Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1416   1417   1418   1419   1420   1421   1422   1423   1424  1425   1426   1427   1428   1429   1430   1431   1432   1433   1434  » »»

подданным,  а  объектом  служит  государственная  власть,  как   предмет
пользования и распоряжения. С этой конструкцией тесно  связан  и  взгляд
автора на разделение властей. Признание  государства  отношением  многих
лиц устраняет то  принципиальное  возражение,  которое  немецкие  юристы
выставляют против теории Монтескье - именно, указание на несовместимость
ее с единством государственной воли. При  безусловном  единстве  власти,
как силы, служащей объектом отношения, возможно разделение  распоряжения
властью или так наз. разделение властей. Но учение Монтескье нуждается в
обобщении. Взаимное сдерживание органов власти,  обеспечивающее  свободу
граждан, достигается не только обособлением тех или других  определенных
функций государственной власти (законодательства, управления и суда), но
вообще  "совместностью  властвования",  которое  находит  проявление   в
троякой форме: 1) в осуществлении одной и  той  же  функции  несколькими
независимыми  друг  от  друга  органами:  2)   в   распределении   между
несколькими органами различных, но взаимно обусловленных функций;  3)  в
осуществлении различных функций одним органом,  но  различным  порядком.
Возведением  принципа  разделения  властей   к   более   общему   началу
совместного  властвования,  по  мнению  К.,  объясняется  признание   за
правительством самостоятельного права издавать общие юридические правила
в административном порядке.  Установление  юридических  норм  в  двоякой
форме - законов и правительственных распоряжений (указов) - служит  лишь
одним из  проявлений  совместности  властвования.  Взаимное  сдерживание
государственных органов выражается здесь в том,  что  указы  имеют  силу
только под условием непротиворечия  законам.  Истинная  гарантия  такого
соотношения между указами и законами лежит не в существовании  народного
представительства и не в  ответственности  министров,  а  в  праве  суда
проверят юридическую  силу  указов.  Поэтому  отделение  законодательной
функции от правительственной возможно и в абсолютной монархии,  где  оно
подходит под третью форму  совместного  властвования.  Руководясь  этими
положениями,  К.  признает  существование  формального  различия   между
законодательством и верховным управлением и в нашем  праве.  Законом  он
считает   веление   верховной   власти,   состоявшееся    при    участии
государственного совета;  все  остальные  общие  правила,  исходящие  от
монарха, причисляются им к категории  Высочайших  указов,  издаваемых  в
порядке управления. Изложенное учение К.  вызвало  оживленную  полемику.
См. Дьяконов, "Новая политическая доктрина" ("Журн. Мин. Нар. Пр.", 1894
г., сентябрь); Алексеев, "К учению о юридической природе  государства  и
государственной власти" ("Русская  Мысль",  1894  г.,  ј11);  Сергеевич,
"Новые учения в области государственного права" ("Журн. Мин. Юст.", 1894
г.; ответ К. в ј 2 "Журн. Мин. Юст.", 1895 г.).
   Ф. К.
   Кормление - означало первоначально способ содержания должностных лиц.
Судьи, вместе с исполнителями их решений, получали от местного населения
все необходимое для пропитания как их  самих,  так  и  слуг  их  и  даже
лошадей. Это  был  так  назыв.  корм  в  натуре.  Сначала  размер  корма
определяется  или  на  каждый  день,  или  на  неделю,  количественно  и
качественно,  или  же  потребностями  человека.  Следы  таких   порядков
сохранила  пространная  "Русская  Правда",  определяющая  размеры  корма
вирнику с отроком: по 2 куры на день, а в среду и пятницу по сыру, по  7
хлебов в неделю, пшена и гороху по 7 уборков, соли 7 голважен и 7  ведер
солоду. В других случаях тот же памятник определяет: "а  хлеба  и  пшена
покольку могут ясти", или "что черево возьмет", или в  еще  более  общих
выражениях: "а корму им имати себе и конем довольно". Уже с  древнейшего
времени такой корм уплачивается населением как повинность, независимо от
того, голоден судья или нет.  Сытый  судья  уже  не  нуждается  в  корме
натурой; отсюда  переложение  натуральной  повинности  на  деньги.  Этот
способ  содержания  должностных  лиц,  при  всей  своей   первоначальной
естественности, имел  в  своем  дальнейшем  развитии  крайне  невыгодные
стороны. Должность, именно вследствие этого, стали рассматривать  прежде
всего как доходную статью для  должностного  лица.  Каждый  служащий  не
только смотрит на должность как на  средство  прокорма,  пропитания,  но
соразмеряет все свои должностные действия  с  вопросом,  какой  за  этим
последует доход в его пользу. Таким образом добавочный элемент должности
мало помалу выдвигался на первый план  и  получал  главнейшее  значение.
Оттого и самая должность получила название К., которое перешло затем и в
официальный  язык.  Неизбежные  при  таких   порядках   злоупотребления,
особенно со стороны областных правителей, вызвали ряд  правительственных
мер к ограждению населения от обид и неправд наместников и волостелей. С
XIV века появились уставные грамоты  наместничьего  управления,  которые
выдавались на имя населения данного административного округа и содержали
в себе подробное исчисление различных видов  корма,  судебных  пошлин  и
иных поборов, свыше которых наместники и волостели, с своими клюшниками,
не имели права взимать с населения. Одновременно с этим определен был  и
порядок судебной ответственности кормленщиков по жалобам населения.  Тем
не менее кормления продолжают оставаться  одним  из  главнейших  средств
содержания правительственных слуг. С усилением  Московского  государства
число служилых людей, бояр и детей боярских, значительно  возрастает,  а
число К. хотя и умножается, но не в такой пропорции. Слуг  было  больше,
чем К. Чтобы дать возможность покормиться всем, установляется во  первых
срочность К.: по общему правилу кормленщик сменялся через 1 - 3 года. Во
вторых К. дробятся: в  один  город  назначались  по  два  наместника,  в
волость - по два  волостеля,  которые  или  делили  между  собой  доход,
причитающийся по списку со всего города или волости, или каждый  получал
в свое заведование назначенную ему половину округа. Дробление на этом не
останавливается: в  половину  города  назначаются  двое  наместников  и,
наконец,  в  К.  жалуются  отдельные  статьи   доходов:   мех,   писчее,
полавочное, поворотное и проч. В половине  XVI  в.  доходы  кормленщиков
были  точно  определены  на  деньги.  По  Судебнику  царскому  бесчестье
кормленщиков определялось по размерам их доходов, "что на том К.  доходу
по книгам". Значит, были книги К. с обозначением доходов и велись списки
"кормленного  верстанья",  на  основании  которых  наблюдалась   очередь
пожалований.  За  получаемый  доход  кормленщики   несут   и   известные
обязанности. В ввозных или послушных грамотах, адресованных к  населению
по случаю назначения наместников или волостелей, указывалось, что жители
должны чтить и слушать наместников,  а  наместники  будут  их  ведать  и
судить и взимать доход по наказному списку. В указе  об  уничтожении  К.
права и обязанности кормленщиков формулированы  следующим  образом:  "по
сие время князи, бояре и дети боярские сидели по кормлениям по городам и
по волостям, для расправы людям и всякого землям  устроения  и  себе  от
служб для покоя и прокормления". Обязанности  по  отношению  к  местному

Страницы: «« « 1416   1417   1418   1419   1420   1421   1422   1423   1424  1425   1426   1427   1428   1429   1430   1431   1432   1433   1434  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь