|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1369 1370 1371 1372 1373 1374 1375 1376 1377 1378 1379 1380 1381 1382 1383 1384 1385 1386 1387 » »» заставили Каменского покинуть сначала Фульнек, а потом (1628) и Чехию;
вместе с другими изгнанными "братьями" он поселился в польском городе
Лешне. Годы скитаний и укрывательства в Чехии ознаменовались появлением
целого ряда аскетических и мистических богословских трактатов К.:
важнейший из них - "Лабиринт света и рай сердца", проницательная и яркая
критика человеческих отношений. В Лешне К. пробыл, с небольшими
перерывами, с 1628 г. по 1656 г. Учительство в лешненской братской школе
снова направило мысль К. на вопросы педагогики и дидактики; отсюда
возник целый ряд его педагогических сочинений: знаменитая "Дидактика",
"Краткое начертание об обновлении школ в Чешском королевстве",
"Informatorium материнской школы" (о воспитании детей до 6-летнего
возраста), 6 учебных книг для простонародной школы (не сохранились) и
"Отверстая дверь языков (Janua linguarum)", вместе с "Преддверием
(Vestibulum)" к ней - два учебника латинского языка. "Дверь языков",
переведенная на все европейские и некоторые восточные языки, доставила
К. широкую известность. Размышления о природных основах, на которых
должно основываться школьное обучение, ввело К. в область философии и
выразилось в его "Физике" (1634), т. е. философии природы в библейском
(1-х глав Бытия) освещении. Стремление изложить кратко и ясно всю
совокупность человеческих знаний (энциклопедия) высказано было К. в
адресованном его лонд. другу Гартлибу трактате: "Предтеча всемудрости"
(Pansophiae prodromus), который и был напечатан Гартлибом, без согласия
автора. Лондонские друзья в 1640 г. вызвали К. в Англию; но переговоры
об основании коллегии ученых для развития науки не привели ни к чему,
вследствие начавшихся столкновений между Карлом I и парламентом.
Шведский негоциант Людовик Геер (родом из Голландии), щедрый покровитель
знания, пригласил K. в Швецию; здесь К. взял на себя труд составления
учебников латинского языка. Годы 1643 - 48 были проведены К. в прусском
городе Эльбинге за работой, с одной стороны, над латинскими учебниками с
другой - в трудах, связанных с положением его в "общине" в качестве
старшины (сеньора). Важнейший литературный труд К. за эти годы:
"Новейший метод языков" ("Methodus linguarum novissima") - философское
учение о языке, проводящее глубокую культурно-историческую мысль о
необходимости развития народных языков, вопреки гуманистической
привязанности к латыни. Покровители К. выражали недовольство его
занятиями по делам "общины"; денежное положение его было неопределенно:
все это причиняло ему много горя и затруднений, которые он терпеливо
переносил в ожидании помощи от шведов его несчастной родине. Заключение
вестфальского мира (1648 г.), оставившего Чехию в руках Габсбургов, и
избрание К. епископом "общины" побудили его покинуть Эльбинг. Но
возвратившийся в Лешно новый епископ "общины" скоро (1650 г.) вызван был
в Венгрию князем Сигизмундом Ракоци, для устроения школ в его княжестве.
В течение 4-х лет К. устраивал школу в Шаришском Потоке, писал для нее
учебники, школьные драмы (Schola Indus) и издал знаменитый "Mир в
картинках" ("Orbis pictus"), знакомящий детей с предметами посредством
наглядных изображений. Возвратившись в Лешно, К. вместе со своими
единоверцами перенес в 1656 г. величайшее несчастие: в начавшейся (1655
г.) войне шведов и поляков занятое первыми Лешно было сожжено и
разграблено последними. В пожаре К. потерял все свое имущество и большую
часть рукописей и, вместе с единоверцами, должен был покинуть Польшу.
После скитаний по северной Германии он, по приглашению амстердамского
сената, поселился в Голландии, где и прожил до самой смерти. Здесь в
1667 г. он издал все свои педагогические сочинения, под заглавием:
"Opera didactica omnia". Заботы о рассеянной церкви К. выражались в
издании Св. Писания и богослужебных книг, сборе и раздаче денежных
пособий. С грустью видел он приближавшийся конец "общины"; некоторые
религиозные сочинения вовлекли его в неприятную полемику; кругом его
царила личная и национальная вражда, а он все мечтал о братстве людей, о
всеобщем миpе, благосостоянии и просвещении. 15-го ноября 1670 г. старец
К. скончался и погребен в гор. Наардене.
К. удивительно плодовитый писатель. По содержанию соч. К. (их
насчитывают до 142) можно разделить на богословские, философские и
педагогаческие. Первые две группы имеют интерес исключительно
исторический, но основные мысли педагогической группы сочинений К. и
многие частности не только имеют значение для настоящего времени, но
надолго и в будущем не утратят этого значения. Система педагогических
идей К. представляется в таком виде. Человек создан Богом, как
последнее, высочайшее и совершеннейшее творение. Он составлен из всех
основных элементов миpa, он мир в малом виде, микрокосм; что Бог дал
другим творениям в отдельности - бытие, жизнь, ощущение, разум, все это
он дал одному человеку вместе. Человек состоит из трех частей: тела,
души (Spiritus), которая обща у него с животными, и духа (anima, mens),
который явился прямо от Бога. Животная душа обладает тремя внутренними
чувствами: attentio = способность восприятия, judicium = способность
суждения, mеmoria = способность замечать. Она служит духу в его высших
деятельностях: intellectus (разум), voluntas (воля), conscientia
(сознание, совесть). Человек сотворен как образ Божий и способен все
духовное усвоять себе. Хотя божественная премудрость не дала человеку
готового духовного обладания миром, однако, она дала ему естеетвенные
наклонности (semina, facultates), т. е. как бы зерно, в котором скрыто
лежат начала всех будущих образований (форм). В этой лишенной формы и
разума материальной массе, в этом зерне заключается некая сила, которая
в состоянии формировать и образовывать материал для позднейшего
совершенного развития, сила действующая, которая и есть в сущности душа,
подчиненная, подобно телу, росту. Каждое творение отчасти выражает
божественную сущность; в своем зерне оно носит и идею своей цели, своего
будущего развития, уже микроскопически предизображенного (рraeformatum),
и осуществляет эту цель, благодаря своей душе. какова была природа
первого человека, и хотя Адам обладал лишь semina, однако, они могли бы
развиваться гармонически до высшего совершенства, если бы Адам не
омрачил себя грехопадением, возникшим из самолюбия. Искони врожденное
стремление к Богу со временем выродилось в наклонность ко злу, в
отчуждение от Бога, corruptio adhaerens. Вследствие этого наступило
ослабление и потемнение духовных сил; прирожденные semina, правда, не
были окончательно искоренены, однако, значительно ослаблены и испорчены.
Человек не мог помочь себе, весь мир подчинился суете. Тогда Бог, в
Своем милосердии, решил создать лекарство против порчи: Он Сам, в Сыне
Своем, явился в мир. К оставшимся, но бессильным корням он привил
черенок божественной благодати (милости), которая сообщается человеку в
крещении, производящем возрождение и дающем сыновство у Бога. Теперь
Страницы: «« « 1369 1370 1371 1372 1373 1374 1375 1376 1377 1378 1379 1380 1381 1382 1383 1384 1385 1386 1387 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |