Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1984   1985   1986   1987   1988   1989   1990   1991   1992  1993   1994   1995   1996   1997   1998   1999   2000   2001   2002  » »»

трудами сложенная и написанная лета 1692" (1776; 2-е изд, М., 1787;  как
и "идрография", издана с  целью  обличения  несправедливого  мнения  тех
людей, которые думали и писали, что до времени  Петра  Россия  не  имела
никаких. книг, кроме церковных).  Н.  знал  о  необходимости  в  издании
исторических памятников  палеографической  точности,  свода  разноречий,
составлении алфавитных указателей и т. п., иногда  прилагал  эти  приемы
при пользовании несколькими списками (напр. Идрографии); но его  издание
актов и летописей, напеч. в "Вивлиофике", и в  свое  время  признавалось
неисправным.   Это,   однако,   не   умаляет   исторического    значения
"Вивлиофики",  поныне  представляющего  значительный  научный   интерес.
Материал  для  своих   изданий   памятников   старины   Н.   черпал   из
древлехранилищ частных, церковных, а  также  государственных,  доступ  к
которым разрешен П. императрицею в  1773  г.  Н.  и  сам  составил  себе
собрание рукописей исторического содержания. Много материалов доставляли
ему Миллер, кн. Щербатов, Бантыш-Каменский и др., а  равно  и  Екатерина
II, поддержавшая  издание  "Вивлиофики"  щедрыми  субсидиями.  Отношения
императрицы к Н. за этот период его деятельности, несомненно, отличались
благосклонностью. По мнению А. И. Незеленова, на Н. подействовала  мысль
"Всякой  Всячины",  что  лучше  исправлять  нравы  изображением   добрых
примеров, чем сатирою, - отсюда его исторические издания; императрица, в
свою очередь, в своих комедиях начала бичевать (хотя и слабее  "Трутня")
галломанию и жестокое обращение с крепостными и, до  известной  степени,
прониклась любовью к  русской  старине.  В  своих  взглядах  на  русскую
старину  Н.  не  всегда  отличался  устойчивостью.  Древние   российские
государи, по его словам, "яко бы предчувствовали, что введением в Россию
наук  и  художеств  наидрагоценнейшее  российское  сокровище   -   нравы
погубятся безвозвратно"; но вместе с тем  он  -  ревностный  приверженец
просвещения, почитатель Петра Вел. и тех людей, именно писателей,  труды
которых на пользу русского просвещения он любовно заносить в свой  "Опыт
исторического словаря о российских писателях";  появившийся  в  1772  г.
Исход из этих колебаний и противоречий  Н.  нашел  в  масонстве.  Первые
связи Н. с масонством начались  в  Петербурге.  Друзья  еще  в  1775  г.
зазывали его в масонство, но Н. долго колебался, не желая связывать себя
клятвою, предмет которой ему был  неизвестен.  Масоны,  очевидно,  очень
дорожили вступлением Н., так как, вопреки своим правилам,  сообщили  ему
содержание первых трех "степеней" до вступления его в ложу. Н.,  однако,
не был удовлетворен елагинскою системою, в которую он. вступил, и только
позже он нашел "истинное" масонство в системе Рейхеля, в  которой  "было
все обращено на нравственность и самопознание". В 1777 г. Н. выпустил 22
јј "Санкт-петербургских Ученых Ведомостей" (2  изд.  А.  Н.  Неустроева,
СПб., 1873), выходивших еженедельно и примыкавших еще к первому  периоду
его  деятельности.  Это  был  журнал  ученой  и  литературной   критики,
поставивший себе целью с одной стороны  сблизить  русскую  литературу  и
науку с ученым миром Запада, с другой - выставлять заслуги отечественных
писателей, особенно исторических. Нравоучительный элемент в "Ведомостях"
весьма слаб, но он становится господствующим в "Утреннем Свете" (1777  -
80),  ежемесячном  журнале,  который  Н.,  прекратив  "Ведомости",  стал
издавать с сентября 1777 г., сначала в Петербурге, а с апреля 1779 г.  -
в Москве. Здесь  явились  "Нощи"  Юнга,  "Мнения"  Паскаля,  но  главным
образом  переводы  из  немецких  писателей,  моралистов,   пиетистов   и
мистиков. "Утренний Свет" издавался  Н.  при  содействии  целого  кружка
единомышленников, в числе которых были М. Н. Муравьев и И. П.  Тургенев,
и  притом  с   целями   благотворительными:   весь   доход   с   издания
предназначался на устройство и содержание  в  Петербурге  первоначальных
народных училищ. В этом сказались  уже  две  основные  черты  позднейшей
деятельности Н.: уменье  организовать  общественную  самодеятельность  и
стремление работать  на  пользу  просвещения.  Обращение  к  подписчикам
журнала,  с  приглашением  содействовать  образованию  училищ,   вызвало
обильный приток пожертвований. Уже в ноябри 1777 года  Н.  открыто  было
училище при црк. Владимирской  Божией  Матери  на  30  или  40  чел.,  с
пансионерами и приходящими учениками, платными и даровыми,  впоследствии
названное Екатерининским. В следующем году было открыто  второе  училище
(Александровское, при црк. Благовещения на  Васильевском  острове).  Оба
эти училища  существовали  еще  в  1782  г.  (в  пользу  их  издавались,
следовавшие за  "Утренним  Светом",  "Московское  Издание"  и  "Вечерняя
Заря"); дальнейшая судьба их неизвестна. В 1779 г. Херасков, который был
куратором моск. унив. и также  масоном,  предложил  Н.  взять  в  аренду
университетскую  типографию  и  издание  "Московских   Ведомостей".   Н.
переехал в Москву, и здесь начинается третий и наиболее блестящий период
его деятельности. В Москве Н. встретил кружок масонов, людей,  преданных
тем же интересам нравственности и самопознания (В.  И.  Лопухин,  С.  И.
Гамалея, И. Е. Шварц, кн.  Трубецкой  и  Черкасскийй,  И.  П.  Тургенев,
несколько профессоров университета, княгиня В.  А.  Трубецкая).  В  этом
кружке теоретическая мысль Н. окончательно  окунулась  в  масонство,  не
остановившись и перед розенкрейцерством с его алхимическими бреднями. Но
этот  мистический  туман  не  остановил  и  не  помешал  просветительной
деятельности Н., нашедшей большую опору в И. Е.  Шварце,  с  которым  Н.
"сделался на всю жизнь, до  самой  смерти  Шварца,  неразлучным.  Быстро
приведя в порядок и значительно расширив университетскую типографию,  Н.
менее чем в три года напечатал в ней больше книг, чем сколько  вышло  из
нее в 24 года ее  существования  до  поступления  в  руки  Н.  Наряду  с
издательством книг, Н. поднял  и  значение  "Московских  Ведомостей",  к
которым стал  прилагать  прибавления  разнообразного  содержания;  число
подписчиков увеличилось всемеро (с 600 до 4000). В 1781  г.  Н.  издавал
продолжение "Утреннего Света", под названием  "Московского  ежемесячного
издания"; затем следовали в 1782 г. "Вечерняя Заря", в  1784  -  85  гг.
"Покоящийся  Трудолюбец",  в  котором  Н.  возобновил  свою   борьбу   с
крепостным правом. Своей издательской  деятельностью  он  хотел  создать
достаточно обильный и легко доступный запас полезного  и  занимательного
чтения для обширного круга читателей, вовсе не ограничиваясь пропагандой
своих  мистических  воззрений.  На  448  названий  книг,  изданных   Н.,
насчитывается 290 книг светского содержании, и затем значительное  число
книг   духовного   содержания,   не   касающихся    масонства.    Считая
книгопечатание  "наивеличайшим  из  всех  изобретений"  и   общественную
самодеятельность надежнейшим орудием к распространению  просвещения,  Н.
еще в  "Живописце"  1773  г.  высказал  мысль  об  учреждении  Общества,
старающегося о напечатании книг. Мысль эта, восполненная идеею Шварца  о
подготовлении, при посредстве университетских  сил,  надежных  учителей,
была осуществлена в "Дружеском Ученом Обществе", которое затем слилось с
типографическою компанией, учрежденной в 1784 г. со складочным капиталом

Страницы: «« « 1984   1985   1986   1987   1988   1989   1990   1991   1992  1993   1994   1995   1996   1997   1998   1999   2000   2001   2002  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь