Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1419   1420   1421   1422   1423   1424   1425   1426   1427  1428   1429   1430   1431   1432   1433   1434   1435   1436   1437  » »»

экипаж их на  укрепление  самого  города  и  с  поразительной  быстротой
устроил цепь редутов, бастионов и батарей. Вскоре К. должен был оставить
сев.  сторону,  так  как  отряжен  был  на  помощь  адмиралу   Нахимову,
защищавшему  южн.  сторону;  здесь  К.  проявил  свою  обычную  энергию,
распорядительность, бесстрашие и спокойствие,  которые  внушали  к  нему
безграничное  доверие  подчиненных,  воодушевлявшихся  примером   своего
вождя. В первый же день бомбардирования Севостополя, 5 окт. 1854 г.,  К.
был на Малаховом кургане смертельно ранен ядром.
   Коро (Жан-Батист-Камиль Corot, 1796 - 1875) - один из значительнейших
французских пейзажистов новейшего времени. Занимался вначале  этюдами  с
натуры под руководством Мишалона, а  потом,  учась  у  Бертена,  потерял
немало  времени  в  следовании  по  академическому   направлению   этого
художника, пока не отправился, в 1826 г., в Италию и не  принялся  здесь
снова за непосредственное изучение природы. Делая этюды  в  окрестностях
Рима, он быстро усвоил себе понимание, главным образом, общего характера
пейзажа, хотя внимательно вникал и  в  его  детали  и  усердно  списывал
скалы, камни, деревья,  кусты,  мох  и  т.  п.  Впрочем,  в  его  первых
итальянских  произведениях  еще   заметно   стремление   к   ритмичности
расположения  частей  и  к  стильности  форм.  Впоследствии  работал   в
Провансе,  Нормандии,  Лимузене,  Дофине,  окрестностях   Парижа   и   в
Фонтенебло, при чем его взгляд на природу и исполнение  становились  все
свободные и независимее. В картинах,  писанных  по  возвращения  его  из
Италии, он не гонится за точным воспроизведением  данной  местности,  но
старается передать единственно впечатление от ее, пользуясь ее формами и
тонами лишь для того, чтобы выразить  при  их  помощи  свое  поэтическое
настроение. Той же цели содействуют также фигуры, которые он помещает  в
своих   пейзажах   составляя   из   них   идиллические,   библейские   и
фантастические сцены. Хотя его упрекали за  излишнюю  сентиментальность,
однако от многих из его произведений веет также и  неподдельно  светлым,
жизнерадостным чувством. Это был, по преимуществу, живописец тихо спящих
вод, широких, бледных горизонтов, задернутых  туманом  небес,  дремлющих
лесов и рощ, - настоящим Феокритом  пейзажной  живописи.  Кроме  ее,  он
занимался гравированием иглою и крепкою водкою. Лучшие его картины: "Вид
Ривы" (1835; в марсел. музее), "Итальянское утро" (1842;  в  авиньонском
музее), "Воспоминание об оз. Неми" (1865), "Идиллия", "Восход  солнца  в
Виль-д'Авре" (1868; в руанском  музее),  "Нимфы  и  сатиры  приветствуют
пляскою восход солнца" (1851; в луврской галерее  в  Париже),  "Утро"  и
"Вид в окрестностях Альбано" (там же). В Кушелевской гал. Имп. акд. худ.
в СПб. - два образца живописи К. : "Утро" и "Вечер".
   A. С - в.
   Короленко   (Владимир   Галактионович)   -   выдающийся   современный
беллетрист. Род. 15  июня  1853  г.  в  Житомире.  По  отцу  он  старого
казацкого рода, мать - дочь польского  помещика  на  Волыни.  Отец  его,
занимавший разные должности в Житомире, Дубне, Ровне,  отличался  редкою
нравственной чистотою.  В  главных  чертах  сын  обрисовал  его  в  полу
автобиографической   повести:   "В   дурном    обществе",    в    образе
идеально-честного "пана-судьи". Детство  и  отрочество  К.  протекли  на
Волыни, в своеобразной обстановке маленьких городков,  где  сталкиваются
три народности: польская, украинско-русская и еврейская и где  бурная  и
долгая историческая жизнь оставила ряд  воспоминаний  и  следов,  полных
романтического обаяния. Все это, в связи с полупольским  происхождением,
наложило неизгладимую печать на творчество К. и  ярко  сказалось  в  его
художественной манере, роднящей его  с  новыми  польскими  писателями  -
Сенкевичем, Оржешко, Прусом. В ней  гармонично  слились  лучшие  стороны
обеих  национальностей:  польская   колоритность   и   романтичность   и
украинско-русская задушевность  и  поэтичность.  К  природным  качествам
пришли на помощь альтруистические  течения  русской  общественной  мысли
70-х годов.
   К. окончил курс в ровенском реальном училище, в 1870 г. Незадолго  до
этого умер  идеально-бескорыстный  отец,  оставив  многочисленную  семью
почти без всяких  средств,  и  когда  в  1871  г.  К.  поступил  в  спб.
технологически инст., ему пришлось вынести самую тяжелую нужду.  В  1872
г., благодаря стараниям энергичной матери,  ему  удалось  перебраться  в
Москву и поступить стипендиатом в  петровскоразумовскую  земледельческую
акд. В 1874 г., за подачу от имени товарищей коллективного прошения,  он
был исключен из акд. Поселившись в СПб., К. вместе  с  братьями  добывал
средства к существованию для себя и семьи корректурной работой. С  конца
70-х  годов  К.  подвергается  аресту  и  ряду   административных   кар,
закончившихся тем, что, после нескольких лет ссылки в Вятской губ., он в
начале 80-х годов поселен в восточной Сибири, в 300 верстах за Якутском.
Сибирь произвела на  невольного  туриста  огромное  впечатление  и  дала
материал для лучших его очерков.  Дико-романтическая  природа  сибирской
тайги, ужасающая обстановка жизни поселенцев в  якутских  юртах,  полная
приключений жизнь бродяг, типы правдоискателей,  рядом  с  типами  людей
почти озверевших -  все  это  художественно  отразилось  в  превосходных
очерках К.  из  сибирской  жизни:  "Сне  Макара",  "Записках  сибирского
туриста", "Соколинце", "В подследственном  отделении".  Автор  почти  не
останавливается на будничных сторонах сибирского быта, а  берет  его  по
преимуществу в его наиболее величавых или оригинальных проявлениях.
   В середине 80-х гг. К. разрешено было поселиться в Нижнем  Новгороде,
и с тех пор все чаще и чаще фигурирует в  его  рассказах  верхневолжская
жизнь. Романтического  в  ней  мало,  но  много  беспомощности,  горя  и
невежества - и это нашло свое отражение в рассказах  К.:  "На  солнечном
затмении",  "За  иконой",  "Река   играет",   в   полу   этнографических
"Павловских очерках" и особенно в очерках, составивших целую книгу,  под
загл.: "В голодный год" (СПб.,  1893).  Эта  книга  явилась  результатом
энергической деятельности  К.  по  устройству  бесплатных  столовых  для
голодающих в Нижегородской  губ.  Газетные  статьи  его  об  организации
помощи голодающим в свое  время  дали  ряд  весьма  важных  практических
указаний. В  1894  г.  К.  ездил  в  Англию  и  Америку  и  часть  своих
впечатлений выразил в очень оригинальной повести  "Без  языка"  ("Русск.
Богат.", 1895, ј 1 - 3), несколько сбивающейся на анекдота, но  в  общем
написанной блестяще и с чисто диккенсовским юмором. С 1895 г. К. состоит
издателем "Русского Богатства" - журнала, к которому он теперь  примкнул
окончательно. Прежде, его произведения чаще всего печатались в  "Русской
Мысли".
   К. начал свою литературную деятельность еще в конце  70-х  годов,  но
большою публикою не был замечен. Его первая повесть - "Эпизоды из  жизни
искателя" появилась в  "Слове".  Сам  автор,  очень  строгий  к  себе  и
вносящий в собрания своих произведений далеко не все им напечатанное, не

Страницы: «« « 1419   1420   1421   1422   1423   1424   1425   1426   1427  1428   1429   1430   1431   1432   1433   1434   1435   1436   1437  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь