|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 » »» сочинений, посвященных указанию на важнейшие М. художников; главные в их
числе - Ф. Брюильо: "Diclioiinare des Monogrammes" (1817 - 18, 2 т.),
его же: "Table generale des monogrammes" (1820) и Г. К. Наглера: "Die
Моnogrammisten" (1858 - 76, 5 т.). Должно, однако, заметить, что М.
называется, кроме того, начертание вообще всякого имени в сокращенном
виде. Сюда, между прочим, относятся вензеля и марки, которыми в Средние
века; начиная с VII ст., папы, короли и важные особы скрепляли свои
грамоты и которые приказывали вырезать на своих печатях, а также
сокращенный надписи, исстари помещаемые на иконах и некоторых предметах
церковной утвари. О важнейшей из М. этого последнего рода - М. имени
Христова - "М. Иисуса Христа".
А. С - во.
Монодия (от греч. monos - один, ode - пение) - одноголосное пение.
Мольеровского Альцеста или Грибоедовского Чацкого, или Гоголевского
городничего в "Ревизоре" ("Чего смеетесь?... над собою смеетесь!"). В
особенности процветает этого рода М. в новейшей парижской комедии на
"злобы дня" Дюма-сына, Сарду и т. п. Они влагаются в уста так наз.
"резонера" комедии, заменившего древний комический хор.
Вс. Ч.
Монолог - речь наедине, произносимая действующим лицом в драме, а
также рассказ или торжественное обращение к другим лицам. Вообще под М.
подразумевается эпизодическое появление в драме отрывков эпического или
лирического характера, побуждающих зрителя к некоторому размышлению, к
остановке на данном моменте действия. М. не есть неизбежная часть драмы;
развитие его представляется неравномерным, отчасти случайным.
Древне-классическая драма не способствовала развитию М. Аристотель в
своей "Поэтике", говоря о главных элементах драмы, отводит М. последнее
место. Он является у древних или в виде монодрамы, или в виде лирических
отступлений, вложенных в уста хора (пессимистические размышления о жизни
в "Эдипе в Колоне" Софокла), или в виде рассказов так наз. вестников
(как в "Антигоне" Софокла). Иногда, впрочем, М. в современном значении
слова встречается и в античных драмах. Аристотель жалуется на то, что
более ранние поэты зачастую влагали в уста своих лиц М. политического
характера, а современные философу драматурги - М. риторические,
адвокатского пошиба. Более правильное развитие М. мог получить лишь при
смене античной "драмы положения" новейшею "драмою характеров", когда
главным содержанием драмы стало действие, происходящее в душе человека.
Даже у Корнеля и Расина встречается лирический М., явно противоречащий
основам ложноклассической трагедии. Вполне свободно и сознательно
пользуется М. Шекспир; в особенности богат монологами "Гамлет". М. "Быть
иль не быть" до того часто выделяли из трагедии, что, по замечанию
Льюиса, даже актеры перестали обращать внимание на его значение в
действии и читают его так, как будто это просто прекрасное рассуждение о
жизни и смерти, излюбленное публикою. Верный взгляд на М. выказали в
своих драмах Шекспир и Г„те, старавшиеся примирить "драму положения" с
"драмой характеров"; М. в этих драмах, как и у Шекспира, никогда не
выходит из границ характеристики действующего лица. Напр., лирический
монолог Иоанны в "Орлеанской деве" Шиллера ("Молчит гроза военной
непогоды") есть одно из самых драматических мест трагедии, так как на
глазах зрителя из столкновения внутренних чувств долга и страсти
возникает как бы ропот против небесных сил, постепенно растущий и
достигающий все большого напряжения. При дальнейшем развили лирического
элемента в европейской драме М. получил еще более важное значение,
особенно в драмах романтиков начала и первой половины XIX в. Так,
байроновский "Манфред" состоит почти целиком из одних М.; в "Вильяме
Ратклифе" Гейне, трагедиях Грильпарцера, драмах Виктора Гюго М. играет
первенствующую роль. Из романтической трагедии М. перешел и в мелодраму.
Русская драматургия XVIII и XIX в. отчасти отражала в себе направления
европейской драмы и, сообразно этому, менялись взгляды авторов на роль
М. В общем, русская драма не злоупотребляет М.: так, в "Борисе Годунове"
Пушкина М. не выходит из пределов характеристики, а Островского (напр. в
комедии "Не было ни гроша, да вдруг алтын" М. скупца в последнем акте)
М. есть в то же время монодрама. В. новейшей европейской драме, под
влиянием натурализма уклоняющейся от психологии и незаметно
возвращающейся к типу античной драмы (на этот раз роль "рока" играют
бессознательные инстинкты, "природа"), М. перестает играть существенную
роль и даже совершенно упраздняется у Ибсена, Гауптмана, Стриндберга; то
же замечается и у нас ("Доктор Мошков" Боборыкина). Это явление
знаменует лишь реакцию против злоупотреблений лирическим элементом
драмы, а отнюдь не полное упразднение М., являющегося, как с точки
зрения сценического эффекта, так и с точки зрения поэтических
требований, одною из законных условностей драматического искусства.
Монологам тенденциозного характера, с намеками на современность,
особенно благоприятствует комедия. В греческой комедии (Аристофан) хор в
известном месте обращался к зрителям с так наз. "парабасой", т. е.
беседой, не имевшей прямого отношения к действию комедии: о текущих
делах республики, об общественных нравах и т. п. Роль таких "парабас" в
новой комедии играют М. личностей в роде Мольеровского Альцеста или
Грибоедовского Чацкого, или Гоголевского городничего в "Ревизоре" ("Чего
смеетесь?... над собою смеетесь!"). В особенности процветает этого рода
М. в новейшей парижской комедии на "злобы дня" Дюма-сына, Сарду и т. п.
Они влагаются в уста так наз. "резонера" комедии, заменившего древний
комический хор.
Вс. Ч.
Монополия (monos единый и pwlew продаю) - по буквальному смыслу
исключительное положение, в которое поставлен единственный продавец
какого-нибудь товара, раз на него существует более или менее сильный
спрос. Но в таком же положении может находиться и единственный
покупатель, почему и следует различать М. продавца или продажи и М.
покупщика или купли. Наконец, для М. вовсе не существенно. чтобы ее
субъектом было одно лицо: множество лиц могут тоже обладать М. Таким
образом М., по своему экономическому существу, есть такое соотношение
между спросом и предложением, при котором один из этих факторов, по
объективным причинам, находится в исключительно выгодных условиях.
Признак "объективные причины" важен потому, что он устраняет
распространение понятия М. на такие случаи, когда исключительно выгодные
условия предложения или спроса коренятся в самых этих факторах (напр.
повышение или падение цен вследствие изменений в моде или во вкусах
публики и т. п.). В экономической литературе уже давно установилось
понимание и употребление слова М. в противоположность экономической
Страницы: «« « 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |