Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1987   1988   1989   1990   1991   1992   1993   1994   1995  1996   1997   1998   1999   2000   2001   2002   2003   2004   2005  » »»

Делонг открыл в 1879 о-ва Беннеты, Генриетты и Жаннетты  и  водрузил  на
них сев.амер. флаг, вследствие чего они считаются владением  Соединенных
Штатов.
   Новый Завет - богословский термин, который, подобно  Ветхому  Завету,
заключает в. себе двоякое понятие, означая  1)  договор  между  Богом  и
человеком и 2) собрание книг, являющихся выражением  этого  договора.  В
первом,  смысле  Н.  Завет  представляет   собою   установление   такого
взаимоотношения  между  Богом  и   человеком,   по   которому   человек,
искупленный  от  первородного  греха  и  его  последствий   добровольною
крестною смертью Иисуса Христа; как Спасителя мира, вступил в совершенно
иной, по  сравнению  с  ветхозаветным,  фазис  развития  и,  перейдя  из
рабского. подзаконного  состояния  в  свободное  состояние  сыновства  и
благодати, получил новые силы  к  достижению  поставленного  ему  идеала
нравственного совершенства, как необходимого  условия  для  спасения.  В
древнем мире взаимоотношение между Богом и человеком основывалось как бы
на обыденных условиях  юридического  договора  и  развитие  человечества
поставлено  было  как  бы  в  обыденные   земные   условия,   с   высшим
руководительством богодарованного закона; в Н. Завете  это  человеческое
развитие признано  было  недостаточным.  Человек,  бессильный  сам  себя
спасти, был спасен Богочеловеком, принявшим на себя грех всего  мира,  и
потому  его  последующее  развитие   не   обусловливается   уже   только
исполнением предписаний закона: выдвигается новый принцип  -  вера,  как
средство  деятельного  усвоения  искупительныx  заслуг  Иисуса   Христа.
Вследствие этого и самая организация  человечества  получила  совершенно
иной характер. Ветхий Завет  ограничивался  одним  избранным  народом  и
выражался в земной теократии; Н. Завет  разрушил  рамки  национализма  и
провозгласил  благодатный  закон  для  всего  человечества;   отсюда   и
теократия его получила иной смысл - духовного "царства не от мира сего".
Тот и другой завет  имеет  и  соответствующее  законодательство;  Ветхий
Завет нашел свое главное выражение в десятословии или десяти  заповедях,
с сопровождающими их нравственно-обрядовыми постановлениями, Н. Завет  -
в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Во  втором  смысле  под  Н.  Заветом
разумеется собрание книг, в которых  излагается  вся  история  основания
новозаветной  церкви,  а  также  и  основы  ее  вероучения.  Эти   книги
распадаются  на  три  класса:  1)  исторические,  2)  учительные  и   3)
пророческие. К  первым  принадлежат  четыре  Евангелия  и  книга  Деяний
Апостольских, ко вторыми - семь соборных посланий (2 ап.  Петра,  3  ап.
Иоанна по одному, ап. Иакова и Иуды) и 14 посланий св. апостола Павла: к
римлянам, коринфянам (2),  галатам,  ефесянам,  филипийцам,  колоссянам,
фессалокинийцам (2), Тимфеею (2), Титу, Филимону и  евреям.  Пророческая
книга есть Апокалипсис или Откровения Иоанна  Богослова.  Собрание  этих
книг составляет новозаветный  канон,  об  истории  которого  об  истории
которого см. Reuss, "Die Geschichte  d.  h.  Schr.  d.  N.  Testaments";
Westcott, "History of the Canon"; прот. В. Г.  Рождественский,  "История
Новозаветного канона" и др.
   А. Л.
   Ногата - единица древней кунной ценности. По Смоленской грамоте  1150
г., а также  по  хозяйственному  инвентарю,  приписанному  к  одному  из
списков Русской Правды, Н. считается равною 21/2 кунам или  резанам;  по
тому же инвентарю Н. составляла 1/20 часть гривны кун. Так как известные
нам киевские гривенки тянут 35  -  38  золотников,  то  средний  вес  Н.
определяется в 175 долей или несколько более. С тех пор  о  ценности  Н.
нет сведений до XIV - XV века. В памяти о том, как торговали  новгородцы
кунами, Н. положена равною 2 морткам = 3 четверетцам = 7  деньгам  =  15
лбецам = 30 векшам; тут же на Н. причиталось 31/2 куны. По самым тяжелым
18 дольным новгородским деньгам Н. равнялась 126 долям; иначе  -  деньга
весила 4 почки, почка = 41/2 доли; следовательно, 7 денег весили  именно
126 долей. Итак, ценность Н. понизилась против  древности  до  18/25.  В
Пскове в XV в. понижение было еще более; в 1422 г. полтине равнялись 175
Н. Кроме Русской Правды Н. упоминается еще во многих русских,  ливонских
и прусских памятниках XIII - XIV вв. Этимологию этого слова  обыкновенно
связывают с эстонским nahat - мех. По всей вероятности первоначально  Н.
и была мехом какого-либо  пушного  зверя,  но  в  XIII  -  XV  веках  Н.
несомненно представляла ценность металлическую, серебряную. До сих  пор,
однако, не удалось установить даже предположительно, какой вид из  числа
обращавшихся в северной России иностранных монет мог носить название  Н.
Металлическую ценность Н. можно вычислить из сопоставления ее ценности с
другими, упоминаемыми летописцами.  В  половине  XIV  в.  в  Ливонии  Н.
считалась равной 6 любекским пфеннингам, т. е. равнялась 37 -  47  долям
серебра 90-ой пробы. В начале XV в. ценность Н.  уменьшилась  более  чем
втрое сравнительно с вышеприведенной. Ср. W. von Gutzeit,  "Nogaten  und
Mordken" (Рига, 1887).
   Д. Пpз. и А. М - в.
   Ноготки  (Calendula  L.)  -  род  растений  из   сем.   сложноцветных
(Сompositae).  Это  -  травы  или  полукустарники,  покрытые  очередными
простыми цельными, слегка зубчатыми  листьями.  Головки  развиваются  по
одиночке на концах ветвей. Покрывало  в  головке  однорядное,  цветоложе
голое;  краевые  язычковые  цветки  плодущие,  срединные   трубчатые   -
бесплодные. Серповидно изогнутая семянка  на  спинке  покрыта  иглами  и
шипиками, на верхушке снабжена клювиком. Всех видов Н. насчитывается  до
20; они встречаются в южной Европе, на Канарских о-вах, в Персии.  Самый
обыкновенный, южно-европейский вид, часто разводимый у нас в садах -  С.
officinalis  L.,  однолетняя  трава  с  желтыми   или   желто-оранжевыми
головками. Известна махровая разновидность, где вместо трубчатых цветков
развиты язычковые. Сухие листья употреблялись раньше в  медицине.  Сухие
язычковые, цветки идут  на  подмесь  к  шафрану.  В  цветках  и  листьях
находится особое аморфное вещество календулин.
   Н.  принадлежат  к  числу  самых  распространенных  у  нас  растений,
особенно в Малороссии. В садоводстве кроме махровой  разности  есть  еще
несколько. Особенно замечательна букетная, у которой из углов  листочков
окружающих головку выступают побеги, заканчивающиеся  тоже  головками  -
это var. complanata Hort. Н. хорошо удаются почти во всякой почве  и  не
требуют ухода. Их сеют прямо на место весною от апреля до мая, смотря по
климату.  Другой  вид  Саl.  pluvialis  L.   южноафриканское   (капское)
однолетнее растение тоже разводится у нас в садах. Цветы белые  с  лица,
пурпуровые с изнанки, и, середина головок состоит из желтых цветочков  с
пурпуровою каймою. Головки  раскрываются  только  с  восходом  солнца  и
притом во время хорошей погоды,  при  дожде  они  тотчас  закрываются  -
отсюда название растения. В зап. России находится также вид С.  arvensis
L.

Страницы: «« « 1987   1988   1989   1990   1991   1992   1993   1994   1995  1996   1997   1998   1999   2000   2001   2002   2003   2004   2005  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь