Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1421   1422   1423   1424   1425   1426   1427   1428   1429  1430   1431   1432   1433   1434   1435   1436   1437   1438   1439  » »»

людей. Переселившись на Волгу, К. побывал  в  Ветлужском  крае,  где  на
Святом озере, у невидимого  Китеж-града,  собираются  правдоискатели  из
народа - раскольники разных толков - и ведут страстные дебаты о вере.  И
что же вынес он из этого посещения? (рассказ: "Река играет").  "Тяжелые,
не  радостные  впечатления  уносил  я  от  берегов  Святого  озера,   от
невидимого, но страстно взыскуемого  народом  града...  Точно  в  душном
склепе, при тусклом свете угасающей лампады провел я всю  эту  бессонную
ночь, прислушиваясь, как где-то за стеной кто-то читает  мерным  голосом
заупокойные молитвы над уснувшею на веки народною мыслью".
   К. всего менее, однако, считает народную мысль действительно уснувшею
на веки. Другой рассказ из волжской жизни - "На  солнечном  затмении"  -
заканчивается тем, что те же обитатели захолустного городка, которые так
враждебно  отнеслись  к  "остроумам",  приехавшим  наблюдать   затмение,
прониклись истинным удивлением пред наукою, столь мудрой, что даже  пути
Господни  ей  ведомы.  В  заключительном  вопросе  рассказа:  "когда  же
окончательно рассеется тьма народного невежества" слышится не уныние,  а
желание скорейшего осуществления  заветных  стремлений.  Вера  в  лучшее
будущее составляет вообще основную черту духовного существа К.,  чуждого
разъедающей  рефлексии  и  отнюдь  не  разочарованного.  Это  его  резко
отличает от двух сверстников его - Гаршина и Чехова. Очерки  и  рассказы
К. собраны в 2 книжках, из которых 1-я с 1886 (М.,  изд.  "Рус.  Мысли")
выдержала 6 изд., а вторая, с 1893 г. - 2 изд. В эти сборники не  вошли,
кроме ранних произведений, довольно большие повести "Прохор и  студенты"
("Русская Мысль" 1887 г., ј 1 и 2) и "С двух сторон" (там же,  1888  г.,
ј11 и 12). "Слепой музыканты" с 1887 г. выдержал 3 изд. В Лондоне напеч.
"Чудная" (1893) и "Воспоминания о Н. Г. Чернышевском" (1894). Много  раз
выходили в народных изданиях некоторые отдельные рассказы К. В числе  их
"Невольный  убийца"   (Убивец)   издан   спб.   комитетом   грамотности,
присудившим автору в  1895  г.  большую  зол.  медаль  имени  Погоского.
Значительное число рассказов  К.  переведены  на  английский,  немецкий,
французский и славянский языки. О  К.  писали  К.  К.  Арсеньев  ("Крит.
опыты", т. II);  В.  А.  Гольцев  ("Артист",  1895  г.,  ј  45);  Д.  С.
Мережковский   ("Сев.   Вестн.",   1889   г.,   ј   5);   К).   Николаев
(Говоруха-Отрок), в "Русск. Обозр." (1893 г. и отд., М.  1893);  Альфред
Рамбо, в "Jour. des Debats" (1894 г.,  январь);  А.  М.  Скабичевский  в
"Истории новой русской литературы" (2-е изд. 1894 г.).
   С. Венгеров.
   Король (дpeвненем. Chunig или Кuning, от chuni  -  род,  нем.  Konig,
англ. King, лат. rex, франц.  roi).  -  Слово  "король"  происходить  оn
"Карл" (Carolus), подобно тому, как у римлян имя  Caesar  стало  титулом
государя. Тацит указывает на существование у некоторых,  преимущественно
восточных германских племен (напр. у готов) королевской власти, отличной
от княжеской. В следующие затем века, во время почти постоянных  войн  с
римлянами и между собою, под  влиянием  потребности  постоянной  сильной
власти, многие выборные военачальники (герцоги) становились королями.  В
эпоху переселений мы видим королей у всех германских племен, за  редкими
исключениями (напр., саксов). Иногда одним племенем управляло  несколько
К. (напр. у алеманов и у салич.  франков),  так  что  ошибочно  было  бы
смотреть на К., как на главу непременно целого племени. Власть  К.  была
выше  княжеской  и  герцогской.  Он   был   главным   военачальником   и
представителем государства извне, посылал и  принимал  послов,  заключал
союзы и мир (впрочем, с согласия народного собрания). На К. смотрели как
на верховного  судью  и  защитника  мира,  имеющего  высшую  судебную  и
полицейскую власть и назначающего в отдельные области правителей  (напр.
графов). Вергельд за приближенных к К. лиц, за его слуг, был  выше,  чем
за   обыкновенного   свободного    человека.    Англосаксонское    право
устанавливало очень высокий вергельд за К.; у  других  племен  особа  К.
была поставлена настолько высоко, что за убийство его не было вергельда,
а преступник отвечал жизнью.  Королевское  достоинство  было  у  каждого
племени  принадлежностью  одного  рода,  связывавшего  обыкновенно  свое
происхождение с богами. Среди членов королевского  рода  (stirps  regia)
народ имел, в древнейшую эпоху, право выбора. Вполне свободным  народный
выбор был лишь  тогда,  когда  прекращался  королевский  род  или  когда
королевская  власть   устанавливалась   впервые.   Избранного   германцы
поднимали  на  щит.  Иногда   уже   в   раннюю   эпоху   устанавливалась
наследственность (напр. у вандалов, у  франков  в  Меровингскую  эпоху).
Часто К. еще при своей жизни рекомендовал народу своего  преемника.  Где
была наследственность, власть переходила иногда по смерти К. не к одному
его  сыну,  но  к  нескольким:   происходил   раздел   королевства.   По
средневековым воззрениям, только римско-герм. императоры могли  даровать
королевское достоинство. Впрочем, это право присвоили себе также и папы:
известно,  что  папа  прислал  королевский  венец   Даниилу   Романовичу
Галицкому.  В  современной  Европе  для  получения  королевского  титула
необходимо признание других государств; таким путем, напр., еще  недавно
стали королевствами Сербия и Румыния. По существующей  теперь  в  Европе
классификации К. наз. наследственных государей (избирательных К., какими
были  польские,  теперь  в  Европе  нет)  самостоятельных   значительных
государств. К. считаются ниже  императора,  но  выше  великих  герцогов,
герцогов и князей. Они имеют титул "величества" и пользуются  некоторыми
установленными обычаем преимуществами (honores regii, honneurs  royaux).
Титул "римского К." в прежней Германской империи носил избранный еще при
жизни   императора   его   преемник.   Наполеон   I,   считавший    себя
восстановителем империи Карла Великого, дал этот титул своему  сыну.  Он
же возвел в королевское достоинство  государей  Баварии,  Вюртемберга  и
Саксонии. Ср. Sybel, "Die Entstehung des deutschen Kцnigthums" (Франкф.,
1844, 2 изд. 1883); Hinrichs, "Die Konige" (Лпц., 1852); Wittmann,  "Das
altgermanische Konigthum" (1854); Kopke, "Die Anfange des Konigthums bei
den Goten" (Берл., 1859); Souchay, "Geschichte der deutschen  Mouarchie"
(Франкфурт, 1861 - 62); F. Dahn, "Die Konige der Germanen" (Мюнхен, 1861
- 71); Fustel  de  Coulanges,  "La  Monarchie  franque";  его  же,  "Les
Tгаnsformations de la royaute pendant  l'epoque  carolingienne"  (Париж,
1892).
   Дм. Каринский.
   Корона - Короной называется головной  убор  или  наголовье,  служащее
признаком известной власти и  формою  своею  определяющее  звание,  сан,
титул, а иногда и заслуги лица, кому она. принадлежит.  Несомненно,  что
происхождением своим К. обязана венку или венцу, представляя  собственно
его   разновидность.   Венцы   из   драгоценных   металлов   подносились
первоначально богам. Так Аттал,  пергамский  царь,  послал  в  Капитолий
посвященные богам золотые венки; сирийский  царь  Филипп  поручил  своим

Страницы: «« « 1421   1422   1423   1424   1425   1426   1427   1428   1429  1430   1431   1432   1433   1434   1435   1436   1437   1438   1439  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь