Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1862   1863   1864   1865   1866   1867   1868   1869   1870  1871   1872   1873   1874   1875   1876   1877   1878   1879   1880  » »»

повествователя, непосредственно вслед за гр. Л.  Н.  Толстым.  Не  менее
сочувствует М. и  сам  Толстой,  посвятивший  характеристике  его  целую
статью в XIII томе собраний своих сочинений. Ни  мнению  Льва  Толстого,
"едва ли был другой такой писатель, столь искренно  считавший,  что  все
благо, весь смысл жизни
   - в женщине, в любви... и едва ли был когда-нибудь писатель,  который
до такой ясности и точности показал  все  ужасные  стороны  того  самого
явления, которое казалось ему самым высоким и  дающим  наибольшее  благо
жизни". Произведения М. имели огромный успех; он довел свой заработок до
60 тыс. фр. в год и, широко поддерживая мать и семью брата, ни в чем  не
стеснял и себя относительно житейского комфорта.  Чрезмерное  умственное
напряжение быстро  подорвало  здоровье  М.  Насмотревшись  на  слабости,
бедствия и глупость людей, иронизируя над вечной и  тщетной  погоней  за
счастьем, он глубоко проникается сознанием человеческого  ничтожества  и
посредственности,  сторонится  от  людей,  окружает  собственную   жизнь
таинственностью.  С  1884  г.  он   подвергается   причудливым   нервным
припадкам; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии; он впадает
в беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ  на  то,  что
ускользает от чувств. Это  настроение  находит  себе  выражение  в  ряде
повестей, между прочим в "Horla". При этом М. начинает провидеть и лично
для себя трагическую развязку, так как в область неизведанного художники
проникают, насилуя свою природу и  истощая  свой  мыслительный  аппарат.
"Все, кто погиб от размягчения мозга (Гейне, Боделэр, Бальзак, Мюссэ, Ж.
де Гонкур) -  разве  не  оттого  они  погибли,  что  усиленно  старались
повалить материальные стенки, в который стиснут человеческий разум?"  Ни
светские успехи, ни сотрудничество в разборчивой и исключительной "Kevue
des denx Mondes", открывающей  двери  в  академию,  ни  успех  на  сцене
Gymnase комедии "Musotte", ни получение академической премии за  комедию
"La Paix du menage" - ничто не могло  восстановить  нарушенное  душевное
спокойствие М.  В  декабре  1891  г.  нервные  припадки  довели  его  до
покушения на самоубийство; водворенный в лечебницу  душевнобольных  близ
Пасси, М. сначала возвращался к  сознанию,  но  затем  припадки  буйства
стали посещать больного все чаще, и прогрессивный паралич мозга свел его
в могилу.  В  рус.  переводе  сочинения  М.  появлялись  неоднократно  в
журналах, а в 1894 г. изданы и особым собранием (2-ое изд. 1896). К  XII
т.  приложена   изящная   характеристика   М.,   принадлежащая   С.   А.
Андреевскому, и статей о М. Леметра, Думика и Зола. М. всегда с  большой
брезгливостью оберегал  свою  интимную  жизнь  от  досужих  вестовщиков;
подробности  его  жизни  мало  известны  и   не   дают   материала   для
сколько-нибудь точной в подробной биографии. В. Ш.
   Мопс - весьма распространенная порода комнатных собак,  напоминающая,
наружным видом, мастифа в миниатюре.  Отличительные  признаки:  большая,
круглая голова,  покрытая  на  лбу  морщинами;  глаза  темные,  большие,
выпуклые, круглые; уши "на застежь", т. е. падающие вперед и заслоняющие
всю ушную раковину;  морда  короткая,  тупая,  угловатая;  шея  толстая;
туловище  коротковатое;  хвост  свернут  одним  или  двумя  кольцами   и
приподнять косо над спиной; шерсть короткая,  гладкая,  блестящая;  цвет
серебристо-серый, светло-рыжий и черный; маска  на  морде,  когти,  нос,
уши, морщины, два прыща по обеим сторонам скул и полоса  вдоль  спины  -
всегда  черные.  Главная  черта  характера  -  горячая  привязанность  к
хозяину.
   С. Б.
   Моралите (фр. Moralite) - особый вид драматического  представления  в
Средние века и  в  эпоху  Возрождения,  в  котором  действующими  лицами
являются  не  люди,  а  отвлеченные  понятия.  Уже   между   древнейшими
мистериями почти всех стран Европы встречается  представление  притчи  о
женихе и 10 девах - М. в зародыше. В латинской мистерии об антихристе  и
римской империи ("Ludus paschalis de adventu et interilu  Antichristi"),
появление которой относится к царствованию  Фридриха  Барбароссы,  между
действующими лицами встречаются Церковь, Синагога,  Лицемерие.  Ересь  и
пр. Наклонность выводить на сцену  такие  лица  особенно  усиливается  к
концу  XIII  в.,  когда  все  выдающиеся  произведения  светской  поэзии
принимают дидактико-аллегорический характер (см. Роман  Розы).  Тогда  в
сводные мистерии, в особенности ветхозаветные, входят целые ряды сцен  в
роде "Proces de Paradis", т. e. судбища  между  Милосердием  и  Миром  с
одной  стороны,  Справедливостью  и  Правосудием  с  другой  -  за   род
человеческий. Тогда же (в XIV - XV  вв.)  М.  выделяются  в  особый  вид
драматич. представлений, цель которых -  первоначально  нравоучительная:
отвлекать человечество от  пороков  к  добродетели;  а  так  как  лучшее
средство сделать порок ненавистным есть его осмеяние, то нравоучение  М.
легко переходит в сатиру. Во Франции  (специально  в  Париже)  этот  вид
представлений, по-видимому, пропагандировало братство базошей. Одним  из
старейших (около 1440 г.) М. считается la Farce de la Pippee  (pippee  -
ловля птиц на приманку), осмеивающее модников. Из наиболее серьезных  М.
известно явившееся около 1475 г. "Moralite du  bien  advise  et  du  mal
advise"  (около  8000  стихов),  развивающее  мысль  о  двух   путях   -
добродетели и порока;  в  заключение  bien  advise  попадает  в  царство
небесное, а его соперник - в ад. К концу XV в. относится М. "Les enfants
de Mainienanlou l'eduraiion" (ок. 2000 стих.), бичующее страсть  горожан
воспитывать сыновей  выше  уровня  своего  сословия.  В  начале  XVI  в.
подновляется старое М. с латинским заглавием: Miindus,  Сого,  Daenionia
(Мир, Плоть, Демоны),  изображающее  победоносную  борьбу  христианского
рыцаря с  приманками  мира.  В  1507  г.  врач  Nicolas  de  la  Chesnay
опубликовал  "Диэтетику",  в  которую  вставлено   "Осуждение   пирушки"
(Coudamnation  du  Banquet)  -  живо  написанное  М.  на  тему  о  вреде
неумеренности  в  пище  и  питье  ("злодеями"  пьесы  являются   Колики,
Апоплексия и пр.). Еще популярней и влиятельней этот  род  представлений
был в Англии, где М. вскоре перерождаются в комедию нравов. От начала XV
в. мы имеем: "The Castle of Perseverance" ("Замок Постоянства" -  в  нем
заключился род  человеческий,  осаждаемый  7-ю  смертными  грехами,  под
предводительством Мира, Плоти и Дьявола), Mind, Will  and  Unterstanding
(Характер, Вола и  Разум)  и  Mankind  (Человеческий  род).  От  времени
Генриха VII дошел целый ряд М., таких же серьезных  и  назидательных;  к
той же эпохе относится и "Чapoдей" ("Nigromansir") Скельтона, где, кроме
аллегорических фигур, действуют и "типы" - Вызыватель духов и  Нотариус.
От первых лет Генриха VIII мы имеем весьма популярное М. "Гик  Скорнер",
неизвестного автора, где нравоописательный и сатирический  элементы  еще
сильнее. Так как М., по природе своей - вид поэзии  весьма  подвижной  и
свободной, то именно через  их  посредство  театр  принимает  участие  в
религиозной борьбе того времени: мы имеем рядом М. "Every Man"  ("Всякий

Страницы: «« « 1862   1863   1864   1865   1866   1867   1868   1869   1870  1871   1872   1873   1874   1875   1876   1877   1878   1879   1880  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь