Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 166   167   168   169   170   171   172   173   174  175   176   177   178   179   180   181   182   183   184  » »»

страстей и душевных волнений. На  этом  основана  его  теория  трагедии,
высоко ценившаяся таким знатоком искусства, как Лессинг.  Ср.  Зуземиль,
"Die Lehre des Aristoteles vom  Wesen  der  schonen  Kunste"  (Грейфсв.,
1862); Тейхмюллер, "Aristotelische Forschungen" (2 т., Галле, 1867 - 69)
   История  А.  философии.  В  отношении  научной  полноты  и  стройного
распределения материала ни одна система древней философии не может  идти
в сравнение с аристотелизмом. Тем не менее, в последовавшую за тем эпоху
греко-римского культурного развитая, учение  А.,  державшееся  вдали  от
практической жизни и полагавшее свой центр тяжести в знании, значительно
отступало перед влиянием других учений - Платона, стоиков и эпикурейцев.
Только в самой школе перипатетиков,  не  покидавшей  места,  где  прежде
раздавался голос учителя, учение его сохранилось  в  довольно  чистом  и
неизмененном виде. Главы школы, между  которыми  громкое  имя  приобрели
Феофраст,  Эвдем   и   Аристоксен,   либо   занимались   преимущественно
специальными отраслями знания, либо  развивали  логические  исследования
А.,  как  напр.,  Феофраст.  Главным  образом,   разработал   учение   о
силлогизме.    При    Стратоне    аристотелевское    учение     получило
натуралистический характер, а в следующих поколениях,  у  представителей
школы Ликона (около 250 до Р. Х.), Аристона (200), Критолая  (бывшего  в
155 в Риме), Стабея, Диодора и Кратиппа (около 50 до  Р.  Х.),  которого
особенно высоко ценит Цицерон, приняло,  в  согласии  с  духом  времени,
морализирующее направление.  Ср.  Мейрер,  "Peripateticorum  philosophia
moralis secundum Stabaeum" (Вейм., 1859). В Риме сочинения А.  сделались
известными, благодаря, в  особенности,  трудам  Андроника  из  Родоса  и
Боэция, но и тут  влияние  аристотелизма  решительно  оставалось  позади
других систем, хотя следы этого влияния чувствуются в этических взглядах
Цицерона, Варрона, Сенеки, Плиния Младшего и др. Ср. Штара, "Aristoteles
bei  den  Romern"  (Лейпц.,  1834).  Лишь  после  того,  как  на   смену
морализирующего направления явилась  ученая  эллинистическая  философия,
синкретизм новоплатоников снова привлек  внимание  к  Аристотелю,  и  он
нашел себе целый ряд комментаторов в ученых александрийской школы. Между
ними особенного внимания заслуживают Александр Афродизийский (около  200
п. Р. Х.) и в VI веке Симплиций (около 520). Наконец, сам  неоплатонизм,
основателю  которого,  Аммонию  Саккасу,  приписывается  принятое  потом
афинской школой мнение о тожестве учений Платона и А., в  момент  своего
наибольшего развития, у Плотина, поставил аристотелизм на втором  месте,
рядом с  платонизмом,  и  выводил  из  платоновской  высшей  идеи  добра
аристотелевский  мировой   разум   (nouV)   -   отношение,   которое   у
систематического завершителя этого направления,  Прокла,  сложилось  еще
больше в пользу А.
   Что касается тогдашних учений  отцов  церкви,  во  многих  отношениях
проникнутых этим синкретизмом, то их религиозному чувству гораздо  ближе
были Платоновская метафизика и нравственное учение стоиков, хотя уже и в
то время они начали знакомиться с  логическими  сочинениями  А.,  как  с
формальным  органом  научного   познавания   и   изложения.   Зато   тем
могущественнее влияние А. сказалось, начиная с  VIII  века;  в  арабской
философии. С одной стороны строгий  монотеизм  магометанской  религии  с
живостью ухватился за аристотелевскую метафизику и  учение  о  божестве,
как за научное подтверждение своих учений, а с другой  стороны  -  араб.
медицина находила себе обильную пищу в богатом, тщательно распределенном
материале естественнонаучных трудов А.  И  действительно,  мы  уже  рано
находим  у  них  переводы  сочинений  А.  и   некоторых   перипатетиков,
выполненные  преимущественно  при  посредстве  сирийских  ученых,  между
которыми  в  XIII  ст.  особенно  выдавался  Григорий  Баргебреус   (или
Абульфарадж).  Ср.  Фенрих.  "De  auctorum  graecorum   versionibus   et
commentariis syriacis, arabicis, armeniacis, persicis". (Лейпц.,  1842);
Ренан, "De philosophia peripatetica apud Syros" (Пар., 1852). Однако, на
первых порах, с  влиянием  А.  соперничал,  появившийся  одновременно  в
арабских  извлечениях,  неоплатонизм.  Так,  скоро  после   комментатора
логических  сочинений  А.,  Алкенди,  мы  встречаем  философа  Альфараби
(первая  половина   X   ст.),   который   в   своей   метафизике   стоит
преимущественно на почве неоплатонической  эманационной  теории  (теории
истечения),  хотя  его  логические  исследования   насквозь   проникнуты
влиянием А. Только у Авиценны (род. 980 п. Р. Х.) аристотелизм  проложил
себе  путь  и  в  метафизику,  хотя  все  еще  не  совсем  свободный  от
неоплатонических элементов. Логико-метафизическая форма, которую  придал
этот философ  аристотелевскому  учению  об  отношении  общих  понятий  к
частному, имеет для нас тем  большее  значение,  что  уже  в  конце  XII
столетия,  благодаря  латинским  переводам  комментариев  Авиценны,  она
получила доступ на Западе и там существенным  образом  определила  собою
учете схоластиков, в особенности Альберта Великого. Большим авторитетом,
как на Востоке, так и на Западе, пользовались в течение многих  столетий
медицинские и естественнонаучные сочинения Авиценны, тоже опиравшиеся на
труды А. - Если на Востоке арабская  философия  стремилась,  при  помощи
учении А., теснее укрепить свою  связь  с  магометанским  правоверием  -
стремление, завершившееся в XI ст. у Алгацали полным  отрицанием  всяких
философских попыток и проповедью строгой ортодоксии - то в Испании,  под
влиянием А., арабская наука приняла более  свободное  и  самостоятельное
развитие. Уже в начале XII ст. Авемпаце, известный, кроме  своих  трудов
по  логике,  комментариями  к  естественнофилософским   сочинениям   А.,
развивал, главным образом, мысль о постепенном,  преемственном  развитии
человеческого духа из инстинктивного, животного состояния, до участия  в
божественном разуме. Ту же мысль проводил потом Абубаср, в  виде  явного
протеста против положительной  религии.  Наконец,  самый  знаменитый  из
арабских философов, Аверроес (1126 -  98),  создал  систему,  близкую  к
пантеизму. Почти ко всем сочинениям А. он написал краткие или  подробные
парафразы и комментарии, излагая в то же время свое собственное учение в
целом ряде важных трудов, направленных преимущественно против правоверия
Алгацали В логике он был последователем  А.  в  толковании  Авиценны,  и
главный вклад его в учение чистого аристотелизма сводится к  мысли,  что
только в самом драгоценном достоянии человека, в  знании,  личность  его
является участницей в едином, вечном, истекающем из сущности божества  и
общем всему человечеству  разуме,  и  что  это  участие  прекращается  с
угасанием органической жизни. Ср. Э. Ренан, "Averroes  et  l'Averroisme"
(Пар., 1852). Если уже Аверроесу и его сочинениям пришлось много терпеть
от  преследований  самих  магометан,  то  с  сокрушением   мавританского
господства в Испании окончательно увяла и эта последняя отрасль арабской
философии,  имевшая  свои  корни  в  А.  -  Cp.  Moxaммeд-aль-Шepecтaни,
"Geschichte der religiosen und philos. Sekten bei den Arabern  (на  нем.
яз. Гаарбрюккером, 2 т., Галле, 1850-51);  Вюстенфельд,  "Die  Akademien

Страницы: «« « 166   167   168   169   170   171   172   173   174  175   176   177   178   179   180   181   182   183   184  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь