|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 » »» справедливо - в пользу монополизации железных дорог государством. За
монополизацию железных дорог и т. п. предприятий государством и
общинами, т.е. за изъятие их из сферы частного хозяйства, всего больше
говорит то обстоятельство, что эти предприятия, по своей
технико-экономической природе, почти совсем не допускают свободной
конкуренции, фактически уступающей место М. частных лиц. При таких
условиях установление М. государства является вполне логичным
требованием и на почве современного хозяйственного строя. Современная
тенденция к концентрации предприятий, вследствие победы сильных
хозяйственных единиц над слабыми, создает, в известных пределах, как бы
монопольное положение для победителей. В этом смысле правильно давно уже
выставленное в экономической литературе и до сих пор часто повторяемое
положение, что свободная конкуренция сама неизбежно порождает М.; но
современным крупным предприятиям в отдельности и союзам таких
предприятий (картелям) очень редко и лишь на короткий срок удается
установление цен, более или менее приближающихся к монопольным. При
массе свободных, ищущих помещения капиталов, экстраординарные барыши
быстро привлекают конкурентов к данному производству. Вот почему многие
современные картели, занимая положение, по-видимому, близкое к
монопольному, отнюдь не пользуются М. в настоящем смысле слова, т. е. не
устанавливают монопольных цен (ср. Картели).
Явление М. и значение ее для государственного хозяйства известны уже
давно. Аристотель, в своей "Политике" (I, 4), рассказывает анекдот о
Фалесе Милетском, который, предвидя богатый урожай маслин, заранее нанял
всех рабочих и потом с большим барышем переуступил их нуждавшимся в
рабочих хозяевам. Аристотель прибавляет к этому рассказу, что к такому
же спекулятивному приему прибегают некоторые греческие государства,
когда нуждаются в деньгах (ср. Boekh, "Die Staatshaushaltung d.
Athener", 2 изд. 1851, I, 74 - 75). Страбон, в своей "Географии" (798),
уже в более общем смысле говорит о торговой М. Александрии. В Средние
века, не признававшие принципа свободной конкуренции, существовали
многочисленные М., в том числе и фискальные. Монопольный, в широком
смысле, характер носили и цеховые ограничения и привилегии Средних веков
и позднейшего времени. Исключительный сеньериальные права помола,
хлебопечения, пивоварения и т.п. также относятся к области М. Развивает
и поощряет М. абсолютизм нового времени, и политика эта стоит в тесной
связи с меркантилизмом. Почти каждое произведение становится предметом
М., на основании специальной привилегии. "Типический и ужасающий пример"
(по выражению Шеффле) этой монополистической политики представляет
промышленная политика Людовика XIV. Фискальные монополии выступали тогда
в особенно непривлекательной и часто прямо ненавистной для народа форме
откупа, которая в других странах (напр. в России) сохранилась и до более
позднего времени, а в государствах с хронически расстроенным финансовым
хозяйством существует и поныне. Несоответствие монополистической
политики с новыми условиями экономической жизни, ее давление на средние
и низшие классы населения (во Франции старого порядка - в особенности на
сельское население), множество злоупотреблений, связанных с М., сделали
М. и монополистов явлением ненавистным в XVIII в., и выразителями этого
отрицательного отношения к М. явились все передовые писатели того
времени. Полемике против М. в самом широком смысле посвящены многие
страницы в "Богатстве народов" Адама Смита. Особенно много приходилось
ему нападать на тесно связанную с меркантилизмом форму М. - на
привилегированные торговые компании. Ко времени Смита эти монополии уже
сыграли свою роль и представляли тормоз для экономического прогресса, но
бесспорно, что им, как и вообще меркантилизму и его средствам,
принадлежит крупная роль в хозяйственном развитии Европы в том
направлении, которое в конце концов привело к торжеству начала
экономической свободы. Ср. Lexis, ст. "Monopol" в "Handworterbuch der
Staatswissenschaften"; Schaffle, "Nationalokonomische Theorie d. aus
schliessenden AbsatzverhaItnisse" (Тюбинген 1867); Condorcet, "Monopole
et monopoleurs", в добавлении к '"Энциклопедии"; эта ст. перепечатана в.
"Collection des principaux eсоnomistes", т. XIV ("Melanges d'econ.
polit."; т. 1, Париж 1847).
П. С.
Монотеизм (от monos единый и deos Бог) - вера и поклонение единому
Богу. М., как религиозная форма, противоположен политеизму; как
философское учение, он отличается не только от политеизма, но и от
пантеизма, деизма и теизма. Религиозный М. в совершенной форме -
создание семитских народов. Вопрос о возникновении и смене религиозных
форм до сих пор разрешается различно. Для характеристики этой
противоположности могут служить воззрения Давида Юма и Шеллинга; каждый
из них имеет и ныне многих последователей. Юм в своем исследовании о
религии говорит: "неоспоримая истина, что восходя лет за 1700 до Р. Хр.
мы находим все народы идолопоклонниками и чем более углубляемся в
древность, тем более видим людей погруженными в идолопоклонство. Мы не
замечаем там ни малейшего следа более совершенной религии; все древние
памятники представляют нам политеизм как учение утвердившееся и всеми
признаваемое... Если же, насколько мы можем следовать за нитью истории,
мы находим человечество преданным многобожию, то можем ли мы думать, что
во времена более отдаленные, прежде открытия наук и искусств, могла
существовать более совершенная религия, могли преобладать начала чистого
единобожия? Думать так, значило бы утверждать, что люди открыли истину,
когда были невежественными и варварами, а как скоро начали
образовываться и научаться, впали в заблуждение!" Сторонники юмовского
воззрения на развитие религиозного сознания представляют себе его
следующим образом. Первоначальная форма религии есть фетишизм, т. е.
представление, что божественное начало распространено во всей природе и
что посему любая вещь может стать предметом поклонения, ибо имеет
влияние на жизнь человека. Фетишизм сменяется политеизмом, когда
сознание отличило некоторые явления природы, признало их однородными и
объяснило их функциями различных божеств. Наконец, логическая
несообразность многобожия ведет за собой признание единого Бога, как
результат вооруженного научной критикой сознания. - В противоположность
юмовскому воззрению, Шеллинг утверждает, что "эзотерическая религия - по
необходимости М., подобно тому как экзотерическая религия точно также по
необходимости впадает в политеизм, в какой бы то ни было форме"
("Philosophie und Religion", 1804). Врожденный бессознательный М. должен
распасться в сознании и стать политеизмом, чтобы, пройдя через эту
ступень, стать сознательным М. Эту точку зрения в наше время защищает
Макс Мюллер. Признание единого Бога Мюллер считает неотделимым от
Страницы: «« « 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |