Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1975   1976   1977   1978   1979   1980   1981   1982   1983  1984   1985   1986   1987   1988   1989   1990   1991   1992   1993  » »»

"Unzeitg. Betrachltungen"  -  "Schopenhauer  als  Erzieher"  и  "Richard
Wagner in Bayreuth". В них Н.  развивает  свое  учение  о  гении;  культ
гениальности является у него проявлением  метафизического  в  физическом
существовании. Преклонение пред гениальностью Вагнера закончилось  у  Н.
разрушением культа; в стремлении вечно развенчивать достигнутые  идеалы,
он порвал с Вагнером и путем долгих колебаний и внутренних жертв перешел
к  позитивизму.  К  этому  второму  периоду  относится:   "Menschliches,
Allzumenschliches"  (1876  -  77)  -  сборник  афоризмов,  написанных  к
годовщине смерти Вольтера. Здесь, под влиянием английских  позитивистов,
а также своего приятеля, немецкого позитивиста Рэ, Н.  занялся  вопросом
об основах альтруистических чувств и решил его в духи утилитаризма. Свое
прежнее   этическое   понимание   он   теперь   опровергал,   анализируя
происхождение  этических  побуждений  и  превращаясь  из  метафизика   в
психолога и историка. Все афоризмы сборника сводятся к обнажению "полной
человечности" (Allzumenschlichkeit) того, что считалось святым, вечным и
сверхчеловеческим. Презираемый прежде Сократ, представитель  разумности.
кажется ему теперь  истинным  созидателем  культуры.  Он  отрицает  чудо
гениальности, вооружается против Вагнера и, в общем  подчиняет  инстинкт
разуму. Три других  сочинения  этого  периода:  "Der  Wanderer  u.  sein
Schatten",    "Morgenrothe"    и    "Frohliche    Wissenschaft"    чужды
преувеличенного интеллектуализма предыдущего труда. Продолжая  подчинять
аффекты разуму, Н. больше  настаивает  на  силе  чувства,  заставляющего
подчиняться будничной и некрасивой истине только потому, что она истина.
Позитивная философия имела для Н. значение тем, что она давала ему метод
познавания,  нужный  ему  для  постоянных  переходов  настроений  и   не
сковывала его подобно метафизике. Поэтому так бодро звучат его  слова  в
"Frohe Wissenchaft". В то  время  он  уже  подготовлял  свою  "философию
будущего" и отдалялся от содержания позитивных учений. Последний  период
в творчестве Н. обнимает  пять  сочинений:  "Also  sprach  Zarathustra",
"Jenseits von Gut und Bose",  "Zur  Genealogie  der  Moral".  "Der  Fall
Wagner" и "Gotzen-Dammerung". Здесь Н. признает всякое знание и мышление
условным  и  возвращается  к  первоначальному  возвеличению  аффектов  и
стихийной силы личности. В "Jenseits von  gui  u.  Bose"  он  доказывает
ложность понятий о добре и зле, правде и неправде и считаете важным  все
то, что поднимает жизненность, чем производятся аффекты, без отношения к
их нравственной оценке: fiat vita, pereat  veritas.  Он  высоко  ставить
"силу лжи", т. е. стремление к выдуманному, и  выводит  отсюда  значение
искусства и метафизики. Область познания переносится им в мир аффектов и
внушений воли. Он превозносит мир  намеренного  обмана  и  говорит,  что
близкий нашей душе мир должен быть нами же создан. Идеалом его  является
сверхжизненный  образ  отдельного  человека,  могучая  воля  которого  -
единственный критерий добра и зла. В этике и эстетике Н. Бог, человек  и
мир сливаются в одно общее сверхчеловеческое существо. Этика Н. основана
на  его  понимании  упадка,  который  создается  вмешательством  разума,
ограничивающего   стихийные   инстинкты.   Этот   упадок   начался   для
человечества вместе с культурой, сделав из  человека  больное  существо,
стремящееся к отрицанию самого себя. Оправдание упадка, тождественного с
жизнью человечества во все времена, заключается в  том,  что  человек  -
только  переходная  ступень   к   чему-то   более   совершенному.   Цель
человечества - преодолеть себя  во  имя  более  высокого  идеала;  чтобы
достигнуть этого, нужно развивать свои человеческие страсти до апогея  и
в них пережить самого себя. "Сверхчеловек" (Uebermensch),  для  которого
человек  уготовляет  путь  самоотречением,  является  созданием   самого
человека.  Стремление  к  красоте   "сверхчеловека"   заменяет   прежнее
стремление к добру в жизни; невозможность достижения этого  мистического
идеала лежит в основе контрастов, составляющих трагическую красоту души.
Религиозное учение Н. тесно связано с учением  его  об  "упадке".  Когда
естественно-человеческое доведено до апогея,  тогда  пробуждается  жажда
божественного;  чем  гуще  тени  на   человеческом,   тем   ярче   сияет
божественное - и человек сам  создает  божество,  как  противоположность
человеческому. Учение Н. носит  лирический  характер.  Он  объективирует
различные состояния своей души, враждебной всем установленным категориям
разума и всем нравственным традициям, и в блестящих образах и  афоризмах
заостряет  свои  отрицания  и  утверждения.  Не  будучи   теоретиком   в
философии, а скорее сильным художником мысли, Н. создал  миросозерцание,
соответствующее некоторым сторонам современного искусства; в его  учении
получили яркое выражение индивидуализм, эстетизм, жажда личной  свободы.
Полное собрание соч. Н. издано его  приверженцами  в  Лейпциге.  Крупных
монографий о Н. не имеется. См.  в  "Вопросах  философии  и  психологии"
(1892 - 1893) статьи В. П. Преображенского, Н. Я. Грота, Л. М. Лопатина,
П.  Е.  Астафьева  (статья  Грота  вышла  отд.  брошюрой).  В  "Северном
Вестнике" (1896 г.) напечатан интересный этюд близко знавшей Н. немецкой
писательницы Лу-Андреас-Саломэ.
   З. В.
   Нобель (Альфред Nobel) - шведский инженер, изобретатель динамита.  Н.
род. в 1833  г.  в.  России,  где  отец  его  был  директором  казенного
порохового завода. Отдавшись химическим занятиям, Н. с 1862  г.  задался
целью применить в качестве взрывчатого вещества нитроглицерин,  открытый
в 1845 г. итальянским ученым Собреро. Н. удалось разрешить  поставленную
задачу в 1867 г. он изобрел динамит. Пользуясь  поддержкой  французского
правительства, Н. основал большую фабрику  динамита  во  Франции;  вслед
затем  ему  удалось  основать  значительные  фабрики  динамита  также  в
Германии и Англии. Н. умер в 1886 г. в своей вилле в  Сан-Ремо,  оставив
громадное состояние (35 миллионов крон). В своем  завещании  он  выразил
желание,  чтобы  часть  этого  состояния  была  отдана  в   распоряжение
стокгольмского университета для учреждения  ряда  премий:  за  важнейшие
исследования в области физики,  химии  и  физиологии  или  медицины,  за
лучшее произведение изящной словесности идеалистического  направления  и
за труды, ведущие к осуществлены идеи мира и к сближению народов.

   Нобель (Людвиг Эмманулович) -  известный  нефтепромышленник,  род.  в
Стокгольме в 1831 г., ум. в Канне в 1888 г. Отец  Н.,  инженер  Эммануил
Н., имел  в  СПб.  собственный  механически  завод  и  дал  своему  сыну
прекрасное техническое образование. Дело  своего  отца  Н.  продолжал  с
редким успехом и своею полною энергии и труда деятельностью оказал нашей
отечественной  промышленности  неоценимые  заслуги  В  период  последней
русско-турецкой войны на заводе Людвига Н. не только  в  самые  короткие
сроки исполнялись различные заказы  для  нашей  полевой  артиллерии,  но
нередко блестящим образом разрабатывались и самые  образцы  для  полевых
орудий. С осени 1876 г. В. стал заниматься новым, находившимся в ту пору

Страницы: «« « 1975   1976   1977   1978   1979   1980   1981   1982   1983  1984   1985   1986   1987   1988   1989   1990   1991   1992   1993  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь