Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1864   1865   1866   1867   1868   1869   1870   1871   1872  1873   1874   1875   1876   1877   1878   1879   1880   1881   1882  » »»

правительством, в исключительных случаях, целым  сословиям.  24  декабря
1771 г., по Высочайше утвержденному докладу, последовал  сенатский  указ
"о несчитании в  просрочку  векселей  и  закладных,  непротестованных  и
неявленных, по случаю заразительной болезни в Москве"  в  течение  всего
того времени, как будет свирепствовать моровая болезнь.  По  прекращении
"поветрия" и с открытием присутственных мест,  полагался  для  погашения
долгов еще трехмесячный срок.  Подобный  постановления  были  изданы  во
время  холерной  эпидемии  1830  -   31   гг.   относительно   должников
коммерческого банка. Указом от 15  января  1832  г.  жителям  северо-  и
юго-западных губерний, наиболее  пострадавших  от  польского  восстания,
были Высочайше дарованы "некоторые льготы в отношении к судебным  срокам
и долговым платежам".
   Морг (la Morgue) - место, где выставляются мертвые тела, для  осмотра
и для удостоверения личности.  Название  производится  от  лангедокского
morga или старофранцузского morgue  -  "лицо";  отсюда  "место  выставки
лиц". Первоначально М. называлось  отделение  в  тюрьме,  где  тюремщики
пристально  всматривались  во  вновь   поступавших   арестантов,   чтобы
запечатлеть в памяти их лица; позже в эти отделения стали  класть  трупы
неизвестных лиц, чтобы прохожие могли  осматривать  и  распознавать  их.
Родоначальником нынешнего  парижского  М.  является  выставка  трупов  в
Гран-Шателе, называвшаяся Basse-Geole и упоминаемая  с  1604  г.;  трупы
здесь обмывались из особого колодца и затем клались в  погреб:  смотрели
на них через  окно  сверху.  До  устройства  этого  помещения  забота  о
находимых на улицах трупах лежала на госпитальных сестрах св.  Екатерины
(так наз. catherinettes), по уставу их ордена; они  и  позже  продолжали
этот труд. До 1804 г.  Basse-Geole  продолжал  служить  М.;  неизвестные
трупы  лежали  здесь  по  целым  дням,   наваленные   друг   на   друга;
разыскивавшие пропавших родственников спускались сюда с  фонарем,  чтобы
рассматривать трупы. Ордонанс 29 терм. XII г. упорядочил устройство М. и
дал ему новое помещение. В новом  своем  виде  М.  представляет  здание,
приспособленное для удобнейшего обозревания выставленных трупов. Вымытые
в особых бассейнах и раздетые трупы расставляются на мраморных столах, с
медными возвышениями под головами трупов, чтобы обозреватель  легко  мог
видеть лицо;  средняя  часть  тела  покрыта  кожаным  передником;  столы
постоянно орошаются свежей водой, чтобы помешать  гниению.  Близ  трупов
или вдоль стен  развешаны  вещи,  принадлежавшие  покойникам;  эта  мера
введена была после июльской революции 1830  г.  Освещается  зал  светом,
падающим сверху; он в течение всего дня открыт для обозревателей.  Через
3 дня трупы убираются со столов и,  если  они  не  узнаны,  погребаются;
обыкновенно,  однако,  их  узнают  в  течение  первых  24  часов.  Число
выставляемых  в  М.  мужчин  около  41/2  раз   больше   числа   женщин;
новорожденные и зародыши (около 1/8 всего числа трупов) также  поступают
в М. С 1884 г. при М. читаются  медицинские  лекции,  Ср.  F.  Maillart,
"Recherches historiques et critiques sur la Morgue" (1860).
   Морган (Lewis Henri Morgan) -  известный  амер.  этнолог  и  социолог
(1818 - 81).  Будучи  молодым  человеком,  вступил  в  тайное  общество,
носившее название "Великого ордена ирокезов" и  состоявшее  из  белых  и
образованных краснокожих. Члены его задавались ближайшей целью сохранить
обычаи и нравы индейцев, а дальнейшей  -  отстоять  за  туземцами  право
самостоятельного  развития  в  рамках  американской  цивилизации  и  под
охраной федеральной конституции. М. был настолько увлечен  деятельностью
этого  общества,  что  поселился  на  некоторое  время  среди   ирокезов
Нью-Йоркского штата и даже был "усыновлен" одним из их племен, сенеками.
Необходимость избрать себе какое-нибудь занятие заставила  М.  выйти  из
общества, которое вскоре после того распалось, а М. получил  известность
как адвокат. Уже с  1846  г.  начали  появляться  в  различных  изданиях
интересные статьи о краснокожих, подписанные именем Шенандоаха:  то  был
псевдоним М. В 1851 г. вышел его первый большой труд о конфедерации пяти
ирокезских племен, под заглавием: "League of  the  Ho-de-no  sau-nee  or
Iroquois" (Ротчестер).  Это  было  первое  строго  научное  сочинение  о
военной  организации  и  социальном  быте,   формах   брака,   семьи   и
наследования у краснокожих;  особенное  внимание  М.  обратила  на  себя
своеобразная  система  обозначения  родства  у  ирокезов.   Когда   была
предпринята постройка железной дороги на южном берегу Верхнего озера, М.
сделался одним из директоров образованной для этого  компании  и  каждое
лето, начиная с 1855 г. и до конца 60-х  гг.,  жил  на  берегу  Верхнего
озера, проводя свободное  от  занятий  время  в  наблюдении  и  изучении
бобров. Основанный на этом  изучении  опыт  "психологии  животных"  (как
выражается сам М.) появился в 1868  г.,  под  заглавием:  "The  american
Beaver and his Works" (Филадельфия). В 1858  г.,  живя  в  Мичигане,  М.
часто  имел  дело  с  племенем  оджибвеев  (Ojibways)  и,  наблюдая  его
внутренний строй, пришел к заключению, что эти краснокожие, несмотря  на
разницу языка, выработали те же самые формы родовой организации и ту  же
систему родства, какую Морган нашел уже у ирокезов. Пораженный этим,  он
составил программу вопросов, касающихся  названий  родства,  и  разослал
вопросные бланки к разным миссионерам и агентам  правительства,  живущим
среди индейцев, с просьбой сообщить термины, употребляемые  у  различных
племен. Сначала сведения стекались очень туго, и М. решил  сам  заняться
этим исследованием, посетив целую массу племен от Канзаса и Небраски  до
территории Гудзонова залива, озера Виннипег и форта Бентон  в  Скалистых
горах. Повсюду он встретился с одинаковыми приемами обозначения  степени
родства у краснокожих, несмотря на  крайнюю  разницу  в  диалектах.  Это
навело его на мысль расширить объем исследуемого  явления  и  проследить
систему  родства  по  возможности  на  всем  земном   шаре.   Он   успел
заинтересовать в  своих  исследованиях  вашингтонское  ученое  общество,
известное под названием "Смитсоновского  института",  и  некоторых  лиц,
занимавших  важное  официальное  положение.  С   1860   г.   почти   вся
корреспонденция,  вызванная  опросными  бланками   М.,   ведется   через
Смитсоновский  институт  и  при  посредстве  послов,  консулов,  агентов
правительства. К середине  60-х  годов  в  руках  М.  скопился  огромный
материал по интересовавшему его вопросу. В 1868 г. он представил  ученой
комиссии  Института  обширный  мемуар,  в  котором  были  систематически
обработаны полученные данные и который появился в свет в  1871  г.,  как
17-й  том  "Smithsonian  Contributions  to  Knowledge",  под  заглавием:
"Systems of Consanguinity and Affinity of the Human Family".  Помещенные
здесь таблицы названий  родства  и  свойства  охватывают  139  различных
племен  и  народностей,  принадлежащих  к  трем  крупным  подразделениям
человечества. Обобщающие взгляды автора изложены в заключительной главе.
Рядом с изданием этого большого  труда  М.  напечатал  много  журнальных
статей  о  различных  сторонах  жизни  индейцев.  Главное  сочинение  М.

Страницы: «« « 1864   1865   1866   1867   1868   1869   1870   1871   1872  1873   1874   1875   1876   1877   1878   1879   1880   1881   1882  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь