|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 » »» повествователя, непосредственно вслед за гр. Л. Н. Толстым. Не менее
сочувствует М. и сам Толстой, посвятивший характеристике его целую
статью в XIII томе собраний своих сочинений. Ни мнению Льва Толстого,
"едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все
благо, весь смысл жизни
- в женщине, в любви... и едва ли был когда-нибудь писатель, который
до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого
явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо
жизни". Произведения М. имели огромный успех; он довел свой заработок до
60 тыс. фр. в год и, широко поддерживая мать и семью брата, ни в чем не
стеснял и себя относительно житейского комфорта. Чрезмерное умственное
напряжение быстро подорвало здоровье М. Насмотревшись на слабости,
бедствия и глупость людей, иронизируя над вечной и тщетной погоней за
счастьем, он глубоко проникается сознанием человеческого ничтожества и
посредственности, сторонится от людей, окружает собственную жизнь
таинственностью. С 1884 г. он подвергается причудливым нервным
припадкам; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии; он впадает
в беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, что
ускользает от чувств. Это настроение находит себе выражение в ряде
повестей, между прочим в "Horla". При этом М. начинает провидеть и лично
для себя трагическую развязку, так как в область неизведанного художники
проникают, насилуя свою природу и истощая свой мыслительный аппарат.
"Все, кто погиб от размягчения мозга (Гейне, Боделэр, Бальзак, Мюссэ, Ж.
де Гонкур) - разве не оттого они погибли, что усиленно старались
повалить материальные стенки, в который стиснут человеческий разум?" Ни
светские успехи, ни сотрудничество в разборчивой и исключительной "Kevue
des denx Mondes", открывающей двери в академию, ни успех на сцене
Gymnase комедии "Musotte", ни получение академической премии за комедию
"La Paix du menage" - ничто не могло восстановить нарушенное душевное
спокойствие М. В декабре 1891 г. нервные припадки довели его до
покушения на самоубийство; водворенный в лечебницу душевнобольных близ
Пасси, М. сначала возвращался к сознанию, но затем припадки буйства
стали посещать больного все чаще, и прогрессивный паралич мозга свел его
в могилу. В рус. переводе сочинения М. появлялись неоднократно в
журналах, а в 1894 г. изданы и особым собранием (2-ое изд. 1896). К XII
т. приложена изящная характеристика М., принадлежащая С. А.
Андреевскому, и статей о М. Леметра, Думика и Зола. М. всегда с большой
брезгливостью оберегал свою интимную жизнь от досужих вестовщиков;
подробности его жизни мало известны и не дают материала для
сколько-нибудь точной в подробной биографии. В. Ш.
Мопс - весьма распространенная порода комнатных собак, напоминающая,
наружным видом, мастифа в миниатюре. Отличительные признаки: большая,
круглая голова, покрытая на лбу морщинами; глаза темные, большие,
выпуклые, круглые; уши "на застежь", т. е. падающие вперед и заслоняющие
всю ушную раковину; морда короткая, тупая, угловатая; шея толстая;
туловище коротковатое; хвост свернут одним или двумя кольцами и
приподнять косо над спиной; шерсть короткая, гладкая, блестящая; цвет
серебристо-серый, светло-рыжий и черный; маска на морде, когти, нос,
уши, морщины, два прыща по обеим сторонам скул и полоса вдоль спины -
всегда черные. Главная черта характера - горячая привязанность к
хозяину.
С. Б.
Моралите (фр. Moralite) - особый вид драматического представления в
Средние века и в эпоху Возрождения, в котором действующими лицами
являются не люди, а отвлеченные понятия. Уже между древнейшими
мистериями почти всех стран Европы встречается представление притчи о
женихе и 10 девах - М. в зародыше. В латинской мистерии об антихристе и
римской империи ("Ludus paschalis de adventu et interilu Antichristi"),
появление которой относится к царствованию Фридриха Барбароссы, между
действующими лицами встречаются Церковь, Синагога, Лицемерие. Ересь и
пр. Наклонность выводить на сцену такие лица особенно усиливается к
концу XIII в., когда все выдающиеся произведения светской поэзии
принимают дидактико-аллегорический характер (см. Роман Розы). Тогда в
сводные мистерии, в особенности ветхозаветные, входят целые ряды сцен в
роде "Proces de Paradis", т. e. судбища между Милосердием и Миром с
одной стороны, Справедливостью и Правосудием с другой - за род
человеческий. Тогда же (в XIV - XV вв.) М. выделяются в особый вид
драматич. представлений, цель которых - первоначально нравоучительная:
отвлекать человечество от пороков к добродетели; а так как лучшее
средство сделать порок ненавистным есть его осмеяние, то нравоучение М.
легко переходит в сатиру. Во Франции (специально в Париже) этот вид
представлений, по-видимому, пропагандировало братство базошей. Одним из
старейших (около 1440 г.) М. считается la Farce de la Pippee (pippee -
ловля птиц на приманку), осмеивающее модников. Из наиболее серьезных М.
известно явившееся около 1475 г. "Moralite du bien advise et du mal
advise" (около 8000 стихов), развивающее мысль о двух путях -
добродетели и порока; в заключение bien advise попадает в царство
небесное, а его соперник - в ад. К концу XV в. относится М. "Les enfants
de Mainienanlou l'eduraiion" (ок. 2000 стих.), бичующее страсть горожан
воспитывать сыновей выше уровня своего сословия. В начале XVI в.
подновляется старое М. с латинским заглавием: Miindus, Сого, Daenionia
(Мир, Плоть, Демоны), изображающее победоносную борьбу христианского
рыцаря с приманками мира. В 1507 г. врач Nicolas de la Chesnay
опубликовал "Диэтетику", в которую вставлено "Осуждение пирушки"
(Coudamnation du Banquet) - живо написанное М. на тему о вреде
неумеренности в пище и питье ("злодеями" пьесы являются Колики,
Апоплексия и пр.). Еще популярней и влиятельней этот род представлений
был в Англии, где М. вскоре перерождаются в комедию нравов. От начала XV
в. мы имеем: "The Castle of Perseverance" ("Замок Постоянства" - в нем
заключился род человеческий, осаждаемый 7-ю смертными грехами, под
предводительством Мира, Плоти и Дьявола), Mind, Will and Unterstanding
(Характер, Вола и Разум) и Mankind (Человеческий род). От времени
Генриха VII дошел целый ряд М., таких же серьезных и назидательных; к
той же эпохе относится и "Чapoдей" ("Nigromansir") Скельтона, где, кроме
аллегорических фигур, действуют и "типы" - Вызыватель духов и Нотариус.
От первых лет Генриха VIII мы имеем весьма популярное М. "Гик Скорнер",
неизвестного автора, где нравоописательный и сатирический элементы еще
сильнее. Так как М., по природе своей - вид поэзии весьма подвижной и
свободной, то именно через их посредство театр принимает участие в
религиозной борьбе того времени: мы имеем рядом М. "Every Man" ("Всякий
Страницы: «« « 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |