о братстве людей, о
всеобщем миpе, благосостоянии и просвещении. 15-го ноября 1670 г. старец
К. скончался и погребен в гор. Наардене.
   К.  удивительно  плодовитый  писатель.  По  содержанию  соч.  К.  (их
насчитывают до 142)  можно  разделить  на  богословские,  философские  и
педагогаческие.  Первые   две   группы   имеют   интерес   исключительно
исторический, но основные мысли педагогической  группы  сочинений  К.  и
многие частности не только имеют значение  для  настоящего  времени,  но
надолго и в будущем не утратят этого  значения.  Система  педагогических
идей  К.  представляется  в  таком  виде.  Человек  создан  Богом,   как
последнее, высочайшее и совершеннейшее творение. Он  составлен  из  всех
основных элементов миpa, он мир в малом виде,  микрокосм;  что  Бог  дал
другим творениям в отдельности - бытие, жизнь, ощущение, разум, все  это
он дал одному человеку вместе. Человек состоит  из  трех  частей:  тела,
души (Spiritus), которая обща у него с животными, и духа (anima,  mens),
который явился прямо от Бога. Животная душа обладает  тремя  внутренними
чувствами: attentio = способность  восприятия,  judicium  =  способность
суждения, mеmoria = способность замечать. Она служит духу в  его  высших
деятельностях:  intellectus  (разум),   voluntas   (воля),   conscientia
(сознание, совесть). Человек сотворен как образ  Божий  и  способен  все
духовное усвоять себе. Хотя божественная премудрость  не  дала  человеку
готового духовного обладания миром, однако, она  дала  ему  естеетвенные
наклонности (semina, facultates), т. е. как бы зерно, в  котором  скрыто
лежат начала всех будущих образований (форм). В этой  лишенной  формы  и
разума материальной массе, в этом зерне заключается некая сила,  которая
в  состоянии  формировать  и  образовывать  материал   для   позднейшего
совершенного развития, сила действующая, которая и есть в сущности душа,
подчиненная, подобно  телу,  росту.  Каждое  творение  отчасти  выражает
божественную сущность; в своем зерне оно носит и идею своей цели, своего
будущего развития, уже микроскопически предизображенного (рraeformatum),
и осуществляет эту цель,  благодаря  своей  душе.  какова  была  природа
первого человека, и хотя Адам обладал лишь semina, однако, они могли  бы
развиваться гармонически  до  высшего  совершенства,  если  бы  Адам  не
омрачил себя грехопадением, возникшим из  самолюбия.  Искони  врожденное
стремление к Богу  со  временем  выродилось  в  наклонность  ко  злу,  в
отчуждение от Бога,  corruptio  adhaerens.  Вследствие  этого  наступило
ослабление и потемнение духовных сил; прирожденные  semina,  правда,  не
были окончательно искоренены, однако, значительно ослаблены и испорчены.
Человек не мог помочь себе, весь мир  подчинился  суете.  Тогда  Бог,  в
Своем милосердии, решил создать лекарство против порчи: Он Сам,  в  Сыне
Своем, явился в мир.  К  оставшимся,  но  бессильным  корням  он  привил
черенок божественной благодати (милости), которая сообщается человеку  в
крещении, производящем возрождение и дающем  сыновство  у  Бога.  Теперь

Страницы: «« « 1369   1370   1371   1372   1373   1374   1375   1376   1377  1378   1379   1380   1381   1382   1383   1384   1385   1386   1387  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь