Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 » »» Нитриты - соли и сложные эфиры, отвечающее азотистой кислоте. Так же как нитраты термин этот в русской химической номенклатуре не употребляется. П. Р. Ницца (Nice, от Ницея - город побед) - гл. город франц. дпт. Морских Альп, на бер. Средиземного моря, при устье р. Пайльон. Ок. 78 тыс. жит. Защищена горами от северных ветров; славится чистым здоровым воздухом, мягким климатом. Средняя температура года 15,9ё Ц., зимы 9,5ё, лета 23,9ё, средняя влажность 61,4% только в апреле и марте мистраль высушивает воздух. Н. красиво расположена, окружена виллами, лимонными и апельсиновыми садами, виноградниками. В древней части города (на вост. берегу Пайльона) узкие улицы, мрачные дома, собор св. Репарата, развалины замка на горе (97 м. выс.); гавань. Новая часть города имеет более приветливый вид; здесь казино с зимним садом, театр, публичный сад. Церкви англиканские (2), шотландская, американская, реформатская, православная; две синагоги; везде электрическое освещение. Библиотека (90000 тт.), обсерватория, музей, опера итальянская и французская, торговля: фруктами, цветами, оливковым маслом, шелком, ликерами. Благодаря теплому климату и красивому местоположению, в Н. с ноября по апрель живет много иностранцев (от 10 до 15 тысяч). Особенное оживление во время карнавала. Н. основана за 300 лет до Р. Хр.; в средние века важная крепость, 3 раза осаждалось французами; с 1796 - 1814 г. принадлежала Франции, потом Сардинии, с 1860 г. снова Франции. Ср. Toselli, "Precis historique de Nice"; Bruneke, "Der Climatische Winterkurort N."; A. Lacoste und G. Pietri, "Guide blen. Nice pratique et pittoresque". Ницше (Фридрих-Вильгельм Nietzsche) - знаменитый немецкий писатель, родился в 1844 г. в прусской пров. Саксонии. отец его был протестантским пастором. В 1869 г. получил кафедру филологии в базельском унив. Во время франко-прусской войны был санитаром; с тех пор у него появились первые признаки мозгового страдания. Он долго жил в Италии, в Сорренто и в Риме, но здоровье его ухудшалось; в 1879 г. он окончательно оставил профессуру и стал жить уединенно в Италии и Швейцарии. Следующие годы, не смотря на тяжкие страдания, были самыми плодотворными в авторской деятельности Н. В 1880 г. душевный недуг окончательно разразился, и с тех пор Н. живет больным, сначала в лечебнице в Иене, потом у своей матери близ Наумбурга. Философская деятельность Н. не представляет стройной системы, исходящей из вполне установленных начал. Н. афористичен по своей манере, а идеи его претерпевали несколько коренных метаморфоз. Он вышел из метафизики Шопенгауера, потом отверг ее во имя рационализма, и под конец пришел к оригинальному, полумистическому мировоззрению. Во всех этих фазисах философского развития Н. имеет значение не теоретическою стороной своего учения. а своим художественным темпераментом. В первом фазисе развития Н. был горячим вагнерианцем; во втором он сошелся с Полем Рэ и увлекался его естественнонаучными учениями; в третьем фазисе его философия принимает мистический оттенок. Главнейшие труды первого периода: "Quellen des Diogenes Laertius", "Die Geburt der Tragodie aus dem Geiste der Musik" (1872) и "Unzeitgemasse Betrachtungen". В первой из этих работ, филологической по существу, Н. выводить начало искусства из взаимодействия двух противоположных эстетических элементов в природе - дионисовского и аполлоновского. Дионисовским он называет начало оргазма, сказывающееся в восторженных телодвижениях, в сочетании радости и скорби, наслаждения и ужаса, когда уничтожаются обычные пределы бытия и человеческая личность сливается с природой; principium individuationis уничтожено и путь к первоисточникам бытия открыт. Сущность дионисовского начала становится ясной в физиологическом явлении опьянения. Соответствующее ему искусство - музыка. Противоположность дионисовскому началу составляет стремление к создаванию форм; Н. усматривает его в Аполлоне, боге созидательных сил. В нем соединяются свобода от всяких необузданных порывов и мудрое спокойствие. Он самое возвышенное воплощение priucipii individuationis, т. е. сохранения пределов личности, меры в эллинском значение слова. Сила этого созидательного стремления проявляется в прекрасном искусственном мире сновидений. Ему соответствует пластическое художество. Из сочетания этих двух элементов вышла аттическая трагедия, а из ее - все позднейшее искусство; первоначальный хор - дионисовский элемент ее, создавший из себя, в силу аполлоновского стремления, самую драму, т. е. как бы искусственный мир видений. Диалог - аполлоновский элемент трагедии. Говорящие на сцене герои - аполлоновские образы, в кoторых объективируется Дионис, первоначальный трагический герой; они только маски, скрывающие вечно присущее божество. Это понимание двух элементов искусства Н. вывел из глубины своего собственного существа; оно же объясняет постоянный перемены его философских идей. Эти идеи по его собственным словам - маски, аполлоновcкие образы, за которыми скрывается его дионисовское "я". Стихийное, дионисовское начало Н. ставить выше всего, также как и вышедшее из него искусство, т. е. главным образом. музыку. Культуру аполлоновского, рассудочного характера Н. производит от. Сократа, "основателя диалектики и теоретичности", мнящей себя способной дойти путем разума до первооснов бытия. Кант нарушил, этот оптимизм и проповедывал "философию воздержания". Критикой разума он открыл путь для возрождения философии в Шопенгауере, который показал доступ к непознаваемому в интуитивном, т. е. дионисовском элементе души. Из 4-х отдельных брошюр, составляющих "Unzeitgemasse Betrachtungen" самая значительная - "Vom Nutzen und Nachtheil der Historie fur das Leben". "Историей" Н. называет всю совокупность знаний, всю духовную жизнь в противоположность инстинктивной - знание прошедшего, как противоположность живой силе настоящего и совершающегося. Н. ставит вопрос, "как подчинить историю жизни" и решает, что только "посколько история служит жизни, должны и мы служить истории". История полезна лишь до тех пор; пока, увеличивая знания, она не делает души пассивною воспринимательницей прошлого, лишенною созидательного, пластического элемента. "Неисторическое", т. е. непосредственное творческое начало должно оставаться сильным; только сочетая историческое с неисторическим человек становится великим: обладая великим наследием прошлого он в тоже время не подчинен ему. Н. возводить в идеал людей, унаследовавших гений прошедшего, способных из настоящего объяснить минувшее и тем самым определить самое отдаленное будущее. Он называет их "людьми несвоевременными" (Unzeitgemasse), т. е. не подходящими к данному времени. Двум представителям этого идеала посвящены две другие статьи: Страницы: «« « 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |