Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 » »» отдаленный от враждебного Вавилона, Н. еще в древние времена часто служила резиденцией. Расположена была на лев. берегу Тигра, против Мосула, где теперь холмы Куюнджик и Небби-Юнус ( = пророк Иона). От Древнего периода сохранилось сравнительно немного. Ассурназирпал (885 - 860) перенес резиденцию в. Калах и только со времен Синахериба начинается блестящий период Н., как столицы мира. Царь, унизивший Вавилон, старался, чтобы Н. заняла его место, и делал все возможное для украшения города. Ему принадлежит так наз. Юго-зап. куюнджикский дворец, раскопанный Лэйярдом в сороковых годах. Он перестроен Ассурбанипалом, который воздвиг для себя другой, сев. дворец, над раскопками которого трудились Рассам, Лофтус и Плэс. И там, и тут нашли много глиняных дощечек так наз. "Ассурбанипаловой библиотеки". Был дворец, воздвигнутый Ассаргаддоном, и на холме Небби Юнус, но правильных раскопок производить здесь нельзя: туземцы считают холм могилой пророка Ионы. В городе было много храмов; главной богиней-покровительницей считалась Истар. Разрушена Н. мидянами, в союзе с Набополассаром. в 607 г. С этих пор Н. исчезает с лица земли и была даже забыта. Когда Ксенофонт проходил мимо ее развалин, он не знал, что это за город; ее имя не упоминается и во времена римлян, основавших здесь военную колонию. В цветущий период Н. население ее имело репутацию распущенности. Имя ее было синонимом громадности. У пророка Ионы Н. называется имеющей три дня пути; это понятно, если вспомнить, что часто ее предместья и соседние придворные города Калах и Хорсабад (Дур-Саргон) считались за одно целое. Существовало мнение, что они были ограждены общей стеной. См. Layard, "Discoveries in the ruins of Niniveh. N. and its remains". Б. Т. Ниобий (Niobium франц. и англ., Niob нем.; хим.), Nb =:94. - в V группе периодической системы элементов имеются два редких металла, Н. и тантал, которые относятся к ванадию подобно тому, как молибден и вольфрам к хрому; последние три металла - члены металлической подгруппы в группе серы (VI); ванадий, Н. и тантал - члены металлической подгруппы в группе азота. Н. и тантал встречаются в редких минералах - танталитах, колумбитах и некоторых других - обыкновенно вместе, а потому история их открытия и изучения одна и та же. Колумбит из Гренландии однако, не содержит тантала; это соль закиси железа (FeО = 17,33%) и ниобиевой кислоты (Nb2O5 = 77,97%), содержащая, кроме того, закись марганца (МnО =3,28%) и еще MgO, Pb0, ZiO2, SnO2 и WO3. Извлечение ниобиевой кислоты из минерала достигается чрез сплавление его с кислым сернокислым калием и обработку сплава водой; нерастворимый остаток очищается от оловянной и вольфрамовой кислот сернистым аммонием и представляет белый, аморфный порошок, уд. в. 4,53; это ангидрид, Nb2O5. Он нерастворим в кислотах, за исключением плавиковой. Прибавляя к HF-ному раствору, содержащему избыток HF, фтористого калия, получают калиевую соль Н. фтористоводородной кислоты К2NbF7, которая хорошо растворима и кристаллизуется в блестящих иголках; соответственное соединение тантала трудно растворяется. Ниобиевая кислота, гидрат HNbO3, получается из NbCl5 или NbOCl5 действием влажного воздуха или воды; по высушивании при 100ё имеет. указанный состав; она легко растворима в едких и даже углекислых щелочах. В солях, очень разнообразного состава, встречаются типы фосфорных и мышьяковых; ортосоли, напр. Na2HNbO4.6H2O, пиросоли - K3НNb2O7.Н2О, метасоли - Mg(NbO3)2, KNbO3.2H2O и более сложные - K8Nb6O19.16H2O. При накаливании смеси Nb2O5 с углем в струе хлора получается пятихлористый Н., NbCl5 - желтые иглы, плавящиеся при 194ё и возгоняющиеся уже при 125ё; температура кипения 240,5ё. При охлаждении паров NbCl5 в токе углекислого газа над N2О5 при накаливании, образуется хлорокись, NbOCl3 - бесцветная лучистокристаллическая масса, которая, не плавясь, превращается в бесцветный пар при 400ё. Формулы этих соединений согласуются с определениями плотности пара (Девилл и Троост). К воде они относятся как хлорангидриды, т. е. распадаются на гидрат, ниобиевую кислоту, и соляную кислоту. Из соединений низшего типа следует прежде всего упомянуть треххлористыи Н., NbCI3, который получается, если пар NbCl5 медленно проходит через трубку, накаленную докрасна; он не летуч, кристалличен, напоминает по виду йод; в химическом отношении характеризуется способностью переходить в соединения высшего типа: окисляется даже на счет углекислого газа при нагревании, при чем образуется NbOCl3 и окись углерода (Роско). Существуют низшие кислородные соединения; NbО получается при действии натрия на K2NbOF5; при накаливании N2О5 в струе водорода возникает NbО2 Металлический Н. получен при сильном накаливании смеси паров NbCl5 с водородом (Роско) в виде стально-серых блестящих корок,. уд. в. 7,06; он содержал водород (0,27 %), а также немного хлора и кислорода; почти не реагировал с соляной и азотной кислотами и даже с царской водкой, легко растворялся при слабом нагревании в серной кислой и сгорал, накаленный на воздухе. Мариньяк, благодаря работам которого (1865) уяснена природа этого металла, сплавлял натриевую соль Н. фтористоводородной кислоты с металлическим натрием под слоем поваренной соли и затем, промыв продукт водой, получил бурый порошок Н., содержащий водород. Вообще чистый металлический Н. пока неизвестен. Восстановление Nb2O5 углем в электрической печи привело к металлу, содержащему углерод и азот (А. Ларссон, 1896). С. С. Колотов. Нирвана (санскр, Nirvana - угасание, исчезновение, искупление, затем уже блаженство) - у буддистов и джайнов последнее, совершенное, высшее состояние человеческой души, характеризуемое абсолютным спокойствием, отсутствием всяких страстей и эгоистических движений. Теоретически рассуждая, подобное состояние могло бы быть достигнуто не только в загробной жизни, но и в земном существовании. В действительности, однако, у буддистов различаются два вида Н.: 1) второстепенная или неполная Н. и 2) конечная или абсолютная. Первая может быть достигнута каждым архатом (верующим вступившим в четвертое отделение пути ко спасению) еще при жизни. Этот вид Н. тождественен" с состоянием дживанмукти (jivanmukti - искупление при жизни), о котором учат последователи веданты. Он обыкновенно определяется на языке пали эпитетом упидисеса (санскр. Upadhicesha - имеющий остаток нижнего слоя). Вторая или окончательная, абсолютная Н. (санскр. nirupadhicesha, пал. anupadisesa) или паринирвана, может быть достигнута только после смерти. В этом состоянии все страдания прекращаются, абсолютно и навсегда. В последнем смысле Н. может быть истолкована как высоко блаженное и вечное состояние. Логически отсюда вытекает, что подобное состояние должно Страницы: «« « 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |