Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1861   1862   1863   1864   1865   1866   1867   1868   1869  1870   1871   1872   1873   1874   1875   1876   1877   1878   1879  » »»

Bimberet, "Les Essais de M. dans  leurs  rapports  avec  la  legislation
moderne" (Орле ан, 1864); Malvesin, "Michel M., son origine, sa famille"
(Бордо, 1875): Combes, "Les idees politiques de M. et de la Boetie" (П.,
1882); Bonnefont, "Vie de M. "; Fagnet,  "Etudes  sur  le  XVI  siecle";
Gautier, "Etudes sur le XVI siecle". В недавно вышедшей  книге  Стапфера
(биография М, в коллекции "Les Grands Ecrivains Francais")  можно  найти
прекрасную оценку влияния М. на французскую  литературу.  Рус.  переводы
М.: "Опыты Михаилы Монташевы" (перев. Сергей Водчков, СПб.,  1762;  едва
1/4 подлинника) и "Опыты" в перев. В. П. Глебовой (с биографией  автора,
в "Пантеоне Литераторы", 1891, ј 3 и 6; 1892, ј 2 и 9 и след.); Рабле  и
М., "Мысли о воспитании и обучении" (М. 1896); О М. см. И.  Л(учиц)кого,
"Очерк развития скептической мысли во Франции" ("Знание", 1873,  ј  II);
Д. Мережиковского, "Монтань" ("Рус. Мысль",  1893,  кн.  II);  "Монтень"
("Иллюстр. Газета", 1865, XV, ј 5); О. Миллера, "Монтань и его взгляд на
народную словесность" ("Отеч. Записки", 1864, ј 7).
   В. Стороженко.
   Монюшко (Станислав) - выдающийся представитель национальной  польской
оперы (1819
   - 1872).  Жил  в  Вильне,  потом  был  капельмейстером  и  професором
консерватории в Варшаве. Своей популярностью М. обязан  опере  "Галька",
талантливому  и  полному  национального  духа  произведению,  с  большим
успехом   исполнявшемуся   в   Варшаве,   Кракове,   Львове,    Познани,
С.-Петербурге (1870), Москвы, Праге. М. написал еще 20 оперетт  и  опер,
три балета, шесть кантат, пять месс, два реквиема. Большой  известностью
пользуются его песни, большая часть которых вошла в  сборник  "Echos  de
Pologne", изданный в Париже. Мелодии М. до того  характерны  и  народны,
что Лео Делиб, в своем балете "Коппелия" воспользовался темой М., считая
ее  не  произведением  современного  композитора,  а  плодом   народного
творчества.
   Н. С.
   Мопассан (Анри Рене Альберт Гюи de  Maupassant)  -  известный  франц.
романист (1850
   - 1893). Принадлежа к аристократическому лотарингскому роду, осевшему
в Нормандии, М. с детства пользовался прекрасным  здоровьем,  хотя  мать
его, родственница Флобера, всю жизнь  мучалась  неврозами,  а  брат,  по
профессии врач, умер в лечебнице душевнобольных.  Поступив  в  коллегию,
содержимую духовенством,  бойкий  юноша  не  мог  ужиться  с  монашеской
дисциплиной заведения и перешел в руанский лицей, где  и  окончил  курс.
Проделав франко-прусскую кампанию  простым  рядовым,  М.  пополнил  свое
образование  чтением  и  особенно  пристрастился  к   естествознанию   и
астрономии. Чтобы устранить тяготевшую над ним опасность наследственного
недуга, он усиленно работал над физическим своим развитием и,  благодаря
разнообразному спорту, сделался совсем богатырем.  Разорение,  постигшее
его семью, заставило М. поступить чиновником в морское министерство, где
он пробыл около 10 лет. Плохой  служака,  М.  тяготел  к  литературе.  В
течение свыше шести лет М.,  тесно  сблизившийся  с  Флобером,  сочинял,
переписывал и рвал написанное; лишь после долгого искуса выступил  он  в
печати, когда  Флобер  признал  его  произведение  достаточно  зрелым  и
совершенным в стилистическом отношении. Первый рассказ М. вышел в свет в
1880 г., вместе с повестями Зола, Алексиса, Сеара, Энника и Гюисманса, в
сборнике "Les soirees  de  Меdan".  Начинающий  писатель  поразил  своей
"Bonie de suif" литературные кружки, проявив  тонкую  иронию  и  большое
искусство сжатой и вместе с тем выпуклой, яркой характеристики. В том же
году М. выпустил сборник стихотворений:  "Vers"  (1880),  среди  которых
особенно замечательны пьесы: "Le mur", "Au bord de  l'еаu",  "Desirs"  и
"Venus rustidne". Помещенный  там  же  драматургаческий  опыт  в  стихах
("Histoire du vieux temps") доставил М.  положение  хроникера  в  газете
"Gaulois" и дал ему возможность бросить службу. Хотя М. в  начале  своей
литературной деятельности и прослыл последователем Зола,  он  далеко  не
был  сторонником  "натуралистической"  школы,  признавая  ее   узкой   и
односторонней. В предисловие к  роману  "Pierre  et  Jean"  М.  осуждает
доктринерский  реализм  и  основным  положением  своей  эстетики  ставит
искусство  ясно  и  убедительно  воспроизводит  перед   читателем   свои
субъективные взгляды на явления действительности. Достоинство творчества
заключается, по мнению М., не столько в завлекательности фабулы, сколько
в  искусном  сопоставлении  явлений  обыденной   жизни,   иллюстрирующих
основную тенденцию произведения. Пускай писатель понимает,  наблюдает  и
воспринимает, руководствуясь вполне своим  темпераментом:  надо  только,
чтобы он был художником. В  сущности  любой  из  писателей,  хотя  бы  и
реалист, создает себе,  сообразно  со  своей  индивидуальностью,  особую
иллюзию  внешнего  мира  -  мрачную  или  жизнерадостную,   поэтическую,
циничную. Он даже и не имеет иного назначения, как точно  воспроизводить
именно свои иллюзии, с помощью доступных ему приемов творчества  и  если
он действительно велик, то  личная  его  иллюзия  воспринимается  и  его
читателями. Талант достигается  терпением:  нужно  долго  и  внимательно
рассматривать то, о чем собираешься писать - тогда только и  находишь  в
нем стороны, никем не замеченные раньше. Любому писателю, - разве  кроме
гениев,  находящихся  под  влиянием  непреодолимой  силы  творчества,  -
приходится считаться с материальными трудностями  закрепления  мыслей  и
понятий: каков бы ни был характер трактуемого предмета, есть одно только
настоящее  слово  для  его  обозначения,  одно  прилагательное  для  его
определения, один глагол для выражения ее действия - и их то именно надо
найти, не удовлетворяясь приблизительным  выражением.  Флобер,  поставив
себе приблизительно подобные же эстетические  идеалы,  наложил  путы  на
свое творчество и написал за всю жизнь лишь шесть небольших томиков. М.,
наоборот, проявил большую плодовитость: за  одиннадцать  лет  он  создал
целый ряд сборников мелких повестей, обозначенных в заголовке  по  имени
первого разсказа (до 16 томов);  в  то  же  время  им  написаны  крупные
романы: "Une vie" (1883), "Bel Ami" (1885), "Mont Oriol" (1887), "Pierre
et Jean" (1888), "Fort comme la mort" (1889) и "Notre coeur"  (1890),  а
равно и описания пережитого и  передуманного  за  время  экскурcий:  "Au
Soleil" (1884), "Sur l'eau" (1888)  и  "La  vie  en  ante"  (1890).  Эти
произведения доставили М. одно из первых  мест  в  новейшей  французской
новеллистики. Лучшие  французские  критики  единогласны  в  восторженных
приговорах о М. По словам Зола, он  удовлетворяет  все  умы,  затрагивая
всевозможные оттенки чувств, и сделался  любимцем  публики  потому,  что
обладал добродушием, глубокой, но  незлобивой  сатирой  и  беcхитростной
веселостью. Ж. Леметр называет М. писателем классическим. В России М.  в
литературной среде пользуется расположением  издавна,  благодаря  почину
Тургенева;  он  близко  узнал  М.  у   Флобера   и   ставил   его,   как

Страницы: «« « 1861   1862   1863   1864   1865   1866   1867   1868   1869  1870   1871   1872   1873   1874   1875   1876   1877   1878   1879  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь