Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2180   2181   2182   2183   2184   2185   2186   2187   2188  2189   2190   2191   2192   2193   2194   2195   2196   2197   2198  » »»

желобкам в деревянных или  чугунных  юферсах.  При  проволочном  стоячем
такелаже употребляют винтовые талрепа. Нижний  юферс  или  нижнюю  часть
винтового талрепа прикрепляют к железным планкам по  борту  судна,  наз.
вант-путинсами.
   П. на судах разделяются на прямые  и  косые.  Когда  судно  в  покое,
первые располагаются поперек корабля, вторые в диаметральной  плоскости.
Все  снасти,  необходимые  для  обращения  с  ними,  составляют  бегущий
такелаж. Прямые П. растягиваются по реям, деревьям, подвешенным к мачтам
за середину. Реи имеют  названия:  нижний  рей,  марса-рей,  брам-рей  и
бом-брам рей. Такелаж  реев  следующий:  нижний  рей  не  изменяет  свое
положение по  высоте  относительно  мачты  и  подвешен  к  последней  на
короткой цепи (цепной  борг);  марса-рей  подвешивается  на  марса-фале;
брам-рей и бом-брам рей - на брам-горденях и бом-брам-горденях. Середина
реев  придерживается  к  мачте   при   помощи   бейфутов.   Концы   реев
поддерживаются  в  горизонтальном  положении   при   помощи   топенантов
(марса-топенант, брам-топенант и бом-брам-топенант).  Для  поворачивания
реев в стороны служат брасы (нижние брасы, марса-брасы, брам-брасы и  т.
п.). Из косых П. часть растягивается по гафелям  -  наклонным  деревьям,
упирающимся нижним концом  в  мачту.  Гафель  имеет  следующий  такелаж:
бейфут для соединения с мачтой; гафельгардель для подъема нижнего  конца
гафеля (ближайшего к мачте); дирик-фал  -  для  подъема  верхнего  конца
гафеля; эринс-бокштаги, закрепленные к ноку (концу)  гафеля  и  служащие
для поворачивания его. У  бизань-мачты  парус,  прикрепленный  сверху  к
гафелю, имеет снизу другое дерево (в виду того,  что  парус  выходит  за
пределы борта), наз. гиком. Гик прихватывается к мачте бейфутом;  другой
конец поддерживается гик-топенантами. Для растягивания паруса вниз,  гик
снабжается гика-шкотом; для  поворачивания  -  гика-брасами.  Прямые  П.
имеют следующие названия: прикрепленные к фока-рею и грот-рею  -  нижние
П. - фок и грот (на  бизань-мачте  нет  нижнего  паруса).  К  марса-реям
прикрепляются марселя (формарсель, грот-марсель и крюйсель); к брам-реям
брамселя, к бом-брам-реям - бомбрамселя. Из косых  П.,  прикрепленные  к
гафелям называются триселями (фортрисель, грот-трисель  и  бизань).  П.,
протягиваемые между мачтами, наз. стакселями, Из  них  перед  фок-мачтой
имеются: бом-кливер, кливер, фор-стеньгастаксель и фока-стаксель.  Между
фок-мачтой  и  грот-мачтой:  грот-стеньгатаксель  и  грот-брам-стаксель.
Первые П. имеют треугольную форму, последние тряпецоидальную. Кроме этих
П. на корабле ставятся в помощь прямым П. на  фокмачте  и  грот-мачте  -
лиселя - П., присоединяемые сбоку к нижним П., марселям и брамселям. Они
носят  названия:   ундер-лиселя,   марса-лиселя   и   брам-лиселя.   Они
прикрепляются к рейкам, выстреливаемым  (выдвигаемым)  на  реях;  нижний
край ундерлиселя прикрепляется к  выстрелу  (шесту),  прикрепленному  на
шарнире к борту.
   П. шьются из парусины, которая бывает восьми јј,  по  толщине;  самый
тонкий ј 8, самый толстый ј 1.  ј  парусины,  применяемой  к  шитью  П.,
зависит от величины судна; кроме того на каждом судне нижние П. делаются
из  более  толстой  парусины,  чем   верхние.   Парусина   изготовляется
полотнищами, шириной 24 дм., которые сшиваются при изготовлении П.  так,
чтобы образовать вертикальные швы. Кромки П. обшиваются  шнуром,  назыв.
лик-тросом, обшитые кромки назыв. шкаторинами. Углы П.  имеют  различные
названия, смотря по тем снастям, которые закладываются (закрепляются)  в
них.  У  прямых  углов  верхние  углы  назыв.  нок-бензельными  (т.   е.
прикрепляющиеся при  помощи  бензеля  -  особой  снастью),  нижние  углы
шкотовыми  (шкотом  назыв.  снасть,  растягивающая  у  П.   подветренную
сторону; у прямых П. - кроме нижних  -  имеются  у  обоих  нижних  углов
шкоты, прикрепляющие их к нокам [концам] нижележащих рей).  У  гафельных
П. углы называются: шкотовый, галсовый  (галс  -  снасть,  растягивающая
наветренную сторону П.; имеется у прямых  парусов  лишь  у  нижних,  где
тянется  от  нижнего  угла  П.   по   направлению   к   носу   судна   -
противоположному направлению шкота),  нок-бензельный  (у  нока  гафеля),
верхний галсовый (у нижнего конца гафеля). У кливеров и  стакселей  углы
называются: фаловый (фал стакселя или кливера - снасть,  подымающая  эти
П. вверх; нирал - прикрепляющийся к тому же углу - тянет его  вниз,  при
опускании П.), галсовый и шкотовый (у стакселей, кливеров и  триселей  в
шкотовые углы закладывают два шкота, по одному для каждого  борта).  Для
уменьшения площади П. (нижних, марселей и триселей; при свежем  ветре  и
т. п.) берутся у парусов рифы. Для этой цели на П.,  параллельно  нижней
шкаторине, располагают несколько рядов коротких веревочек,  продетых  на
обе стороны П. и называемых риф-сезнями. У концов каждого  ряда  имеется
болеe крепкая снасть, наз. штык-болт. Для взятия  рифов  отпускают  рей,
притягивают к нему сперва  обе  боковые  шкаторины  П.  для  закрепления
штыкболта, затем охватывают при помощи риф-сезней  рей,  захватив  таким
образом часть П.  между  рядом  риф-сезней  и  реем.  У  прямых  парусов
риф-сезни находятся на верхней части П., у косых - на  нижней.  Так  как
взятие рифов представляет  собой  действие  очень  трудное  и  требующее
многочисленной команды, то были придуманы различные  способы  облегчения
этого дела. Так как труднее всего брать рифы на марселях, как вследствие
большой их площади, так и вследствие высокого положения их на мачте,  то
иногда делают вместо одного - два марселя  (по  высоте).  Такие  марсели
(площадь каждого = 1/2 площади обыкновенного) имеют  название  разрезных
марселей. По другому способу, рифы берутся с помощью наворачивания П. на
рею (или на гике - у триселей). Такие П., с вращающимися реями, наз.  П.
Каннингама,  по  имени  изобретателя.   При   шторме   обыкновенные   П.
переменяются на штормовые П., значительно меньшего размера  и  шитые  из
самой прочной и толстой  парусины.  В  тех  местах,  где  П.  необходимо
придать особую крепость или где он трется о какуюнибудь снасть,  у  него
делаются  нашивки,  большей   частью   с   изнанки   (т.   е.   стороны,
противоположной той, на которую  действует  ветер).  Нашивки  называются
бантами, если пришиты поперек полотнищ, напр.  риф-банты,  служащие  для
укрепления  П.  на  месте  риф-сезней,  и  боутами,  если  нашиты  вдоль
полотница или вкось относительно ее. Подробности о парусах см. - Посьет,
"Вооружение военных судов"; В. Петрушевский,  "Курс  морского  дела  для
учебного корабля" (1891); П. Федорович, "Морская практика" (1872, ч. I и
II); Березин, "Походная книжка воспитанников Морского  Училища"  (1868);
Nares, "Seamanship"  (Портсмут,  1886);  "Manuel  du  Manoeuvrier"  (П.,
1890).

   Паруса сквозные - П. с  отверстиями  для  прохода  воздуха.  Всеобщее
внимание возбудили  в  1896  г.  при  посещении  Филадельфийского  порта
итальянским парусным судном "Salvatore  Accame",  обладавшего  подобными
парусами. Впервые предложены были еще в 1848 г.  капитаном  итальянского

Страницы: «« « 2180   2181   2182   2183   2184   2185   2186   2187   2188  2189   2190   2191   2192   2193   2194   2195   2196   2197   2198  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь