Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 » »» (1896 г.). Привозится до 11/2 милл. пд. Главные предметы заграничного привоза - каменный уголь, железо, чугун, сталь и изделия из них, цемент, кирпич, черепица; отпуска - пшеница, рожь, ячмень, овес, мука, семя всякое (до 10 милл. пд.), сахар. По каботажной торговле (в 1894 г.) привоз равнялся 5742 тыс. пд. (главным образом зерновые хлеба, соль, лес, камен. уголь); вывезено 2283 т. пуд. (главным образом - железа, чугуна, муки и т. п.). В 1896 г. в приходе к порту было 459 пароходов и 15 парусных судов заграничного плавания, преимущественно английских, затем шведских и норвежских, греческих, австрийских, итальянских и турецких; русских - 2. Всего пароходов и парусных судов было (1892 г.): заграничного плавания - 155, каботажного - 726 и ручного - 768. Правильное пароходное сообщение поддерживается с Одессой, Херсоном, Каховкой и Вознесенском пароходами русского общества пароходства и торговли, российского общества транспортирования и страхования кладей и трех отдельных предпринимателей. Пристань судов добровольного флота (с 1893 г.), принимающих здесь грузы для Сибирской дороги. Николаевское военное губернаторство состоит из г. Н., 5 принадлежащих ему хуторов и владений адмиралтейства. Земли 17337 дес. 84 саж., в том числе усадебной (садов, огородов, левад) 13,6%, пашни 43,2%, сенокоса и выгона 29,2%, леса и кустарника 2,3%, неудобной 11,7%. На хуторах ведется городом правильное хозяйство. Жит. - 86 тыс. (мжч. 46 тыс. и жнщ. 39 тыс.). Православных 75,6%, католиков 4,4%, лютеран 1,1%, армяно-григориан 0,2%, раскольников 0,3%, евреев 17,2%, караимов 1%, магометан 0,2%. Дворян 8,9%, духовных 0,2%, купцов и мещан 43,2%, крестьян и колонистов 8,9%, запасных и отставных военных чинов 36,4%, иностранцев 1,6%, остальных 0,8%. 51 народн, учил., с 2116 учащимися (1435 мал. и 681 дев.); 1 училище приходится на 1934 д., 1 учащийся на 33 души. 1 учащийся мальчик на 29 д. муж. п., 1 учащаяся девочка на 40 д. Женск. п., В окрестностях Н. развито огородничество, виноградарство и садоводство (известны абрикосовые сады). Около города много гипсо-обжигательных и известковых печей, откуда известь идет на заводы Киевской губ. Близ Н., в Давидовой балке, залежи бурого угля. Ср. Ге, "Исторический очерк г. Николаева" (Николаев, 1890). А. Мурашкинцев. Николай Кузанский (Nicolaus Chryppfs Cusanus, 1401 - 1464) - величайший из немецких гуманистов первого поколения, богослов. философ, математик и церковнообщественный деятель, родом из лотарингской деревни Кус (Cues), откуда и его прозвание. Сын рыбного торговца: в первой юности бежал от принудительных занятий отцовскою профессиею н, под покровительством одного местного вельможи, поступил в школу "духовных братьев общей жизни" в Девентере, а потом в падуанский университет, где в 1424 году получил докторскую степень по каноническому праву; вступил в монашеский орден августинцев и получил священство и место декана в Кобленце. Призванный, в качестве ученого богослова, на базельский собор, он подружился с папским легатом гуманистом Юлианом Чезарини и выступил сторонником церковных реформ без нарушения законных прав центральной власти. В этом духе написана им книга: "De coucordantia catholica". Первоосновою церкви на земле Н. признает не иерархию, а таинства, как самостоятельный божественный элемент духовной жизни. Отстаивая значение "престола Св. Петра", как средоточия или "души" вселенской церкви, он отрицает, однако, верховную власть пап над государством и раньше Лаврентии Валлы доказывает апокрифичность "Константинова дара". В 1436 г. Н. издал проект исправленного времясчисления, на тех основаниях, которые в конце следующего века были приняты для григорианcкого календаря. Когда большинство базельского собора открыто выступило против папы Евгения IV, Н., вместе с меньшинством, уехал в Рим, откуда, как знаток греческого языка, был послан в Константинополь, для переговоров с тамошними властями об унии. После участия во. флорентийском соборе Н. вернулся в Германию настоятелем монастыря в Майнфельде и визитатором прирейнских и примозельских монастырей, в которые он ввел необходимый реформы. В это время он издал большое философское сочинено: "De docta ignorantia" и несколько трактатов разного содержания. Возведенный в кардиналы-пресвитеры римской церкви (1448) и назначенный затем епископом бриксенским (в Тироле), Н. получил миссию преобразовать все германские монастыри. В 1454 г., под впечатлением взятия Константинополя турками, он издал сочинение: "De расе sive coucordantia fidei", где указывал на единство истинной основы во всех религиях и на возможность христианского соглашения со всеми народами, а вслед затем в соч.: "De cribratione Alchorani", очень замечательном для тогдашнего времени, старался указать на тесную связь мусульманства с христианством. Последние годы жизни Н. провел в Италии. За год, до смерти он издал главное свое философское сочинение: "Devinalione Sapientiae". Ум. в г. Тоди. В сочинении о вращении земли он на 100 лет предварил Коперника. Его же должно считать родоначальником математического учения о бесконечном, которое он связывал с философским своим принципом "совпадения противоположных". Он первый стал рассматривать круг как многоугольник с бесконечным числом бесконечно-малых сторон. По словам Джордано Бруно, "божественный Кузанец открыл величайшие таинства геометрии". В философии Н. примыкает к платонизму по содержанию и предваряет гегельянство со стороны формального принципа. Он исходит из мысли о тождестве бесконечно-великого и бесконечно-малого, или абсолютной полноты и абсолютной простоты бытия. В Божестве все есть одно, но единство всего логически предполагает различение. Прежде всего различаются возможность и действительность всего, но в бесконечном они совпадают. Отсюда три момента (абсолютная мощь, абсолютное действие и их единство), представляющие самое отвлеченное основание для истины св. Троицы, которой, впрочем, Н. дает и более конкретные выражения. Как начало всего возможного, Божество творит и всякое частное, ограниченное бытие, но так, чтобы его ограниченность могла упраздняться его соединением с противоположным, в чем и заключается внутренняя причастность всякого бытия Богу. Противоположность между духовным и материальным бытием упраздняется их соединением в человеке, но и человек по отношению к бесконечному Божеству есть бытие ограниченное - и эта их противоположность упраздняется в богочеловеке Христе, который и есть полное и окончательное откровение абсолютной истины. При большой философской смелости отдельных мыслей и взглядов, писания Н. проникнуты глубоким христианскомистическим духом. Сочинения Н. были изданы в Париже (1514) и в Базеле (1565). Немецкий перевод важнейших из них изд. Шарпф (1862). Из последователей Н. более известны Жак Ле-Февр д'Этапль (Jacobus Faber Stapulensis), преподававший философию Н. в Сорбонне, в Страницы: «« « 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |