|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 » »» сущности человека; человек является на свет с чувством зависимости от
существа более могущественного, чем он. Первоначальная интуиция Божества
и неуничтожимое чувство зависимости могут быть лишь результатом
откровения. Эта первоначальная интуиция и есть корень всех существующих
религиозных форм. Ученые, утверждающие, что политеизм более
соответствует неразвитому сознанию первобытных народов, забывают, "что
ни в одном языке множественное число не предшествует единственному. Ни
один человек не мог создать представления о нескольких богах ранее
представления об одном Боге"... ("Семитический М." - статья по поводу
книги Ренана: "Histoire generale et systeme compare des langues
semitiques", 1858). Доказательство М. Мюллера, основанное на доводах
филологического и логического характера, погрешает, однако, в одном
пункте. Нужно различать представление о Божестве от веры в Божество.
Представление об едином Боге логически должно было предшествовать
политеистическим представлением, но вера, может быть, и не соединялась с
первоначальной идеей. Мнение Шеллинга и Макса Мюллера о том, что
политеизм представляет собой порчу первоначального религиозного
сознания, должно точно также быть подвергнуто критике на основании
фактического изучения религиозных форм, как и противоположное воззрение.
Фактов для решения вопроса собрано пока еще слишком мало и они
недостаточно твердо установлены; напр., о религиях африканских народов
до последнего времени знали весьма мало, и некоторые исследователи,
напр., Г. Фритш, из отсутствия у них слова для обозначения Бога напрасно
заключали об отсутствии самого понятия. Ливингстон не встречал
африканца, у которого не было бы веры в высшее существо, творца неба и
земли (см. W. Schneider, "Die Religion der africanischen Naturvolker",
Мюнстер, 1891). Политеистические воззрения обыкновенно получают
некоторое ограничение в том, что одно из Божеств признается верховным;
таким образом, во всяком политеизме есть уже зародыш единобожия. Не
следует упускать из виду и того, что политеизм мог образоваться путем
признания равноправности различных божеств, чтимых в местных культах,
как то было, напр., в Греции и Риме.
В философском отношении М. тождественен с теизмом и состоит в
признании личного, единого, свободного и разумного начала, не только
сотворившего мир, но и управляющего им. Теизм противоположен как
атеизму, т. е. отрицанию Божества, так и деизму, т. е. признанию
некоторой сверхприродной первопричины всех явлений; деизм стоит
посередине между атеизмом и пантеизмом, т. е. отождествлением природы и
Божества. В философии религии значение имеет лишь противоположение
теизма пантеизму. Философия религии, созданная крупными идеалистическими
системами Фихте, Шеллинга и Гегеля, проникнута пантеистическими
воззрениями, коренящимися в философии Спинозы. Главный недостаток
пантеизма состоит в трудности обосновать нравственность, главное
достоинство теизма - в ясности и отчетливости нравственных требований.
Философия религии стоит и поныне под влиянием гегелевских представлений,
и вряд ли ей удалось избавиться от пантеистич. теорий.
Кудрявцев-Платонов, один из талантливых защитников теизма, приходит,
путем критики философских теорий, к следующим трем положениям: 1)
религия не может быть не имеющим никакой истины и значения случайным
произведением низших познавательных сил и стремлений человеческого духа.
Самое существование ее в роде человеческом немыслимо без предположения
истины бытия высочайшего предмета религии - Божества (результат критики
атеистических понятий о религии, в частности учения Фейербаха). 2)
Признание истины бытия существа высочайшего необходимо предполагает и
живое отношение Его к человеку, следовательно, участие Его в деле
религии; к признанию такого участия ведет несостоятельность теорий,
которые, упуская из виду эту живую связь между Творцом и человеком,
искали начала религии в одной самостоятельной деятельности его
собственных сил - рассудка (рационализм) или нравствен ной воли (Кант).
3) Но, с другой стороны, самая самостоятельность человека, как существа
разумносвободного и отличного от Божества, не позволяет нам увлекаться и
противоположной крайностью: или видеть в религии одно только
действование Божества в человеке, известный момент его саморазвития и
самосознания (Гегель), или умалять участие человека в деле религии,
ограничивая его одним только страдательным восприятием действий Божества
в нашем духе (Якоби и Шлейермахер). Самостоятельность человека
предполагает, поэтому, самодеятельное участие его в образовании религии
и способность к тому ("Сочинения", т. II, I выпуск, стр. 279).
Литература. O. Pfleiderer, "Religionsgeschichte auf geschichtlicher
Grundlage" (Б. 1878); Max Muller, "La science de la religion" (Париж,
1873); Punjer, "Grundriss der Religionsphilosophie" (Брауншвейг, 1885) и
"Geschichte des christlichen Religionsphilosophie" (там же, 1880 -
1883); Chantepie de la Saussaye, "Lehrbuch der Religionsgeschichte"
(Фрейбург, 1887 - 89); Вл. Соловьев, "История и будущность теократии,
исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни. Т. 1.
Философия библейской истории" (Загреб, 1887). Много материалов в журнале
"Revue de l'histoire des religions" (Париж, 1880 и след.; вышло 32
тома).
Монофизитство, - зиты (единоестественники - от monh и jusiV) -
христологическая ересь, основанная константинопольским архимандритом
Евтихием или Евтихом (EutuchV), поддержанная александрийским патpиapxoм
Диоскором и осужденная церковью на халкидонском (четвертом вселенском)
соборе (451 г.). Сущность М. состоит в утверждении, что Христос, хотя
рожден из двух природ или естеств, но не в двух пребывает, так как в
акте воплощения неизреченным образом из двух стало одно, и человеческая
природа, воспринятая Богом Словом, стала только принадлежностью Его
божества, утратила всякую собственную действительность и лишь мысленно
может различаться от божественной. М. определилось исторически как
противоположная крайность другому, незадолго перед тем осужденному,
воззрению - несторианству, которое стремилось к полнейшему обособлению
или разграничению двух самостоятельных природ в Христе, допуская между
ними только внешнее или относительное соединение (enwsiV scetich) или
обитание (enoichsiV) одного естества в другом, - чем нарушалось личное
или ипостасное единство Богочеловека. Отстаивая истину этого единства
против Нестория, главный защитник православия в этом споре, св. Кирилл
Александрийский, допустил в своей полемике неосторожное выражение:
"единая природа Бога-Слова, воплощенная" (mia jusiV tou Qeou Logou
sesarcwmenh), что было разъяснено в православном смысле самим Кириллом,
но после его смерти (444 г.) фанатическими его сторонниками
Страницы: «« « 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |