Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1971   1972   1973   1974   1975   1976   1977   1978   1979  1980   1981   1982   1983   1984   1985   1986   1987   1988   1989  » »»

этих писателей Н. Сорский особенно часто ссылается; некоторые  сочинения
их и по внешней форме, и по изложению особенно близко подходят, напр., к
главному сочинению Н. Сорского - "Монастырскому уставу".  Ни  одному  из
своих источников Н., однако, не подчиняется безусловно; нигде, напр., он
не доходит до тех крайностей созерцания, которыми  отличаются  сочинения
Симеона Нового Богослова или Григория Синаита.
   Монастырский устав Н. Сорского, с присоединением в  начале  "Предания
ученикам", издан Оптиной пустынью в книге "Преп.  Н.  Сорского  предание
ученикам своим о жительстве скитском"  (М.,  1849;  без  всякой  научной
критики); послания напечатаны в приложение к книжке: "Преп. Н.  Сорский,
первооснователь скитского жития  в  России  и  его  устав  о  жительстве
скитском в переводе на русский язык, с приложением всех  других  писаний
его, извлеченных  из  рукописей"  (СПб.,  1864;  2  изд.  М.,  1869;  за
исключением "Приложений", все  остальное  в  этой  книжке  не  имеет  ни
малейшего научного значения). Литература о Н. Сорском подробно  изложена
в предисловии к исследованию А. С. Архангельского: "Н. Сорский и Вассиан
Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси" (СПб., 1882).
   А. Архангельский.
   Нимб (от латинск. Nimbus=туча,  облако)  -  блестящий  кружок,  среди
которого древнегреческие и римские художники, изображая богов и  героев,
нередко помещали их головы, дабы чрез то обозначить, что это  -  высшие,
неземные, сверхъестественные  существа.  Относительно  происхождения  Н.
мнения ученых  расходятся:  одни  полагают,  что  этот  иконографический
символ божественности ведет свое начало от мениска (mhniskoV) - круглого
металлического,  помещенного  горизонтального  кружка,  которыми   греки
прикрывали выставленные на открытом воздухе  статуи  для  защиты  их  от
непогоды, и от птичьих нечистот; другие ищут происхождения Н.  в  щитах,
которые обыкновенно привешивались на спину людям, удостоившимся триумфа;
третьи думают. что Н. первоначально явился как очень уместный атрибут  в
изображениях божеств, представляющих собою небесные светила и уже  потом
сделался принадлежностью не только всех  вообще  олимпийцев,  но  и  тех
смертных, которые взяты или достойны попасть на небо.  Всего  вероятнее,
что  Н.  обязан  своим  происхождением   народному   верованию   греков,
воображавших себе, что тело богов, когда  они  являются  в  человеческом
образе, испускают от себя ослепительный блеск и бывает окружено  сияющим
облаком, частицею того светозарного эфира, который находится над  земною
атмосферою   и   составляет   обычное   местопребывание   богов.   Такое
представление  о  богах,  с  самых  ранних  времен  усвоенное  греческою
поэзиею, впоследствии  было  перенесено  из  ее  в  образные  искусства,
главным образом в живопись, а так  как  в  картинах  сложной  композиции
изображать  богов   совершенно   окруженными   подобным   сиянием   было
затруднительно,  то  художники  стали  довольствоваться   условным   его
обозначением., а именно помещением его только вокруг голов. Точно  также
может быть объясняемо  происхождение  других  атрибутов  божественности,
употребляемых в искусстве, каковы ореол, лучезарный  венец  и  мандорла.
Изучение дошедших до нас памятников греческого искусства доказывает, что
Н. явился в нем не ранее эпохи Александра  Македонского.  От  греков  он
перешел к римлянам, в Египет), в Индию, к поклонникам Брамы и Будды, и в
христианство. В иконографии последнего Н. сделался с  древнейших  времен
принадлежностью изображении ипостасей Пресв. Троицы, ангелов, Богоматери
и святых; нередко он сопровождал также Агнца Божия  и  фигуры  животных,
служащих символами четырех евангелистов. При  этом  для  некоторых  икон
установились Н. особого рода.  Таким  образом  лик  Бога-Отца  помещался
среди  Н.,  имевшего  вначале  форму   треугольника,   а   потом   форму
шестиконечной звезды, образованной двумя равносторонними треугольниками.
С треугольным Н. иногда изображались также Св. Дух  (в  виде  голубя)  и
Всевидящее   Око.   Спасителю   христианская    иконография    присвоила
преимущественно "крестовый" Н., т. е. круглый диск с начертанный. внутри
него равноконечным крестом, нижний конец которого скрывается за головою.
Такой же Н. получили символические изображения Христа, Добрый Пастырь  и
Агнец Божий, равно как в  некоторых  случаях  и  Св.  Дух.  Впоследствии
украшением подобного Н. сделались, вместо  креста,  три  линии  или  три
пучка лучей, исходящих из средины  диска  в  виде  радиусов.  Богородицу
изображали  и  доныне  изображают  с   кругообразным   Н.,   украшенным.
двенадцатью звездами, диадемою или лучезарною короною. Ангелы  и  святые
наделяются простым круглым Н., который старинные живописцы,  представляя
апостолов, мучеников и вообще новозаветных святых,  золотили,  изображая
же пророков и патриархов - серебрили.
   А. С -  в.  Нимфы  (nymphae,  numjai)  -  в  греко-римской  мифологии
олицетворение, в виде девушек,  живых  стихийных  сил,  подмечавшихся  в
журчанье ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Они жили
в рощах, у источников,  в  тенистых  горных  ущельях  на  лоне  природы.
Подобно сатирам, Н. - духи земной поверхности,  проявление  демонических
сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали
от культурных центров.  Они  занимаются  пряжей,  тканьем,  поют  песни,
пляшут на лугах под скрипку Пана,  охотятся  с  Артемидой,  участвуют  в
шумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми  сатирами.
Иногда они приходят в общение с людьми, заботятся об их участи, отдаются
героям и прекрасным юношам (Калипсо и Одиссей, Амарилла и Дафнис). Часто
они наводят  на  человека  безумие,  бешенство  (numjolhptoi),  посылают
пророческий    дар    и    исступленное     вдохновение;     к     таким
вдохновительницам-нимфам  относятся,  напр.,  музы.  Н.  гор  назывались
ореадами, Н. лесов и деревьев - дриадами и гамадриадами, Н. источников -
наядами, Н. моря - нереидами. Нимфам посвящались гроты и пещеры,  иногда
строились святилища, особенно  в  богатых  растительностью  и  орошенных
местностях, позднее и в городах.  В  жертву  Н.  приносили  коз,  телят,
молоко,  масло,  вино.   Как   олицетворения   прелести   природы,   они
изображались  в  искусстве  красивыми  молодыми  девушками   с   чудными
волосами, с убором из венков  и  цветов,  иногда  в  позе  танцующих,  с
обнаженными ногами и руками,  с  распущенными  волосами.  Изваяния  наяд
нередко имели своим, атрибутом раковину, которую они держали у лона  или
сосуд; ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале.
   Н. О.
   Ниневия (Ninua, от nawah = селиться) - столица ассирийского  царства,
вступившая в эту роль, кажется, с XIV в. до Р. Хр., опередив древний  г.
Ассур. Древнейшее упоминание  ее  -  в  надписях  Иудеи;  самая  древняя
надпись, найденная здесь - царя Дунги, составленная по-семитически.  Как
важный торговый пункт на пересечении путей с Ю на С  и  от  Средиземного
моря к Персидскому заливу,  Н.  скоро  достигла  благосостояния,  а  как
стратегический пункт, защищенный с З  Тигром,  с  В  Забом  и  горами  и

Страницы: «« « 1971   1972   1973   1974   1975   1976   1977   1978   1979  1980   1981   1982   1983   1984   1985   1986   1987   1988   1989  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь