|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1419 1420 1421 1422 1423 1424 1425 1426 1427 1428 1429 1430 1431 1432 1433 1434 1435 1436 1437 » »» экипаж их на укрепление самого города и с поразительной быстротой
устроил цепь редутов, бастионов и батарей. Вскоре К. должен был оставить
сев. сторону, так как отряжен был на помощь адмиралу Нахимову,
защищавшему южн. сторону; здесь К. проявил свою обычную энергию,
распорядительность, бесстрашие и спокойствие, которые внушали к нему
безграничное доверие подчиненных, воодушевлявшихся примером своего
вождя. В первый же день бомбардирования Севостополя, 5 окт. 1854 г., К.
был на Малаховом кургане смертельно ранен ядром.
Коро (Жан-Батист-Камиль Corot, 1796 - 1875) - один из значительнейших
французских пейзажистов новейшего времени. Занимался вначале этюдами с
натуры под руководством Мишалона, а потом, учась у Бертена, потерял
немало времени в следовании по академическому направлению этого
художника, пока не отправился, в 1826 г., в Италию и не принялся здесь
снова за непосредственное изучение природы. Делая этюды в окрестностях
Рима, он быстро усвоил себе понимание, главным образом, общего характера
пейзажа, хотя внимательно вникал и в его детали и усердно списывал
скалы, камни, деревья, кусты, мох и т. п. Впрочем, в его первых
итальянских произведениях еще заметно стремление к ритмичности
расположения частей и к стильности форм. Впоследствии работал в
Провансе, Нормандии, Лимузене, Дофине, окрестностях Парижа и в
Фонтенебло, при чем его взгляд на природу и исполнение становились все
свободные и независимее. В картинах, писанных по возвращения его из
Италии, он не гонится за точным воспроизведением данной местности, но
старается передать единственно впечатление от ее, пользуясь ее формами и
тонами лишь для того, чтобы выразить при их помощи свое поэтическое
настроение. Той же цели содействуют также фигуры, которые он помещает в
своих пейзажах составляя из них идиллические, библейские и
фантастические сцены. Хотя его упрекали за излишнюю сентиментальность,
однако от многих из его произведений веет также и неподдельно светлым,
жизнерадостным чувством. Это был, по преимуществу, живописец тихо спящих
вод, широких, бледных горизонтов, задернутых туманом небес, дремлющих
лесов и рощ, - настоящим Феокритом пейзажной живописи. Кроме ее, он
занимался гравированием иглою и крепкою водкою. Лучшие его картины: "Вид
Ривы" (1835; в марсел. музее), "Итальянское утро" (1842; в авиньонском
музее), "Воспоминание об оз. Неми" (1865), "Идиллия", "Восход солнца в
Виль-д'Авре" (1868; в руанском музее), "Нимфы и сатиры приветствуют
пляскою восход солнца" (1851; в луврской галерее в Париже), "Утро" и
"Вид в окрестностях Альбано" (там же). В Кушелевской гал. Имп. акд. худ.
в СПб. - два образца живописи К. : "Утро" и "Вечер".
A. С - в.
Короленко (Владимир Галактионович) - выдающийся современный
беллетрист. Род. 15 июня 1853 г. в Житомире. По отцу он старого
казацкого рода, мать - дочь польского помещика на Волыни. Отец его,
занимавший разные должности в Житомире, Дубне, Ровне, отличался редкою
нравственной чистотою. В главных чертах сын обрисовал его в полу
автобиографической повести: "В дурном обществе", в образе
идеально-честного "пана-судьи". Детство и отрочество К. протекли на
Волыни, в своеобразной обстановке маленьких городков, где сталкиваются
три народности: польская, украинско-русская и еврейская и где бурная и
долгая историческая жизнь оставила ряд воспоминаний и следов, полных
романтического обаяния. Все это, в связи с полупольским происхождением,
наложило неизгладимую печать на творчество К. и ярко сказалось в его
художественной манере, роднящей его с новыми польскими писателями -
Сенкевичем, Оржешко, Прусом. В ней гармонично слились лучшие стороны
обеих национальностей: польская колоритность и романтичность и
украинско-русская задушевность и поэтичность. К природным качествам
пришли на помощь альтруистические течения русской общественной мысли
70-х годов.
К. окончил курс в ровенском реальном училище, в 1870 г. Незадолго до
этого умер идеально-бескорыстный отец, оставив многочисленную семью
почти без всяких средств, и когда в 1871 г. К. поступил в спб.
технологически инст., ему пришлось вынести самую тяжелую нужду. В 1872
г., благодаря стараниям энергичной матери, ему удалось перебраться в
Москву и поступить стипендиатом в петровскоразумовскую земледельческую
акд. В 1874 г., за подачу от имени товарищей коллективного прошения, он
был исключен из акд. Поселившись в СПб., К. вместе с братьями добывал
средства к существованию для себя и семьи корректурной работой. С конца
70-х годов К. подвергается аресту и ряду административных кар,
закончившихся тем, что, после нескольких лет ссылки в Вятской губ., он в
начале 80-х годов поселен в восточной Сибири, в 300 верстах за Якутском.
Сибирь произвела на невольного туриста огромное впечатление и дала
материал для лучших его очерков. Дико-романтическая природа сибирской
тайги, ужасающая обстановка жизни поселенцев в якутских юртах, полная
приключений жизнь бродяг, типы правдоискателей, рядом с типами людей
почти озверевших - все это художественно отразилось в превосходных
очерках К. из сибирской жизни: "Сне Макара", "Записках сибирского
туриста", "Соколинце", "В подследственном отделении". Автор почти не
останавливается на будничных сторонах сибирского быта, а берет его по
преимуществу в его наиболее величавых или оригинальных проявлениях.
В середине 80-х гг. К. разрешено было поселиться в Нижнем Новгороде,
и с тех пор все чаще и чаще фигурирует в его рассказах верхневолжская
жизнь. Романтического в ней мало, но много беспомощности, горя и
невежества - и это нашло свое отражение в рассказах К.: "На солнечном
затмении", "За иконой", "Река играет", в полу этнографических
"Павловских очерках" и особенно в очерках, составивших целую книгу, под
загл.: "В голодный год" (СПб., 1893). Эта книга явилась результатом
энергической деятельности К. по устройству бесплатных столовых для
голодающих в Нижегородской губ. Газетные статьи его об организации
помощи голодающим в свое время дали ряд весьма важных практических
указаний. В 1894 г. К. ездил в Англию и Америку и часть своих
впечатлений выразил в очень оригинальной повести "Без языка" ("Русск.
Богат.", 1895, ј 1 - 3), несколько сбивающейся на анекдота, но в общем
написанной блестяще и с чисто диккенсовским юмором. С 1895 г. К. состоит
издателем "Русского Богатства" - журнала, к которому он теперь примкнул
окончательно. Прежде, его произведения чаще всего печатались в "Русской
Мысли".
К. начал свою литературную деятельность еще в конце 70-х годов, но
большою публикою не был замечен. Его первая повесть - "Эпизоды из жизни
искателя" появилась в "Слове". Сам автор, очень строгий к себе и
вносящий в собрания своих произведений далеко не все им напечатанное, не
Страницы: «« « 1419 1420 1421 1422 1423 1424 1425 1426 1427 1428 1429 1430 1431 1432 1433 1434 1435 1436 1437 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |