Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1974   1975   1976   1977   1978   1979   1980   1981   1982  1983   1984   1985   1986   1987   1988   1989   1990   1991   1992  » »»

   Нитриты - соли и сложные эфиры, отвечающее азотистой кислоте. Так  же
как  нитраты  термин  этот  в   русской   химической   номенклатуре   не
употребляется.
   П. Р.
   Ницца (Nice, от Ницея - город побед) - гл. город франц. дпт.  Морских
Альп, на бер. Средиземного моря, при устье р. Пайльон. Ок. 78 тыс.  жит.
Защищена горами от северных ветров; славится чистым  здоровым  воздухом,
мягким климатом. Средняя температура года  15,9ё  Ц.,  зимы  9,5ё,  лета
23,9ё,  средняя  влажность  61,4%  только  в  апреле  и  марте  мистраль
высушивает воздух. Н. красиво расположена, окружена виллами, лимонными и
апельсиновыми садами, виноградниками. В древней части города  (на  вост.
берегу  Пайльона)  узкие  улицы,  мрачные  дома,  собор  св.   Репарата,
развалины замка на горе (97 м. выс.); гавань. Новая часть  города  имеет
более приветливый вид; здесь казино с  зимним  садом,  театр,  публичный
сад. Церкви англиканские (2), шотландская,  американская,  реформатская,
православная; две синагоги; везде  электрическое  освещение.  Библиотека
(90000 тт.),  обсерватория,  музей,  опера  итальянская  и  французская,
торговля:  фруктами,  цветами,  оливковым  маслом,   шелком,   ликерами.
Благодаря теплому климату и красивому местоположению, в Н. с  ноября  по
апрель живет много иностранцев (от 10 до 15 тысяч). Особенное  оживление
во время карнавала. Н. основана за 300 лет до Р.  Хр.;  в  средние  века
важная крепость,  3  раза  осаждалось  французами;  с  1796  -  1814  г.
принадлежала Франции, потом Сардинии,  с  1860  г.  снова  Франции.  Ср.
Toselli,  "Precis  historique  de  Nice";  Bruneke,   "Der   Climatische
Winterkurort N."; A. Lacoste und G. Pietri, "Guide blen.  Nice  pratique
et pittoresque".
   Ницше (Фридрих-Вильгельм Nietzsche) - знаменитый  немецкий  писатель,
родился в 1844 г. в прусской пров. Саксонии. отец его был протестантским
пастором. В 1869 г. получил кафедру  филологии  в  базельском  унив.  Во
время франко-прусской войны был санитаром; с тех пор  у  него  появились
первые признаки мозгового страдания. Он долго жил в Италии, в Сорренто и
в Риме, но здоровье его ухудшалось; в 1879 г.  он  окончательно  оставил
профессуру и стал жить уединенно в Италии и Швейцарии.  Следующие  годы,
не смотря на тяжкие страдания, были  самыми  плодотворными  в  авторской
деятельности Н. В 1880 г. душевный недуг окончательно  разразился,  и  с
тех пор Н. живет больным, сначала в лечебнице  в  Иене,  потом  у  своей
матери близ  Наумбурга.  Философская  деятельность  Н.  не  представляет
стройной  системы,  исходящей  из   вполне   установленных   начал.   Н.
афористичен по своей манере, а идеи его претерпевали несколько  коренных
метаморфоз. Он вышел из метафизики Шопенгауера, потом отверг ее  во  имя
рационализма, и  под  конец  пришел  к  оригинальному,  полумистическому
мировоззрению. Во всех  этих  фазисах  философского  развития  Н.  имеет
значение не теоретическою стороной своего учения. а своим художественным
темпераментом. В первом фазисе развития Н. был горячим вагнерианцем;  во
втором он  сошелся  с  Полем  Рэ  и  увлекался  его  естественнонаучными
учениями; в третьем фазисе его философия принимает мистический  оттенок.
Главнейшие труды первого периода: "Quellen des Diogenes Laertius",  "Die
Geburt der Tragodie aus dem Geiste der Musik"  (1872)  и  "Unzeitgemasse
Betrachtungen". В первой из этих работ, филологической по  существу,  Н.
выводить  начало  искусства  из  взаимодействия   двух   противоположных
эстетических элементов  в  природе  -  дионисовского  и  аполлоновского.
Дионисовским он называет начало оргазма,  сказывающееся  в  восторженных
телодвижениях, в сочетании радости и скорби, наслаждения и ужаса,  когда
уничтожаются обычные пределы бытия и человеческая личность  сливается  с
природой; principium individuationis уничтожено и путь к первоисточникам
бытия  открыт.  Сущность  дионисовского  начала   становится   ясной   в
физиологическом  явлении  опьянения.  Соответствующее  ему  искусство  -
музыка. Противоположность дионисовскому началу составляет  стремление  к
создаванию форм; Н. усматривает его в Аполлоне, боге созидательных  сил.
В нем соединяются  свобода  от  всяких  необузданных  порывов  и  мудрое
спокойствие. Он самое возвышенное воплощение priucipii  individuationis,
т. е. сохранения пределов личности, меры  в  эллинском  значение  слова.
Сила  этого   созидательного   стремления   проявляется   в   прекрасном
искусственном   мире   сновидений.   Ему   соответствует    пластическое
художество. Из сочетания этих двух элементов вышла аттическая  трагедия,
а из ее
   - все позднейшее искусство; первоначальный хор - дионисовский элемент
ее, создавший из себя, в силу аполлоновского стремления, самую драму, т.
е. как бы искусственный мир  видений.  Диалог  -  аполлоновский  элемент
трагедии. Говорящие на сцене герои -  аполлоновские  образы,  в  кoторых
объективируется Дионис, первоначальный  трагический  герой;  они  только
маски, скрывающие вечно присущее божество. Это понимание двух  элементов
искусства Н. вывел из  глубины  своего  собственного  существа;  оно  же
объясняет постоянный перемены его философских  идей.  Эти  идеи  по  его
собственным словам - маски, аполлоновcкие образы, за которыми скрывается
его дионисовское "я". Стихийное, дионисовское  начало  Н.  ставить  выше
всего, также как и вышедшее из него искусство, т.  е.  главным  образом.
музыку. Культуру аполлоновского, рассудочного  характера  Н.  производит
от.  Сократа,  "основателя  диалектики  и  теоретичности",  мнящей  себя
способной дойти путем разума до первооснов  бытия.  Кант  нарушил,  этот
оптимизм и проповедывал  "философию  воздержания".  Критикой  разума  он
открыл путь для возрождения философии  в  Шопенгауере,  который  показал
доступ к непознаваемому в интуитивном, т. е. дионисовском элементе души.
Из 4-х  отдельных  брошюр,  составляющих  "Unzeitgemasse  Betrachtungen"
самая значительная - "Vom Nutzen und  Nachtheil  der  Historie  fur  das
Leben". "Историей" Н. называет всю  совокупность  знаний,  всю  духовную
жизнь  в  противоположность  инстинктивной  -  знание  прошедшего,   как
противоположность живой силе  настоящего  и  совершающегося.  Н.  ставит
вопрос, "как подчинить историю жизни" и решает,  что  только  "посколько
история служит жизни, должны и мы служить истории". История полезна лишь
до тех пор; пока,  увеличивая  знания,  она  не  делает  души  пассивною
воспринимательницей  прошлого,  лишенною  созидательного,  пластического
элемента. "Неисторическое", т.  е.  непосредственное  творческое  начало
должно оставаться сильным; только сочетая историческое с  неисторическим
человек становится великим: обладая великим наследием прошлого он в тоже
время не подчинен ему. Н. возводить в идеал людей, унаследовавших  гений
прошедшего, способных из  настоящего  объяснить  минувшее  и  тем  самым
определить  самое   отдаленное   будущее.   Он   называет   их   "людьми
несвоевременными"  (Unzeitgemasse),  т.  е.  не  подходящими  к  данному
времени. Двум представителям этого идеала посвящены две  другие  статьи:

Страницы: «« « 1974   1975   1976   1977   1978   1979   1980   1981   1982  1983   1984   1985   1986   1987   1988   1989   1990   1991   1992  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь