Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 » »» Делонг открыл в 1879 о-ва Беннеты, Генриетты и Жаннетты и водрузил на них сев.амер. флаг, вследствие чего они считаются владением Соединенных Штатов. Новый Завет - богословский термин, который, подобно Ветхому Завету, заключает в. себе двоякое понятие, означая 1) договор между Богом и человеком и 2) собрание книг, являющихся выражением этого договора. В первом, смысле Н. Завет представляет собою установление такого взаимоотношения между Богом и человеком, по которому человек, искупленный от первородного греха и его последствий добровольною крестною смертью Иисуса Христа; как Спасителя мира, вступил в совершенно иной, по сравнению с ветхозаветным, фазис развития и, перейдя из рабского. подзаконного состояния в свободное состояние сыновства и благодати, получил новые силы к достижению поставленного ему идеала нравственного совершенства, как необходимого условия для спасения. В древнем мире взаимоотношение между Богом и человеком основывалось как бы на обыденных условиях юридического договора и развитие человечества поставлено было как бы в обыденные земные условия, с высшим руководительством богодарованного закона; в Н. Завете это человеческое развитие признано было недостаточным. Человек, бессильный сам себя спасти, был спасен Богочеловеком, принявшим на себя грех всего мира, и потому его последующее развитие не обусловливается уже только исполнением предписаний закона: выдвигается новый принцип - вера, как средство деятельного усвоения искупительныx заслуг Иисуса Христа. Вследствие этого и самая организация человечества получила совершенно иной характер. Ветхий Завет ограничивался одним избранным народом и выражался в земной теократии; Н. Завет разрушил рамки национализма и провозгласил благодатный закон для всего человечества; отсюда и теократия его получила иной смысл - духовного "царства не от мира сего". Тот и другой завет имеет и соответствующее законодательство; Ветхий Завет нашел свое главное выражение в десятословии или десяти заповедях, с сопровождающими их нравственно-обрядовыми постановлениями, Н. Завет - в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Во втором смысле под Н. Заветом разумеется собрание книг, в которых излагается вся история основания новозаветной церкви, а также и основы ее вероучения. Эти книги распадаются на три класса: 1) исторические, 2) учительные и 3) пророческие. К первым принадлежат четыре Евангелия и книга Деяний Апостольских, ко вторыми - семь соборных посланий (2 ап. Петра, 3 ап. Иоанна по одному, ап. Иакова и Иуды) и 14 посланий св. апостола Павла: к римлянам, коринфянам (2), галатам, ефесянам, филипийцам, колоссянам, фессалокинийцам (2), Тимфеею (2), Титу, Филимону и евреям. Пророческая книга есть Апокалипсис или Откровения Иоанна Богослова. Собрание этих книг составляет новозаветный канон, об истории которого об истории которого см. Reuss, "Die Geschichte d. h. Schr. d. N. Testaments"; Westcott, "History of the Canon"; прот. В. Г. Рождественский, "История Новозаветного канона" и др. А. Л. Ногата - единица древней кунной ценности. По Смоленской грамоте 1150 г., а также по хозяйственному инвентарю, приписанному к одному из списков Русской Правды, Н. считается равною 21/2 кунам или резанам; по тому же инвентарю Н. составляла 1/20 часть гривны кун. Так как известные нам киевские гривенки тянут 35 - 38 золотников, то средний вес Н. определяется в 175 долей или несколько более. С тех пор о ценности Н. нет сведений до XIV - XV века. В памяти о том, как торговали новгородцы кунами, Н. положена равною 2 морткам = 3 четверетцам = 7 деньгам = 15 лбецам = 30 векшам; тут же на Н. причиталось 31/2 куны. По самым тяжелым 18 дольным новгородским деньгам Н. равнялась 126 долям; иначе - деньга весила 4 почки, почка = 41/2 доли; следовательно, 7 денег весили именно 126 долей. Итак, ценность Н. понизилась против древности до 18/25. В Пскове в XV в. понижение было еще более; в 1422 г. полтине равнялись 175 Н. Кроме Русской Правды Н. упоминается еще во многих русских, ливонских и прусских памятниках XIII - XIV вв. Этимологию этого слова обыкновенно связывают с эстонским nahat - мех. По всей вероятности первоначально Н. и была мехом какого-либо пушного зверя, но в XIII - XV веках Н. несомненно представляла ценность металлическую, серебряную. До сих пор, однако, не удалось установить даже предположительно, какой вид из числа обращавшихся в северной России иностранных монет мог носить название Н. Металлическую ценность Н. можно вычислить из сопоставления ее ценности с другими, упоминаемыми летописцами. В половине XIV в. в Ливонии Н. считалась равной 6 любекским пфеннингам, т. е. равнялась 37 - 47 долям серебра 90-ой пробы. В начале XV в. ценность Н. уменьшилась более чем втрое сравнительно с вышеприведенной. Ср. W. von Gutzeit, "Nogaten und Mordken" (Рига, 1887). Д. Пpз. и А. М - в. Ноготки (Calendula L.) - род растений из сем. сложноцветных (Сompositae). Это - травы или полукустарники, покрытые очередными простыми цельными, слегка зубчатыми листьями. Головки развиваются по одиночке на концах ветвей. Покрывало в головке однорядное, цветоложе голое; краевые язычковые цветки плодущие, срединные трубчатые - бесплодные. Серповидно изогнутая семянка на спинке покрыта иглами и шипиками, на верхушке снабжена клювиком. Всех видов Н. насчитывается до 20; они встречаются в южной Европе, на Канарских о-вах, в Персии. Самый обыкновенный, южно-европейский вид, часто разводимый у нас в садах - С. officinalis L., однолетняя трава с желтыми или желто-оранжевыми головками. Известна махровая разновидность, где вместо трубчатых цветков развиты язычковые. Сухие листья употреблялись раньше в медицине. Сухие язычковые, цветки идут на подмесь к шафрану. В цветках и листьях находится особое аморфное вещество календулин. Н. принадлежат к числу самых распространенных у нас растений, особенно в Малороссии. В садоводстве кроме махровой разности есть еще несколько. Особенно замечательна букетная, у которой из углов листочков окружающих головку выступают побеги, заканчивающиеся тоже головками - это var. complanata Hort. Н. хорошо удаются почти во всякой почве и не требуют ухода. Их сеют прямо на место весною от апреля до мая, смотря по климату. Другой вид Саl. pluvialis L. южноафриканское (капское) однолетнее растение тоже разводится у нас в садах. Цветы белые с лица, пурпуровые с изнанки, и, середина головок состоит из желтых цветочков с пурпуровою каймою. Головки раскрываются только с восходом солнца и притом во время хорошей погоды, при дожде они тотчас закрываются - отсюда название растения. В зап. России находится также вид С. arvensis L. Страницы: «« « 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |