Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1852   1853   1854   1855   1856   1857   1858   1859   1860  1861   1862   1863   1864   1865   1866   1867   1868   1869   1870  » »»

парламенты ограничивают даже  свободу  монархов  в  чисто  личных  делах
(браки, дворцовые служители). Между тем de  iure  за  монархом  остается
громадная власть: и окончательное утверждено законов, и их исполнение, и
назначение и смещение всех чиновников, и объявление войны, и  заключение
мира - все это лежит на нем, но  он  может  исполнять  все  это  лишь  в
согласии с волей народа, выражаемого парламентом. Монарх "царствует,  но
не управляет"; однако и он представляет свое государство,  является  его
символом. Было бы неправильно сказать, что в таких государствах активная
роль монарха сведена к нулю. Если  монарх  желает,  он  может  тормозить
правильный ход государственной  машины,  вызывая  министерские  кризисы,
отказывая  в  своей  санкции  парламентским  постановлениям,   распуская
парламент, производя давление на него или на избирателей и проч. (лучший
пример - Сербия). Еще значительнее его роль, если он  хочет  действовать
конституционно;   являясь   главным   представителем    государства    и
исполнителем  воли  народа,  он  несет  различные  функции,   важные   в
особенности в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и
конфликтов в области внутренней. Наиболее  яркими  образцами  государств
дуалистических  могут  служить  германские  государства,  в  особенности
Бавария и Прусcия, также Австрия; образцами государств парламентарных  -
Англия и Бельгия. Особенное место в ряду М.  занимают  М.  вассальные  и
союзные государства. В вассальных М. (Болгария) власть монарха  является
неполной, так  как  он  лишен  существенного  нрава,  представляет  свое
государство в международных отношениях.  Типом  монархического  союзного
государства является в настоящее время  Германия.  По  конституции,  она
есть вечный  союз  государств,  в  котором  прусск.  королю  принадлежит
президентство со званием императора; но фактически Германия есть  именно
союзное  государство,  в  котором   император   пользуется   властью   в
прерогативами монарха, властью хотя и неполной, но суверенной.  Ср.  все
общие сочинения по государственному праву и специально Масchiаvelli, "Il
principe"; Lor. Stein, "Das Konigthum, die Republik  und  die  Souverani
tat der franzosischen Gesellschaft seit der Febraarrevolution" (2  изд.,
1885); J. von Held, "Das Kaisertum als  Rechtsbegriff"  (Вюрцб.,  1879);
Hinrichs, "Die Konige" (Лиц., 1852); Fischer, "Das Becht  des  deutschen
Kaisers"  (Б.,  1894);  Ficker,  "Deutsches   Konigtum   u.   Kaisertum"
(Иннсбрук, 1862); Artom, "II re costituzionale"  (Турин,  1884);  Cimia,
"II capddio stato nel governo costituzionale" (Typ.,  1885);  Brunialti,
"La monai'cbia representativa" (Вeченца, 1879); Campanella, "Monarchia e
republica"  (Флоренция,  1881);  Брайса,  "Священная  Римская   Империя"
(Москва) 1891) и др., а также  сочинения,  указанные  при  слове  Король
(XVI, 317). Для истории М. важны сочинения Фюстель де Куданжа.
   В. В - в.
   Монгольфьер, Монгольфьер (Mongolfier): 1) Иoсиф Мишель (1740 -  1810)
- изобретатель воздушного шара. Вместе  с  братом  своим  Жаком  Этьенем
посвятил себя изучению математики и физики, вместе с ним потом принял  в
управление бумажную фабрику отца в Аннонэ и в 1783  г.  построил  первый
шар, поднимавшийся нагретым воздухом, так назыв. мотольфьер. В  1784  г.
он изобрел парашют, в 1794 г. особый аппарат для выпаривания, а  в  1796
г. с Аrgand'ом гидравлический таран. Во время  революции  он  перешел  в
Париж и сделался здесь администратором консерватории искусств и  ремесел
и членом совещательного бюро по искусствам и мануфактурам. 2) Жак  Этьен
или Стефан  М.  (1745  -  1799),  брат  предыдущего,  был  архитектором,
сочинениями Пристлея был приведен к мысли о воздухоплавании и участвовал
потом  во  всех  изобретениях  и  предприятиях  брата.  Сочинения  обоих
братьев: "Discours  sur  l'aerostat"  (1783),  "Les  voyageuis  aeriens"
(1784), "Memoire sur la machina  aerostatique"  (1784).  Памятник  обоим
братьям открыт в Аннонэ в 1883 г.
   Монизм (от греческого monoV - единый) - обозначает собой  философское
направление, признающее только один принцип  бытия;  в  этом  смысле  М.
противоположен как дуализму, допускающему два  противоположных  принципа
бытия, так и плурализму, допускающему бесконечное множество  качественно
различных субстанций  (монады  Лейбница,  "гомойомеры  Анаксагора).  Как
материализм, так и идеализм представляют  собой  системы  монистические.
Впервые М. был противопоставлен дуализму Вольфом, который себя причислял
к дуалистам. Термин М.  получил  распространение  лишь  в  применении  к
гегелевской философии  и  в  особенности  в  современной  натурфилософии
(Геккеля,  Нуаре  и  др.),   для   которых   духовное   и   материальное
представляются не самостоятельными началами,  а  чем-то  неразрывным.  В
этом   направлении   вновь    проявляются    древние    гидозоистические
представления.  Таким  образом  значение  термина   монизм   изменилось.
Вольфова школа видела в  монизме  смешение  понятий  материи  и  духа  и
требовала их разделения; если же в современной философской литературе  и
восстают против М. (Геккеля), то в сущности  лишь  для  того,  чтобы  на
место натуралистического  понимания  поставить  иной  М.,  исходящий  из
гносеологических воззрений, по  которым  материя  и  дух  являются  лишь
различными сторонами одного и того же бытия, зависящими от субъективного
понимания. Не может быть никакого сомнения в том, что истинная философия
может быть только монистической: основное требование всякой  философской
системы заключается в проведении единого начала, и отказаться  от  этого
требования, значит отказаться от возможности понять мир как  целое,  как
космос (порядок). Не всякий  М.,  однако,  имеет  философское  значение.
Материалистическому    М.    вполне    справедливо     противопоставляют
дуалистическое миропонимание, которое, как критический прием, как анализ
понятий, имеет полное значение.  Но  на  дуализме  остановиться  нельзя:
поняв различие духа и материи, нужно искать объединения в высшем понятии
в идеалистическом М., который субстанциальное значение признает лишь  за
духом, а в  материи  видит  феномен,  всецело  объяснимый  деятельностью
духовного начала. Вся новая философия, начиная от Декарта, шла  по  этой
дороге и нужно полагать, что  по  этому  направлению  пойдет  и  будущая
философия, пользуясь результатами идеализма XVII в. и начала XIX в.
   Монограмма (от греч. слов: monoV = один и gramma  =  буква)  -  знак,
составленный  из  соединенных  между  собой,  поставленных   рядом   или
переплетенных одна с другой начальных букв имени и фамилии,  или  же  из
сокращения целого имени. Чаще  всего  мы  встречаем  подобные  знаки  на
произведениях искусства. Многие художники, преимущественно  живописцы  и
граверы, выставляли и выставляют их на  своих  работах  вместо  подписи.
Иногда,  для  такого  обозначения  принадлежности  работы  именно   ему,
художник помечает ее где-либо, не на особенно видном месте,  какой-либо,
всегда одной и той же фигурою, напр., изображением крылатой  змейки  (Л.
Кранах), цветка гвоздики (Б. Гарофало),  очков  (П.  Бриль),  насекомого
ихневмона (Чима  де  Конельяно),  совы  и  т.  п.  Существует  несколько

Страницы: «« « 1852   1853   1854   1855   1856   1857   1858   1859   1860  1861   1862   1863   1864   1865   1866   1867   1868   1869   1870  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь