Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1969   1970   1971   1972   1973   1974   1975   1976   1977  1978   1979   1980   1981   1982   1983   1984   1985   1986   1987  » »»

всего Н., считая Александровский Н. за начало, 5940  км.  Расстояние  от
верховья до устья по прямой линии 4120 км. Бассейн Н. 2810300 кв. км. Из
вышеизложенного видно, что по причине порогов судоходство Н. прервано  в
средине и поэтому пространство реки, доступное для плавания, разделяется
на 2 главные части: 1) среднюю часть Н., от Ладо  до  17ё  с.  ш.  и  2)
нижнюю, от Ассуана до моря. С первой четверти XIX ст.,  когда  восточный
Судан был завоеван египтянами до половины 80-х  гг.  на  обоих  участках
производились деятельное судоходство и торговля. Нижнее течение Н. имело
преимущество по причини близости моря, но зато здесь Н. совсем не  имеет
притоков, средний же Н. богат ими, и с  60-х  годов  особенное  значение
приобрел Бар-эль-Газал, связывающий Н.  с  отдаленными  частями  Африки.
Хартум у  соединения  Белого  и  Синего  Н.  имел  большое  значение,  и
европейцы принимали большое участие  в  торговле.  С  того  времени  как
среднее течение  Н.  и  его  притоков  находится  во  власти  махдистов,
судоходство по этой части Н. и по притокам почти прекратилось.  Нильская
земля (геф), или высохший  ил,  достигает  в  Верхнем  Египте  до  8  м.
толщины, у Каира. до 4,5 м. Толщина наносного слоя (Alluvion)  в  Египте
от 10 - 12 м., у начала дельты от 13 - 16 м. Ширина  плодородной  полосы
15 км. В  постплиоценский  период  нильская  долина  представляла  узкий
морской залив, глубоко врезающийся в  материк.  Вода  во  время  разлива
правильно распределяется по всей обрабатываемой почве при помощи  плотин
и бассейнов. Наиболее благоприятная для плодородия почвы высота воды при
разливе - 71/2 или 8 м., как найдено из долголетних опытов над водомером
Н., что бывает, когда совпадают максимумы разливов Белого и Голубого  Н.
На южном конце дельты выстроены  инженером  МегметаАли,  Мугелем,  шлюзы
вроде мостов (канатир), чтобы поддерживать воду на одинаковой высоте  во
все  времена  года.  Затрачиваются  большие  суммы  на  окончание   этой
грандиозной постройки, от которой зависит благосостояние Нижнего Египта,
особенно восточных его провинций. Н. - у древних египтян  Етер  (Большая
р.), покоптски Еро, Яро, отсюда еврейское Еор. Греческое название Neilos
произошло от семитического Нагал (река). Арабы его называют Бар (Большая
вода), также Эль-Н., нубийцы -  Тосси  (разливающаяся  река).  Египтяне,
греки и  римляне  поклонялись  Н.,  в  честь  его  был  устроен  храм  в
Нилополисе, его праздник - Нилоа. В Ватикане  есть  колоссальная  группа
бога Н., который  лежит;  вокруг  него  играют  16  детей,  символически
изображающих 16 локтей Н. По древнейшим известиям (Эратосфен)  Н.  берет
начало из южных озер под  именем  Аста-Пус  (Белый  Н.),  соединяется  с
АстаЗобас  (Голубой  Н.),  принимает  Асту-Борас   (Астбара).   Птоломей
сообщает, на основании арабских источников, что  река  берет  начало  из
двух озер,. южнее экватора, воды которых соединяются в одном озере на 2ё
с. ш., откуда восходить на С Аста-Пус (река с Абессинии),  соединяющаяся
с Н. на 12ё с. ш. Арабские географы средних веков говорили, что Н, берет
начало в Комрских горах. О-в к В от Африки, населенный комрским  народом
(из зап. Азии), назывался о-вом Комр Против этого  о-ва  лежат  Комрские
горы,  с  вершиной  Алмолатам  (теперь  КилимаНаджаре,   по   Стэнли   -
Рувенцори). Воды с этих гор направляются в 2 озера к Ю от  экватора,  их
воды соединяются в одном озере к С от экватора и  из  него  вытекает  Н.
Теперь выяснено, что древние известия об источнике Н. мало расходятся  с
исследованиями новейших времен. Литература. Calliaud, "Voyage a Meroe au
Nil Blanc etc." (4 т.); Russegger, "Reisen in Europa, Asien u.  Africa";
F. Werue, "Expedzur Entdeck.  der  Nilquellen";  Linant  de  Bellefouds,
"Journ. d'un voyage sur leBahr-el-Abiad"; Brun  Rollet,  "Nil  Blanc  et
Soudan"; Lejean, "Le Babr-elGhazal"; Speke, "Discovery of the source  of
the N."; Burton, "The Nile basin"; Baker, "The Albert Nyanza"; Hartmann,
"Die Nillander"; Юнкер, "Путешествие в Центр.  Африку  1875  -  78  гг."
(СПб., 1879); Schweinfurt, "Im Herzen von Afrika";  J.  de  Lanoye,  "Le
Nil, son bassin etc."; Cbavanne, "Afrikas Strome u. Flusse"; Whitehouse,
"Nil Reservoirs".
   Нил Сорский - знам. деятель русской церкви. Сведения о нем  скудны  и
отрывочны.  Род.  около  1433  г.,  принадлежал  к  крестьянскому  роду;
прозванье его было Майков. До  поступления  в  монашество  Н.  занимался
списыванием книг, был "скорописцем". Более точный  сведения  застают  Н.
уже иноком. Постригся Н. в Кирилло-белозерском монастыре, где со  времен
самого основателя хранился глухой протест против землевладельческих прав
монашества. Препод. Кирилл  сам  не  раз  отказывался  от  сел,  которые
предлагались его м-рю благочестивы мирянами; те же взгляды были  усвоены
и его ближайшими учениками ("заволжские старцы").  Совершив  путешествие
на Восток, в Палестину, Константинополь и Афон, Н. особенно долго пробыл
на Афоне, и едва ли не Афону  был  больше  всего  обязан  созерцательным
направлением своих идей. По возвращении в Россию (между 1473 и  89  гг.)
Н. Основывает скит, собирает около себя немногочисленных последователей,
"которые были  его  нрава",  и  отдается  замкнутой,  уедин„нной  жизни,
интересуясь в особенности  книжными  занятиями.  Все  действия  свои  он
старается  обосновать  на  непосредственных   указаниях   "божественного
писания",  как   единственного   источника   познания   нравственных   и
религиозных обязанностей человека. Продолжая заниматься перепиской книг,
он подвергает списываемый материал более или менее  тщательной  критике.
Он списывает "с разных  списков,  тщася  обрести  правый",  делает  свод
наиболее верного: сличая списки и находя в  них  "много  неисправленна",
старается исправить, "елико возможно его худому разуму". Если иное место
ему кажется "неправым", а исправить, не почему, он оставляет в  рукописи
пробел, с заметкой на полях: "от зде в списках не право", или: "аще  где
в ином  переводе  обрящется  известнейшие  (правильнее)  сего,  тамо  да
чтется", - и оставляет так пустыми  иногда  целые  страницы.  Вообще  он
списывает только то, что "по возможному согласно  разуму  и  истине...".
Все эти черты, резко отличающие характер книжных занятий Н.  Сорского  и
самый взгляд его на "писания" от обычных, господствовавших в его  время,
не могли пройти для него даром.  Несмотря  на  свои  книжные  занятия  и
любовь к замкнутой, уединенной жизни, Н. Сорский принял участие  в  двух
важнейших вопросах своего времени: об отношении к так наз. "новгородским
еретикам" и о монастырских имениях. В первом случае его влияние  (вместе
с учителем его Паисием Ярославовым) мы  можем  только  предполагать;  во
втором случае, напротив, он выступил инициатором. В деле о  нoвгopoдских
еретиках и Паисий Ярославов, и Н. Сорский держались, по-видимому,  более
веротерпимых взглядов, чем большинство  тогдашних  русских  иерархов,  с
Геннадием  Новгородским  и  Иосифом  Волоцким  во  главе.  В   1489   г.
новгородский архиерей Геннадий, вступая в борьбу с ересью  и  сообщая  о
ней ростовскому архиепископу, просит последнего посоветоваться с жившими
в его епархии учеными  старцами  Паисием  Ярославовым  и  Н.  Сорским  и
привлечь их к борьбе. Геннадий и сам хочет поговорить с учеными старцами

Страницы: «« « 1969   1970   1971   1972   1973   1974   1975   1976   1977  1978   1979   1980   1981   1982   1983   1984   1985   1986   1987  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь