Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1964   1965   1966   1967   1968   1969   1970   1971   1972  1973   1974   1975   1976   1977   1978   1979   1980   1981   1982  » »»

Константинополя  крестоносцами,  другая  часть  составлена  в  Никее   и
посвящена событиям после 1206 г. Похвальными словами,  произнесенными  в
Никее, Н. Акоминат вводит нас в самый процесс создания никейской империи
и знакомит  с  чувствами  и  настроением  тогдашнего  общества.  Ср.  О.
Успенский, "Византийский писатель Н.  Акоминат  из  Хон"  (СПб.,  1874);
Krumbacher, "Geschichte de Byzant Literatur" (2 изд., стр. 382 и след.).
   Ф. Успенский.
   Никитин (Афанасий) - тверской купец, описавший свои странствования по
Персии и Индии в любопытном дневнике,  известном  под  загл.  "Написание
Офонаса  тферитина  купца,  что  был  в  Индеи  четыри  года,  a  xoдил,
сказывают, с Васильем Папиным". Это "написание" внесено в полном виде  в
"Софийский временник" под 1475 г. ("Полное Собр. Рус. Летоп.", VI), а  в
сокращении - в "Русский летописец" (там же). Н., человек  любознательный
и предприимчивый, узнав в 1466 г. о посольстве, отправлявшемся в Шемаху,
решил ехать туда же, с товарищами. В дневнике описано  его  плавание  по
Волге, битва с татарами, плен и  освобождение,  по  требованию  русского
посла Папина и Ширван-шаха. Первое путешествие по Востоку Н. совершил  с
зимы 1467 до весны 1469 г., через Персию, до берегов Персидского залива.
Затем до февр. 1472 г. И. путешествовал  по  Индии  три  года,  часто  в
нищенском состоянии, потеряв  все  что  имел.  и  подвергаясь  опасности
лишиться жизни. Третья поездка, занявшая лето  и  осень  1472  г.,  была
совершена Н. по Персии и Турции к берегам  Черного  моря,  в  Трапезунд,
откуда Н. отправился чрез Литву на  родину,  но,  не  доехав  до  Твери,
скончался. В свой дневник Н. заносил все, что казалось ему любопытным  и
полезным. Долго живя среди туземцев Индии, он ознакомился с их религией,
привычками и  домашним  бытом.  Большой  точностью  отличается  описание
поклонения "Буте" в  священном  городе  Парвате.  Н.  дает  сведения  об
алмазных  копях,  торговле,  вооружении,   животных:   главным   образом
интересуют его змеи, обезьяны и таинственная птица гукук,  предвещающая,
по верованию индусов, смерть. Путешествие Н. совершено было за 25 лет до
открытия пути в Индию Васко де-Гама; по своей точности его записки могут
быть, как говорит И. И. Срезневский,  поставлены  на  ряду  с  дневником
Васко де-Гама и  отчетами  Де-Конти.  См.  Срезневский,  "Учен.  Записки
Академии. Наук" (кн. II, вып. 2, 1856).
   В. П.
   Никитин (иван Саввич) - талантливый поэт, род.  в  Воронеже  21  окт.
1824 г., в мещанской семье. Учился в духовном училище и семинарии. Отец,
в начале довольно состоятельный торговец,  рассчитывал  послать  сына  в
университет, но дела его  расстроились,  и  H.  вынужден  был  сделаться
сидельцем при торговле восковыми свечами. Отрочество и первая  молодость
H.   представляют   крайне   печальную   картину   нужды,   одиночества,
беспрестанных обид самолюбию, изображенную  им,  впоследствии,  в  поэме
"Кулак". Издевательства пьяного кулака над дочерью, над  женой,  попреки
заботами об их пропитании - все это личные  воспоминания  самого  поэта.
Среди товарищей Н. также оставался нелюдимым  и  одиноким.  Единственное
его утешение - общение с природой; в поэме "Лесник и внук" рассказана им
самим  увлекательная  история  пробуждения  поэтического   таланта   под
влиянием самых простых, но горячо воспринимаемых явлений природы. Только
случайно Н. узнал о Шекспире, Пушкине, Гоголе и  Белинском  и  читал  их
украдкой, с величайшим усердием. В "Дневнике  семинариста"  Н.  подробно
рассказывает,  какими  трудными  путями  ему  доставалось  знакомство  с
самыми,  по-видимому,  доступными  произведениями  словесности.  Он  мог
впоследствии с гордостью  говорить,  что  всем  своим  развитием  обязан
"только своей собственной энергии". Она  не  падает  духом  и  во  время
торговой деятельности Н. Свечную лавку  он  меняет  на  постоялый  двор,
погружается  в   "удушливый   воздух"   извозчиков,   мелких   расчетов,
междоусобиц с работниками; но любимые писатели попрежнему  не  сходят  с
его стола. Песни Кольцова произвели на даровитого мещанина и  "дворника"
особенно  сильное  впечатление:  Н.   решается   обратиться   с   своими
стихотворными  опытами  в  редакцию   "Воронежских   Губ.   Ведомостей".
Патриотическое    стихотворение    "Русь",    написанное    по    поводу
севастопольской войны, находит благосклонный прием, и  с  этого  времени
начинается популярность Н., сначала в Воронеже. В  следующем  году  поэт
приступает к своему главному труду - поэме "Кулак" и подготовляет первое
издание стихотворений, вышедшее вначале 1856 г. и имевшее большой успех.
В 1857 г. вышел "Кулак" и  вызвал,  между  прочим,  очень  благосклонный
отзыв академика Грота. В это же время Н. благодаря согласию В.  Кокорева
выдать ему ссуду под  полное  собрание  его  сочинений,  открыл  книжную
лавку, сделавшуюся центром воронежской интеллигенции. Второе издание его
стихотворений, по желанию издателей, явилось без "Кулака". Не смотря  на
литературный успех, Н. не сходился с литературными кружками; он будто до
конца чувствовал ту оторопь, с какою  он  писал  свое  первое  письмо  в
редакцию "Ворон. Губ. Вед.". Ни в Москве, ни в Петербурге, куда Н. ездил
по книжным делам, он не знакомился с писателями, находя  их  общество  и
себя  самого   друг   для   друга   неинтересными;   следы   семинарской
отчужденности и долголетней борьбы с  нуждой  оставались  неизгладимыми.
Последнее большое произведение Никитина - "Дневник семинариста";  это  -
скорбная автобиография, еще глубже растравлявшая старые  раны  юношеских
лишений и обид. Одновременно поэт пытался докончить давно начатую поэму:
"Городской голова", но  быстро  развивавшийся  недуг  мешал  работе.  Н.
восторженно встретил манифест  19  февраля:  это  было  последним  ярким
проявлением нравственной жизни поэта. Она постепенно погасала, как видно
из переписки Никитина с одной знакомой девушкой, жившей  близ  Воронежа.
Письма - дружеского содержания  и  носят  характер  искренней  исповеди.
Вообще в жизни Н. отсутствуют романические мотивы: пока он хозяйничал на
постоялом дворе, нечего было и думать найти  интеллигентную  хозяйку,  а
потом развился неизлечимый недуг и Н. не  мог  допустить  мысли  связать
чужую судьбу с своими немощами.  Чаще  всего  поэт,  будто  предчувствуя
близкий конец, отдается в своих письмах  воспоминаниям:  "я  содрогаюсь,
когда оглядываюсь на  пройденный  мною,  безотрадный,  длинный,  длинный
путь. Сколько на нем я положил силы! А для чего? К чему вела эта борьба?
Что я выиграл в продолжение многих годов, убив свое лучшее  время,  свою
золотую  молодость?  Ведь  я  не  сложил,  не  мог  сложить   ни   одной
беззаботной, веселой песни во всю мою жизнь?" Знаменитая элегия: "Вырыта
заступом яма глубокая" такое же  завещание  в  стихах:  оно  заканчивает
собою "Дневник семинариста". Ум. Н. 16 окт. 1861  г.  Первое  посмертное
издание его сочинений вышло в Воронеже в 1869 г., следующие - в  Москве,
в 1878 и 1883 гг. Все эти издания -  неполные,  урезанные  цензурой  или
издателями. Первое  полное  издание  вышло  в  1885  г.,  под  редакцией
де-Пуле,  одного  из  близких  друзей  поэта,  с  приложением  подробной

Страницы: «« « 1964   1965   1966   1967   1968   1969   1970   1971   1972  1973   1974   1975   1976   1977   1978   1979   1980   1981   1982  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь