Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1410   1411   1412   1413   1414   1415   1416   1417   1418  1419   1420   1421   1422   1423   1424   1425   1426   1427   1428  » »»

   Б П.
   Коран (правильнее: коръан) - священная книга мохаммедан,  играющая  у
них такую же роль, как у христиан Библия и Св.  Евангелие.  Это  сборник
рассказов, поучений, правил,  законов  и  т.  п.,  сообщенных  Мохаммеду
Аллахом через архангела Гавриила.  Слово  "К."  означает  "чтение";  это
название заимствовано  от  евреев,  которые  употребляют  глагол  "кара"
(читать) в смысле "изучать священное писание"; сам Мохаммед  желал  этим
словом выразить, что каждое откровение "прочитано" ему свыше. В К. много
иудейского и христианского, взятого из еврейской Гаггады и  христианских
апокрифов, но с крайней  неточностью  и  даже  с  грубыми  извращениями:
напр., Аман (советник Агасвера) отожествлен с советником Фараона, Мария,
сестра  Моисея,  отожествлена  с  матерью  Иисуса,   плодородие   Египта
приписывается дождю, а не Нилу, и т.  п.  Нужно  думать,  что  источники
заимствований были у Мохаммеда не письменные, а устные; кроме неточности
в  передаче  сведений,  в  этом  нас  убеждает  и  та  искаженная  форма
собственных имен, какую мы встречаем в К. (ср., напр., Кор.  VII,  48  с
Лук. XVI, 24; Кор. XXI, 105 с Пс. ХХХVII, 29j К. V, 35 с  Мишной,  Санх.
IV, 5); еврейский элемент извращен менее, чем христианский. См. G. Weil,
"Biblische Legenden der Musulmanner" (Франкфурт, 1845); Geiger, "Was hat
Mohammed aus dem Jadenthume  anfgenommen"  (Бонн,  1833);  S.  de  Sacy,
статья в "Journal des Savants" (1835, март) "Testimony of the  books  or
passages of the  Bible  and  Koran  compared"  (Лондон,  1888);  Gerock,
"Christologie des К." (Гамб. 1839).
   История К. Откровения Мохаммеда, которые вообще были  очень  коротки,
нередко записывались слушателями, иногда даже по приказанию пророка (см.
S. de Sacy, "Mem. de l'Academie des inscriptions et belles-lettres",  1,
808), но чаще всего сохранялись просто в  памяти.  Знатоки  отрывков  К.
назывались "носителями Корана";  они  помнили  многие  изречения  своего
учителя, и не  было  нужды  в  записи.  Вскоре  после  смерти  Мохаммеда
произошла битва при Йемаме (633) с  лжепророком  Мосейлимой;  многие  из
"носителей К." были убиты, и Омар посоветовал  халифу  АбуБекру  (632  -
634) собрать те отрывки К.,  которые  ходят  среди  мусульман.  Абу-Бекр
поручил  это  дело  Зейду,  бывшему  секретарю  Мохаммеда.   Зейд,   под
руководством  Омара,  собрал  отовсюду   отрывки   К.,   записанные   на
пергаменте, на костях, на пальмовых листьях, на камешках,  или  хранимые
памятью. Сборник был отдан на сбережение Хефсе, вдове пророка. Он  носил
название "эс-сохоф" и предназначался для частного употребления Абу-Бекра
и Омара. Остальные мусульмане продолжали читать К. по своим отрывкам как
хотели, и понемногу отдельные редакции стали  различаться  между  собой,
особенно в правописании и языке. Для  устранения  возникших  пререканий,
халиф Осман (644 - 654) решил ввести одну общую и обязательную для  всех
редакцию К., на наречии корейшитском. Тот же Зейд вторично  редактировал
К., разделил его на суры или главы и написал четыре  копии  (при  помощи
трех других писцов).  Один  экземпляр  был  оставлен  в  Медине,  другие
отправлены в Куфу, Басру и Дамаск (650). Остальные записи  К.  приказано
были отбирать у их владетелей и сжигать, чтобы разом по кончить со всеми
спорами (а листы самого Зейда были сожжены в царствование Мервана, 683 -
685). И после Османова  кодекса  продолжай  долгое  время  циркулировать
другие, напр. ибн-Масуда, одного из старейших  учеников  пророка;  но  в
конце концов сохранилась одна только редакция К., Османовская.  В  эпоху
Омейядов, когда в арабском  письме  стал  употребляться  алфавит  несхи,
вместо неудобного куфийского, К. был снабжен диакритическими  точками  и
знаками для гласных букв, равно как и знаками препинания;  Абуль  Эсвед,
творец этой реформы, ум. в 688  г.  Подлинность  К.  нередко  возбуждала
сомнения ученых. Вейль находил, что  Осман  должен  был  внести  в  свой
список некоторые искажения, напр. с целью  ослабить  претензии  Алия  на
престол.  Мьюр,  Нельдеке,   Гаммер,   Бартелеми   и   другие   держатся
противоположного мнения. В пользу добросовестности Османа говорит уже то
обстоятельство, что его  список  был  принят  всеми  мусульманами,  хотя
Османа вообще не любили, а также неудача ибн-Масуда, нападки которого не
произвели никакого действия на людей, из которых многие слышали  пророка
лично и помнили его слова. Важно еще и соображение Ренана: К. отличается
таким  беспорядком,  такой  массой  внутренних  противоречий   и   такой
очерченной физиономией каждого отрывка, что  нельзя  сомневаться  в  его
неподдельности. См. Caussin  de  Perceval,  "Essai  sur  l'histoire  des
Arabes" (1847); Silv. de  Sacy,  "Notices  et  extraits"  (т.  VIII);Th.
Noldeke, "De  origine  et  compositione  Surarum  Qoranicarum  ipsiusque
Qorani" (Гетт., 1856); его же, "Geschichte des Korans" (Геттинг.  1860);
Kazem-Beg, "Sur un  chapitre  inconnu  du  Coran"  (в  "Journ.  Asiat.",
декабрь, 1843); G. Weil, "Mohammed der Prophet,  sein  Leben  und  seine
Lehre" (Штуттг., 1843); его же, "Historischkritische Einleitung  in  der
Koran" (Билефельд, 1844; русский перевод Малова, Казань, 1875); его  же,
"Geschichte der Chalifen" (т. 1, стр.  168;  Маннгейм,  1846);  его  же,
"Gеschichte der islamitischen Volker" (введение, Штуттг. 1866); W. Muir,
"The life of Mohammed" (Л., 1858  -  1861);  его  же,  "The  Coran,  its
composition, teachingand testimony to the Holy  Scripture"  (Л.,  1873);
Barthelemy-Saint-Hilaire, "Mahomet et le Coran" (П., 1865); A. Sprenger,
"Das Leben und die Lehre des Mohammed" (Б. 1861 - 65); его же, "Mohammed
u. der Koran" (Гамб., 1889); E. Renan, "Histoire  generale  des  langues
semitiques" (гл. IV; П. 1858); Stanley Lane-Poole, "Le Coran, sa  poesie
et ses lois" (П., 1882); J. Scholl, "L'islame  et  son  fondateur"  (П.,
1874);  Bosworth  Smith"  "Mohammed  and  Mohammedanism"   (Л.,   1876);
Sedillot, "Hist. gener des Arabes" (П. 1877); H. Muller, "Der  Islam  im
Morgen- und Abendlande" (Б., 1885; т.  VI  "Всеобщей  истории"  Онкена).
Хронологическое распределение сур. Зейд, сын Сабита, имея в своих  руках
множество сур (т. е. отдельных связных откровений, или глав Корана),  не
мог их расположить ни  по  содержанию,  ни  в  хронологическом  порядке:
Мохаммед в одном и  том  же  откровении  говорил  нередко  о  нескольких
неодинаковых вещах, и никто не  мог  сказать  Зейду  в  точности,  когда
именно произнесена была каждая сура. Поэтому Зейд разместил их по длине:
самую длинную - в начале, самую короткую - в  конце,  и  затем  поставил
одну короткую суру во главе, в виде введения, благодаря  такому  приему,
Коран представляет собою хаотическую смесь, без всякой внутренней  связи
и с  массой  монотонных  повторений.  Мусульманские  богословы  пытались
установить  хронологический  порядок  сур,  но  их  таблицы   совершенно
произвольны.  Европейские  ученые  совершили  ту  же  попытку   не   без
некоторого успеха. О безусловно точной хронологии не может быть и  речи:
мы, напр., не знаем даже, в каком году Мохаммед выступил как  пророк.  В
лучшем   случае   можно   ожидать    только    восстановления    простой
последовательности сур без точного определения года. Помочь этому  может

Страницы: «« « 1410   1411   1412   1413   1414   1415   1416   1417   1418  1419   1420   1421   1422   1423   1424   1425   1426   1427   1428  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь